Якорь электрической машины и способ его сборки Советский патент 1993 года по МПК H02K3/48 H02K15/00 

Описание патента на изобретение SU1829087A1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к якорям электрических машин.

Цель изобретения - повышение надежности,

На чертеже показан якорь электрической машины.

Якорь машины содержит сердечник 1, в пазах 2 которого размещена обмотка якоря 3, имеющая корпусную изоляцию 4. Обмот- ка 3 закреплена в пазу сердечника клином, состоящим из трех продольных элементов клина 5 - 7 и размещенным в боковых канавках 8 верхней части паза, имеющего форму ласточкиного хвоста. Средний элемент 6 клина также имеет форму ласточкиного хвоста и размещен в канавках 9, выполненных в крайних элементах 5 и 7 клика на сторонах, обращенных друг другу. Между элементами 5 - 7 и обмоткой 3 образован канал 10 для прохода хладагента. На дно паза уложен угфугодеформируемый элемент 11, выполненный, например, в виде пластинчатой пружины. Улругодеформируемый элемент 11 размещен в пазу в предварительно деформированном состоянии так, что по мере уменьшения высоты обмотки якоря из-за усыхания изоляции в процессе эксплуатации восстанавливающие усилия упругоде- формируемого элемента, действующие из обмотку паза, поджимают ее к поверхности контакта с элементами 5 и 7 клина, не давая возможности перемещаться под действием центробежных и динамических сил, обусловленных условиями работы машины.

В боковых канавках 8 уложены упруго- деформируемые элементы 12, выполненные, например, в виде пластинчатой пружины или резиновой прокладки. Это позволяет в совокупности с нижним упругоде- формируемым элементом 11 устранить механические перемещения обмотки в пазу под действием центробежных и динамических сил, действующих на обмотку,

С целью повышения надежности рас- клиновки боковые контактирующие поверхности 9 элементов 5 и 6, 6 и 7 клина выполнены с уклоном (например 1:100) по длине паза.

Способ сборки якоря электрической машины содержит следующие основные операции:

сборка шихтованного сердечника якоря;

установка упругодеформируемых элементов на дно паза и укладка обмотки в пазы сердечника;

установка упругодеформируемых элементов в боковые канавки паза;

последовательное укладывание сверху в каждый паз сердечника крайних элементов клина;

забивание среднего элемента клина с торцовой стороны паза в канавки крайних элементов клина.

Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность работы и улучшить охлаждение электрической машины за счет устранения механических повреждений корпусной изоляции обмотки якоря и самих клиньев и образования канала для прохождения хладагента.

Формула изобретения

1.Якорь электрической машины, содержащий шихтованный сердечник, в пазах которого уложена обмотка, закрепленная с помощью составных клиньев, состоящих и трех продольных элементов, отличаю- ш, и и с я тем, что, с целью повышения надежности, средний элемент клина выполнен в форме ласточкина хвоста, установленного в канавках, выполненных в крайних элементах клина на сторонах, обращенных одна к другой, при этом между крайними элементами клина, обмоткой и средним элементом клина образован канал для прохода хладагента.

2.Якорь машины по п.1, о т л и чающийся тем, что между крайними элементами клина и боковыми стенками паза размещены упругодеформируемые элементы.

3.Способ сборки якоря электрической машины, заключающийся в укладке обмотки в лазы шихтованного сердечника и установке в боковые канавки паза составных клиньев, состояа;их из трех продольных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, сверху в каждый паз шихтованного сердечника последовательно укладывают и устанавливают в боковые канавки паза крайние элементы клина, после чего с торцовой стороны паза между крайними элементами клина в их канавки плотно устанавливают средний элемент клина.

Похожие патенты SU1829087A1

название год авторы номер документа
Якорь электрической машины 1985
  • Киселев Валентин Иванович
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Фальковский Евгений Абрамович
  • Мартьянов Михаил Зиновьевич
  • Тарасов Николай Григорьевич
SU1339759A1
Якорь электрической машины 1985
  • Киселев Валентин Иванович
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Фальковский Евгений Абрамович
  • Мартьянов Михаил Зиновьевич
SU1336160A1
Способ сборки статора электрической машины 1990
  • Дукштау Александр Антонович
  • Хренов Александр Васильевич
  • Брызгалов Валентин Иванович
  • Белянин Владимир Константинович
  • Прутковский Самуил Александрович
SU1791909A1
Статор электрической машины с жидкостным охлаждением 1990
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Подгорный Борис Максимович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Бабяк Аркадий Антонович
  • Янцов Александр Александрович
SU1725318A1
Якорь электрической машины с газовымОХлАждЕНиЕМ 1977
  • Витченко Владимир Степанович
  • Смирнов Геннадий Константинович
  • Шалаев Владимир Григорьевич
SU853742A1
СПОСОБ СБОРКИ СТАТОРА ГИДРОГЕНЕРАТОРА 2004
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2276446C1
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2025869C1
Статор электрической машины 1980
  • Арошидзе Юрий Васильевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Орлов Аркадий Степанович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Прутковский Самуил Александрович
  • Орлов Евгений Михайлович
  • Дегусаров Юрий Александрович
SU1119124A1
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Андреев Н.М.
  • Горчинский Ю.Н.
  • Кузнецов В.И.
  • Куклинов В.И.
  • Сосков В.А.
RU2076427C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТ ПРИВОДА ЭЛЕКТРОУПРАВЛЯЕМОГО КЛАПАНА 1995
  • Соколов В.И.
RU2101597C1

Реферат патента 1993 года Якорь электрической машины и способ его сборки

Использование: в электромашиностроении, в частности в конструкции якорей электрических машин и технологии их сборки. Сущность изобретения: якорь электрической машины содержит сердечник 1, в пазах 2 которого размещена обмотка 3, имеющая корпусную изоляцию 4. Обмотка .закреплена в пазу сердечника клином, состоящим из трех продольных элементов 5 - 7 и размещенным в боковых канавках 8 паза, имеющего форму ласточкиного хвоста. Средний элемент 6 клина имеет форму ласточкиного хвоста и размещен в канавках 9 крайних элементов 5 и 7 клина на сторонах, обращенных друг к другу. Между элементами клина 5, 6 и 7 и обмоткой 3 образован канал 10 для прохождения хладагента. На дно паза и в боковых канавках 8 уложены упруго- деформируемые элементы 11 и 12. Способ сборки якоря электрической машины содержит следующие операции: сборку шихтованного сердечника, установку упругодеформируемого элемента на дно паза; укладку обмотки в пазы шихтованного сердечника; последовательное укладывание сверху в каждый паз сердечника упруго- деформируемых элементов и крайних элементов клина; установку крайних элементов клина в боковые канавки паза; забивание среднего элемента клинз с торцовой стороной паза в канавки крайних элементов клина. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил. 7 П

Формула изобретения SU 1 829 087 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1829087A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Клин для закрепления обмотки в пазу магнитопровода электрической машины 1978
  • Дорошкевич Константин Александрович
  • Чернов Игорь Яковлевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Ковалев Евгений Борисович
SU792487A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Кузнечная нефтяная печь с форсункой 1917
  • Антонов В.Е.
SU1987A1

SU 1 829 087 A1

Авторы

Болюх Владимир Федорович

Черкасов Анатолий Кузьмич

Даты

1993-07-23Публикация

1991-05-20Подача