Предлагаемое устройство для счисления пути корабля при частой смене курса, например во время охоты на китов, обеспечивает в отличие от известных устройств автоматический ввод в прибор составляющих курса в прямоугольной системе координат- Эта особенность описываемого устройства повышает точность счисления, освобождает вахтенного штурмана от трудоемкой работы и ускоряет получение конечных данных счисления.
Указанные преимущества предлагаемого устройства достигаются путем применения в нем двух синусно-косинуспых построителей с дисками, вращающимися от принимающих сельсинов.
Принципиальная схема устройства изображена на чертеже.
Устройство решает задачу счисления пути по правилам письменного счисления, по формулам:
РШ ,е„ S / COS К: ОТШ,„, S /sin К. где: РД/,-сн - генеральная разность щирот,
ОТШ -генеральное отшествие,
; - плавание за элементарный отрезок времени, К - курс элементарного плавления.
Устройство непрерывно производит умножение элементарных отрезков на sin /С и сов /С и суммирует элементарные РШ и ОТШ в генеральные. По полученным генеральным РШ и ОТШ строится треугольник, гипотенуза которого является генеральным плаванием между двумя точками нахождения судна.
Прибор включает четыре счетно-решающих механизма:
А - СИНУСНЫЙ для получения значения sin /С;
В-косинусный для получения значения cos К.:
С - механизм для получения произведения sin К на плавание;
Г)- механизм для получения произведения cos К. на плавание.
ж 133614- 2 Механизм произведения I sin К приводит в действие счетчик 1, а механизм произведения / cos/( счетчик 2. Принимающий сельсин 5 гирокомпаса приводит во вращение шестерню 4 картушки 5. На шестерне закреплен цилиндрический палец 6, который входит в паз 7 кулисы 8 синусного механизма, перемещающегося по горизонтальным параллелям 9. Кулиса 8 связана с фрикционным роликом 10, отпирающимся на диск 11. Диск 11 при помощи конических шестерен приводится во вращение принимающим сельсином 12 пройденного расстояния. Этот сельсин работает от штевеньлага или специального датчика, установленного на гребном валу- ,
При изменении курса судном палец 6 передвигает кулису 8 вправо или влено от центра. Вместе с ней по диску // передвигается фрикционный ролйк /О, приводящий в действие счетчик / генерального отшествия. В зависимости от места нахождения ролика справа или слева от оси вращения диска он будет вращаться в ту или иную сторону.
Получение генеральной разности широт осуществляется косинусным механизмом, который так же, как и синусный приводится в действие тем же пальцем 6. Его направляющие 13 расположены перпендикулярно направляющим синусного механизма так, как это показано на чертеже. Вращение счетчика генеральной разности широт обеспечивается фрикционным роликом 14 и диском 15 так же, как и у синусного механизма. Согласование картушек устройства с основным прибором гирокомпаса осуществляется рукояткой 16, связанной с фрикционным механизмом 17.
Предмет изобретения
Устройство для счисления пути корабля при частой смене курса, например во время охоты на китов, содержащее два фрикционных механизма для непрерывной выработки произведения составляющих курса на длину элементарного плавания и счетчики суммарного отсчета координат, отличающееся тем, что для автоматического ввода в пр;ибор составляющих курса в прямоугольной системе координат в нем применены два синусно-косинусных построителя с дисками, вращающимися от принимающих сельсинов.
Авторы
Даты
1960-01-01—Публикация
1959-10-14—Подача