Предметом изобретения является способ определения ухода корабля с курса вследствие дрейфа и- неравномерного рыскания путем записи кривых зависимостей углов дрейфа и рыскания от проходимого пути н-а лейте самописца, перемещаемой со скоростью, проиорцпоналыюй скорости корабля,определяемой лагом.
Отличительная особенность предлагаемого способа заключается в том, что на ленте записываются одновременно кривые изменений синуса и косинуса угла рыскания, произведений синуса угла рыскан.пя на тангенс угла дрейфа и произведений косинуса угла рыскания на тапгенс угла дрейфа в зависимости от проходимого пути.
Общий случай движения, когда корабль рыскает перавиомерно как по величине угла, так и по временп нахождения на правом и левом отклонениях от заданного курса и, кроме того, дрейфует с переменным углом дрейфа, изображен на фиг. 1.
Здееь прямой линией обозначен заданный курс, пунктирной линией - движение с рысканием, g - ветровой дрейф, силошной кривой линией-истинный путь корабля, стрелкой - направление ветра.
Если взять элементарный отрезок А5 кривой движения корабля (фиг. 2) и представить его в осях координат так, чтобы направление первоначально заданного курса совпало с осью X, то элементарное отклонение от заданного куреа с учетом рыскания и дреГгфа будет:
Ду : ОБ (sincp-f tgscoss) - иД (sin-f -f tgacos-) или в дифференциальной форме:
ху : и ( sine- -г tgacos ) zt,
№ 71509
где tt- скорость движения корабля;
угол рыскания:
у.- угол дрейфа;
t- время.
Уход корабля с курса за конечный нродгежуток времени определится интегралом:
у 5- и ( sin9 -- tga cosf y.t, г графически, нлощадью, ограниченной кривой
(sine - tgZ COSf /(s),
вычерченной вдоль осн. на которой нанесены соответствугои не значения пройденного пути 5.
Величина А -и ( cos-f - tga siiTf) j.t будет являться второй
координатой корабля, характеризующей неремещенне его от начальной точки движения но линии заданного курса.
Одновременная регистрация этой координаты позволяет определять координаты корабля после двнження на переменных курсах, когда обычная прокладка невозможна.
Для запнси упомянутых кривых нользуются обычными устройствами, приемной частью которых является компас. Два первых прибора имеются на большинстве кораблей. Для фиксации угла дрейфа можно воспользоваться либо флюгарками, расположенными в наивыгоднейшем месте подводной части корпуса, либо телом, буксируемым за кормой па тросе.
В частности, на фиг. 3 изображеи вариант схемы устройства для одновременной записи сразу всех четырех кривых.
В регистрируюшей части прпбора находгггся зубчатый барабан /, вращаюшийся нроиорцпонально показапиям лага 2 с помош,ью электромагнитного механизма 3. Барабан / сматывает нерфорированную лепту с запасного рулона 4. Величины, пропорциональные синусу и косииусу угла рыскания, откладываются на ленте с номошью диска 5, посаженноIo па ось под углом 45. Диск 5 врашается репитером 6 гирокомпаса. Два приспособления 7 и 8, связанные с помошью сельсин с приемником 9 угла дрейфа и одновременно с ренитером 6 гирокомпаса, откладывают на ленте величины, пропорциональные произведениям:
tgasin и tgacosf.
Таким образом, на лепте записывается сразу четыре кривых: sine, cosf, tgasino и tgacosf.
Планиметрируя эти кривые, складывая или вычитая значепия нлощадей, получают координаты корабля относительно некоторой точки на карте, где был включен прибор.
Пред м е т и 3 о б р е т е н и я
Способ определення ухода корабля с курса вследствие дрейфа и неравномерного рыскания путем записи кривых зависимостей углов дрейфа и рыскания от проходимого пути па лейте самописца, нере.мещаемой со скоростью, проиорциопальной скорости корабля, определяемой лагом,
отличающийся тем, что на ленте записываются одновременно четыре кривые, а именно: кривые зависимостей синуса и косинуса угла рыскания и произведений синуса угла рыскания на тангенс угла дрейфа и косинуса угла рыскания на тангенс угла дрейфа от проходимого пути, после чего путем интегрирования полученных кривых определяют искомую величину ухода корабля с курса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения ускорений произвольной точки судна | 1989 |
|
SU1816968A1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИХ СУДОВ | 1997 |
|
RU2117253C1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ | 2011 |
|
RU2483327C2 |
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ | 2004 |
|
RU2260191C1 |
ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ, ОРИЕНТАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2375679C2 |
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2012 |
|
RU2483280C1 |
ПРИБОР ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ ПЕЛЕНГА В ГРАДУСАХ И ВРЕМЕНИ НА БУМАЖНОЙ ЛЕНТЕ | 1945 |
|
SU69949A1 |
СПОСОБ СПУТНИКОВОЙ КОРРЕКЦИИ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ | 2008 |
|
RU2428659C2 |
Яхтенный авторулевой | 1981 |
|
SU1020311A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ СВЕРХЗВУКОВОГО НИЗКОЛЕТЯЩЕГО ОБЪЕКТА ПО СЛЕДУ НА МОРСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРИ СБЛИЖЕНИИ ДЛЯ ВСТРЕЧИ С ОБЪЕКТОМ | 2009 |
|
RU2419108C1 |
Авторы
Даты
1975-07-15—Публикация
1944-07-14—Подача