Изобретение относится к обработке металлов давлеьтем н может быть использовано при изготовлении преимущественно цапф картеров ведущих мостов автомобилей, выполнениях в виде профилированного патрубка, длина которого в 6 - 10 раз гфевьшает внутренний диаметр, с фланцем и ступицей Цель изобретения - экономия металла и сокращение трудоемкости благодаря использованию полугорячей поперечно-винтовой прокатки при окончательном профилировании патрубка, а также повышение качества изготавливаемых деталей за счет фop иpoвaния структуры металла, благоприятной для последующей уттрочняющей термической обработки.
На фиг.I показана готовая деталь; на фиг.2 - исходная заготовка под горячую штамповку; на фиг.З - штам- пованньй полуфабрикат под прокатку; на фиг.4 - деталь после поперечно- винтовой прокатки, перед обрезкой торца.
Способ осуществляют следующим образом.
Из цилиндрической сплошной заготовки (фиг.2) путем горячей штамповки с нагревом до 100--1250°С изготавливают полуфабрикат под прокатку (фиг.З), который имеет сформированные окончательно ступицу и фланец, а также полученную выдавливанием заготовку патрубка, более толстостенную и короткую, патрубок готовой детали. Длина этой трубчатой части полуфабриката в 3 - 4,5 раза превьша ет наименьший внутренний диаметр и может быть выполнена с конической внешней поверхностью. Затем полуфаб- рикат охлаждают, причем ступицу охлаждают до О - 350°С со средней скоростью в 15-30 раз ниже критической дпя стали, из которой изготавливают деталь. В результате возникает разность температур между ступицей и трубчатой частью полуфабриката. После этого производят окончательное профилирование патрубка поперечно- винтовой прокаткой при температуре трубчатой части полуфабриката Ас - + (50-200 0), используя в качестве базы торец ступицы. Прокатку ведут на профилированной оправке профилированными валками, установленными под углом 1 - 5 .
Теьтература Ас + (50-200 С) может быть достигнута как непосредст232032
веино при охлаждении с температурой штамповки, так и с помощью местного индукционного нагрева трубчатой зоны полуфабриката под прокатку.
J В результате прокатки увеличивается длина заготовки патрубка, утоняются его стенки, внутренний диаметр изменяется в соответствии с формой профилированной оправки (коjO нический участок А на фиг. 4).
Длина патрубка достигает требуемой величины и несколько превьппает ее на отрезок, в котором сосредоточены торцовые дефекты (участок В на
15 фиг.4), Этот участок удаляется местной пластической деформацией в зоне С (фиг.З) непосредственно после прокатки.
В результате получается цапфа с
20 жестки да допусками и малыми припусками на окончательную механическую обработку.
Получение трубчатой части в виде заготовки длиной 1 3-4,5d позволя25 ет существенно ее укоротить, а стенки получить значительно толще. При этом улучшаются технологические условия штамповки, можно производить противодавление без опасности возникно- 30 вения потери устойчивости, уменьшить разностенность и торцовый заусенец, снизить износ инструмента и вероятность появления дефектов. Уже на стадии штамповки это приводит к уменьшению расхода металла.
Применение поперечно-винтовой прокатки на профилированной оправке профилированными валками, установленными под углом 1-5 , позволяет раскадд тать заготовку патрубка до требуемой длины с одновременным формообразованием боковой поверхности. При этом удается экономично формировать трубчатую часть за счет создания конических з астков в полости цапфы и нанесения точного внешнего профиля с допуском по диаметру 0,5 i-tM. Осуществление одновременного формирования наружного профиля и раздачи .конического участка внутреннего профиля патрубка происхо,цит за счет осевого усилия, возникающего при поперечно-винтовой прокатке. Металл в зоне конического участка подвергается пластической деформации сложного характера, обеспечивающего больший уровень упрочнения.
Осевое усилие при раздаче конического участка достаточно велико и тре35
45
50
55
313
бует большого сопротивления смятию поверхности базирования. Выбор в качестве этой поверхности наиболее удаленного от патрубка участка - торца ступицы - и пр гменение температурных режимов охлаждения после штамповки и режимов нагрева под прокатку способствует этому, так как ускоренное охлаждение ступицы позволяет поднять сопротивление смятию за счет сш-гае ния температуры. В частности, охлаждение ступицы до О - со скоростью в 15 - 30 раз меньше критической для стали, из которой изготавливают деталь, создает условия для образования на торце ступицы перлито- ферритной структуры, обладающей на порядок более высоким сопротивлением смятию, чем аустенитная структура. Низкие температуры прокатки (в области полугорячей деформации) и отдаленность торца ступицы от места прокатки позволяют сохраршть пер- лито-ферритную структуру на ступице в течение всего времени прокатки. По вьш1енная точность формирования ступицы при штамповке и высокое сопротивление к смятию поверхности базирования позволяют профилировать патрубок с малыми допусками не только по диа
метру, но и по длине, что также способствует экономии металла.
