Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях локомотивов.
Цель изобретения - повышение надежности якоря электрической машины.
На фиг. 1 показан якорь электрической машины; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 - то же, положение прорезей на боковых стенках паза на различных расстояниях от оси вращения якоря.
Якорь электрической машины содержит установленный на валу 1 шихтованный зубчатый сердечник 2, в пазах 3 которого размеш,ена обмотка 4, закрепленная пазовым клином 5. Между обмоткой 4 и дном паза 3 установлен упругодеформируемый элемент 6, подпружиненный пружиной 7. Боковые грани упругодеформируемого элемента 6 входят в прорези 8 в боковых стенках паза 3.
В процессе работы электрической машины происходит уменьшение объема, занимаемого обмоткой 4 якоря в пазу 3 сердечника 2, вследствие усыхания ее изоляции. Центробежные и динамические силы перемешают обмотку в радиальном и тангенциальном направлениях и поджимают ее к пазовому клину 5 и одной из боковых стенок паза 3. После прекраш.ения действия указанных сил обмотка 4 продолжает находиться в поджатом состоянии под воздействием упругодеформируемой пластины 6, подпружиненной пружиной 7. По мере дальнейшего усыхания изоляции пластина 6 под действием пружины 7 и центробежных сил продолжает поджатие обмотки 4 в указанном направлении - к вершине паза и боковые грани пластины переходят в следующие по высоте прорези 8 в боковых стенках паза. Обмотка 4 остается в поджатом состоянии и в случае потери упругости пружиной 7, так как упругодеформируемая пластина 6, боковые грани которой по длине паза выполнены встречно наклонными к его вершине, входит в соответствующие прорези 8 в боковых стенках паза и имеет возможность перемещаться только в направлении действия указанных сил и пружины 7. При выполнении упругодеформируемой пластины 6 на различных расстояниях от оси вращения
вала поджимающие усилия от нее и пружины 7 действуют под углом к радиальной плоскости, проходящей через продольную ось симметрии паза и ось вращения вала 1, постоянно поджимая обмотку к пазовому клину 5 и одной из боковых стенок паза 3.
Элемент 6 может выполняться из немагнитного материала, чем исключается возможность его нагрева токами Фуко, что имеет место при выполнении демпфирующе5 го элемента из магнитного материала. Нагрев демпфирующего материала ведет к интенсивному старению изоляции в обмотке паза вследствие ее перегрева.
Таким образом, в предлагаемом устройст- ве-устраняется перемещение обмотки якоря
0 в пазу сердечника под действием центробежных и динамических сил при работе электрической мащины, что позволяет умень- щить возможность механического повреждения изоляции обмотки и повысить надеж5 ность якоря электрической машины.
Формула изобретения
1. Якорь электрической мащины, содержащий шихтованный зубчатый сердечник,
0 обмотку, пазовые клинья и упругодеформи- руемые элементы, размещенные по длине паза под обмоткой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, каждый упругодеформируемый элемент выполнен в виде пластины, боковые грани которой
5 имеют скос к расточке якоря, и введен в прорези на стенках паза, повторяющие форму краев пластины, а между упруго- деформируемым элементом и дном паза установлена пружина.
0 2. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что противолежащие прорези выполнены на разных расстояниях от дна паза.
Фаг г
Составитель А. Кузьмин
Редактор А. ШишкинаТехред И. ВересКорректор А. Обручар
Заказ 3811/52Тираж 659Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фи.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Якорь электрической машины и способ его сборки | 1991 |
|
SU1829087A1 |
Электрическая машина | 1985 |
|
SU1354342A1 |
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1427493A1 |
Якорь электрической машины | 1985 |
|
SU1339759A1 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU888336A1 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU851651A1 |
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2021 |
|
RU2766306C1 |
Якорь электрической машины с газовымОХлАждЕНиЕМ | 1977 |
|
SU853742A1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1185499A1 |
Устройство для крепления обмотки в пазах шихтованного магнитопровода электрической машины | 1976 |
|
SU609180A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях. Цель изобретения - повышение надежности. Якорь электрической машины содержит установленный на валу 1 шихтованный зубчатый сердечник 2, в пазах 3 которого размеш,ена обмотка 4, закрепленная пазовым клином 5. Между обмоткой 4 и дном паза 3 установлен упругодеформируемый элемент 6, подпружиненный пружиной 7. Боковые грани элемента 6 входят в прорези 8 в боковых стенках паза 3. Это позволяет устранить перемещение обмотки якоря в пазу сердечника под действием центробежных и динамических сил при работе машины. 1 з. п. ф-лы, 3 ил. (Л со 00 О5 О5
Вагоноопрокидыватель | 1980 |
|
SU1044574A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 0 |
|
SU386468A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1985-10-10—Подача