Кроме того, невысокая температура прокатки в интервале Асз + (50-200 С) способствует получению мелкозернистой структуры и подготавливает трубчатую часть детали к последующей упрочняющей термической обработке.
Соотношение длины вьдавливаемой заготовки патрубка и его внутреннего диаметра, составляющее 3 - 4,5, получено экспериментально.
При длине, меньшей трех диаметров, штамповку производить проще, но при
В индукционном нагревателе заго товку нагревали до . Методом выдавливания на прессе КГШП-4000 с противодавлением в закрытом штампе был получен штампованный полуфабрикат, длина заготовки патрубка которого составила 3,6d (204 мм). При этом точность размеров ступицы и 35 фланца составляла +1,5 мм в диаметр и +0,7 мч в осевых размерах. Разно- стенность заготовки патрубка менее 3 мм.
40 Охлаждение после штамповки прово дили, подавая на ступицу водовоздуш ную смесь. При этом ступица охлаждалась ускоренно относительно трубч той части полуфабриката. Скорость
поперечно-винтовой прокатке затрудня-45 охлаждения составляла 10 /с. (1/20
ется точное течение металла на требуемую длину; из-за большой толщины стенок заготовки возникает ненужный избыток металла при переходе от больших к меньшим диаметрам. При длине, -50 большей 4,5 диаметра, начинают проявляться описанные ухудшения технологичности штамповки. Соотношение 3 - 4,5 позволяет оптимизировать оба прокритической скорости для стали 35) Охлаждение проводили до 350°С. Уск ренное охлаждение привело к предот вращению образования окалины и рас ду аустенита в ступице на перлито- ферритную структуру. Заготовка пат рубка при этом остыла до 700 С. За полуфабрикат нагревали до температ ры прокатки 870°С (интервал темпер
десса. При выбранном соотношении уда-55 тур Ас,+(50-200 С) составляет для
ется с высокой точностью осуществлять как процесс штамповки, так и поперечно-винтовой прокатки.
4
о
5
В частности, точному прорелениго процесса прокатки способствует выполнение внешней поверхности заготовки патрубка конической.
Установка прокатных валков под углом 1 - 5° создает осевое усилие, направленное против движения оправки, т.е. обеспечивает противодавление при прокатке, что способствует повышению-качества изделий.
Пример. Способ был опробован при получении заготовки цап(| картера заднего моста автомобиля ЗИЛ-130 с отношением максимального наружного диаметра к минимальному, равным 3 (соответственно диаметра фланца, равного 227 мм, к диаметру наименьшей шейки трубчатой части, равному 76 мм).
Отношение длины патрубка 1(5(340 мм) к наименьшему внутреннему диаметру d (56 мм) составило 6 (фиг.1). Цапфу изготавливали из сортового проката стали 35, диаметром 120 мм, нарубленного на заготовке длиной 230 мм (фиг.2).
В индукционном нагревателе заготовку нагревали до . Методом выдавливания на прессе КГШП-4000 с противодавлением в закрытом штампе был получен штампованный полуфабрикат, длина заготовки патрубка которого составила 3,6d (204 мм). При этом точность размеров ступицы и 5 фланца составляла +1,5 мм в диаметре и +0,7 мч в осевых размерах. Разно- стенность заготовки патрубка менее 3 мм.
0
0
40 Охлаждение после штамповки проводили, подавая на ступицу водовоздуш- ную смесь. При этом ступица охлаждалась ускоренно относительно трубчатой части полуфабриката. Скорость
критической скорости для стали 35). Охлаждение проводили до 350°С. Ускоренное охлаждение привело к предотвращению образования окалины и распаду аустенита в ступице на перлито- ферритную структуру. Заготовка патрубка при этом остыла до 700 С. Затем полуфабрикат нагревали до температуры прокатки 870°С (интервал темперастали 35 860-1010 С). Нагрев производили местно в индукторе токами высокой частоты.
Прокатку производили на оправке с коническим утолщением профилированными валками, имеющими профиль, обратный профилю трубчатой части, и установленными под углом 7. Базиро- вание осуществляли по торцу ступицы штампованного полуфабриката.
После формирования профиля обрезали конечный участок, где сосредотачивались торцовые дефекты и избыток дефектов металла, связанный с допусками на размеры начальной цилиндрической заготовки.
В результате была получена цапфа (фиг.1) с высокой точностью размеров как фланца и ступицы, так н трубчатой части, размеры которой вьодержи- вались с допусками: по диаметру +0,5 мм, по оси +1 мм.
Таким образом, способ позволяет снизить объем механической обработки и обеспечивает зкономию металла за счет получения изделий высокой точности. Формула изобретения
I. Способ изготовления полых стальных деталей типа профилированJO
232036
ного патрубка с фЛанцем и ступицей, включаю ций горячую штамповку фланца и ступицы с выдавливанием заготовки патрубка, отличающийся тем, что, с целью экономии металла, сокращения трудоемкости и повышения качества деталей, заготовку патрубка выдавливают на длину, в 3 - 4,5 раза превьшающую наименьший внутренний диаметр патрубка, затем ступицу охлаждают до температуры О - со средней скоростью в 15-30 раз ниже критической для стали, из которой изготавливают деталь, и осуществляют f5 окончательное формообразование патрубка поперечно-винтовой прокаткой при температуре Ас + (50...200°С) на профилированной оправке профилированными валками, установленными под углом 1 - 5 °, базируя штампованный полуфабрикат по торцу ступицы.
20
2, Способ ПОП.1, отличающийся тем, что при штамповке 25 выдавливанием внешнюю поверхность
заготовки патрубка вьшолняют конической.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЕТАЛЕЙ БУРОВЫХ ЗАМКОВ | 2005 |
|
RU2299104C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГИЛЬЗ ПАТРОНОВ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ | 1996 |
|
RU2113309C1 |
Способ изготовления точной поковки пальца шарнира грузового автомобиля | 2016 |
|
RU2649627C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛЫХ ЗАГОТОВОК ИЗ ВЫСОКОПРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2002 |
|
RU2204449C1 |
СПОСОБ ВИНТОВОЙ ПРОКАТКИ ПОЛЫХ ЗАГОТОВОК С ДНОМ | 2015 |
|
RU2596519C1 |
ТРУБЫ ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛИ И СПОСОБ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2751207C2 |
ПОЛУКОРПУС ШАРОВОГО КРАНА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2597852C2 |
Способ получения полой заготовки с дном | 1988 |
|
SU1563796A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОКОВОК СО СТЕРЖНЕМ | 2004 |
|
RU2280528C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОКОВОК СО СТЕРЖНЕМ | 2004 |
|
RU2273542C1 |
Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении цапф картеров автомобилей, вьшолнен- ных в виде профилированного патрубка. Оно позволяет изготавливать полые стальные детали автомобилей. Цель изобретения - экономия металла, сокращение трудоемкости и повьвпение качества изготавливаемых деталей. Для этого методом горячей штамповки получают ступицу, фланец и заготовку патрубка. Заготовку трубчатой части штампуют длиной 1 3 - 4,5d, где d- наименьший внутренний диаметр натруб- ка. Штамповку охлаждают, при этом ступицу охлаждают ускоренно. После этого заготовку патрубка подвергают поперечно-винтовой прокатке при температуре Acj + (50 - ) на профилированной оправке профилированными валками, установленными под углом 1-5°. Базирование при прокатке производят по образованному при штамповке торцу ступицы. Ступицу охлаждают со средней скоростью в I5-30 раз ниже критической для стали, из которой изготовлена деталь, до температуры, лежащей в интервале 0-350 С. Внешнюю поверхность заготовки патрубка выполняют конической. После формирования профиля обрезают конечный участок, где сосредоточены торцовые дефекты и избыток металла, связанный с допусками на размеры начальной цилиндрической заготовки. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. i (Л оо 00 to о оо
фиг 2
cpus.3
cfue.4Редактор Н.Горват
Составитель О.Корабельников Техред А.Кравчук
Заказ 2900/П
Тираж 582Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва,, Ж-35, Раушская наб.,, д, 4/5
Производстяенно-полиг рафнческое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор А.Зимокосов
Соколов Н.Л | |||
Горячая штамповка вьщавливанием стальных деталей | |||
М | |||
, 1967, с | |||
Реверсивный дисковый культиватор для тросовой тяги | 1923 |
|
SU130A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1987-07-15—Публикация
1985-10-14—Подача