Нзо6рит4Ч1ие отчпс-ится к машино- строен1по, а именно к системам смз зки двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение эф- фективности устройства.
На фиг.1 изображено устройство, разрез; на фиг.2 - вид л ма фиг.1.
Устройство состоит из корпуса 1, крышки 2, днища корпуса 3 с отверстиями для входа 4 и выхода 5 масла, фильтра 6 из тканого хлопчатобумажного или шерстяного материала, щелочного химического реагента 7, выполненного в виде гранул сплава натрий- олово, с наполнителем в виде алюминиевых колец 8, предотвращающих спекание гранул, фильтра-дозатора 9 галоидного химического реагента, пред- стаБляющего собой хлопчатобумажный или шерстяной материал, пропитанный
5%-ным раствором иода в этиловом спирте, прибора 10 контроля степени загрязненности устройства, невозвратного клапана 11 с армирующей шайбой 12, перепускног о клапана 13 с пружиной 14, размещенного в корпусе 15, жестко закрепленном на пластинчатой пружине 16. Перепускной клапан 13 имеет кольцо 17, которое посредством гибкого связующего элемента 18, проходящего через сальниковое устройство 19, связано с прибором 10 контроля степени загрязненности устройства. Внутри корпуса 1 устройства располо- жен внутренний пакет, состоящий из нижней 20 и верхней 21 крыщек и трех цилиндрических вставок с отверстиями 22 для прохода масла. На цилиндрической вставке 23 малого диаметра разме щен фильтр-дозатор 9 иода, на цилиндрической вставке 24 среднего диаметр размещен фильтр 6, а в полости межд фильтром 6 и цилиндрической вставкой 25 большог о диаметра ще.шэчной реаген 7 с напопнителем 8.
Устройство работает следукнцим образом.
При запуске двигателя масло из картера подается через отверстие 4 и невозвратный клапан 11 в устройство для создания трибохимического режима Дапее через отверстия 22 цилиндрической вставки 25 бопьшого диаметра масло поступает н полость со щелочным реагентом 7 и наполнителем 8. В этой полости продукты работающего масла взаимодгч1стпук-;т с:п щелочным реагенто 7 и п нем parrt T щелс чное число (мг
КОН на 1 г масла), а из щелочного реагента высвобождаются мелкодисперсные частицы на основе олова. Места прямых контактов гранул щелочного реагента 7 с алюминиевым наполнителем 8 при прокачке масла могут контактировать с водой, всегда в незначительных количествах присутствующей в работающих маслах. В этом случае окисная пленка алюминия растворяется гидроксидом натрия NOH с образованием алюминатов - солей, содержащих алюминий в составе аниона AljOj + 2NaOH + - 2МаГА1(ОН)„3 .
Алюминий, лищенный защитной пленки, взаимодействует с водой, при этом выделяется водород и образуется гид- роксрщ алюминия
2А1 + - 2А1(ОН)з + .
Образующееся незначительное количество водорода является хорошим восстановителем в окислительных процессах, происходящ1тх в работающем масле, а гидроксвд алюминия А1(ОН) , являющийся типичным амфотерным гидроксидом, легко образует с маслом коллоидный раствор и может вступать в реакцию с кислотами, образуя соли.
Обработанное щелочным реагентом и обогащенное мелкодисперсными частицами на основе олова и алюминия работающее масло проходит далее через фильтр 6, где отбираются загрязнения, а также отколовшиеся от гранул укрупненные частицы щелочного реагента и через отверстия 22 во втулке среднего диаметра 21 поступает на фильтр-дозатор 9 иода.
Здесь мелкозернистые частицы на основе олова и алюминия, проконтакти- ровав с иодом, приобретают свойства модификаторов трения и вместе с работающим маслом проходят через фильтр дозатор 9 иода и далее через Отверстия 22 во втулке 23 и выходное отверстие 5 поступает в систему смазки двигателя.
В случае загрязнения фильтра 6 и фильтра-дозатора 9 иода в корпусе 1 устройства будет повышаться давление, которое откроет перепускной клапан 13 и масло будет проходить мимо пакета химических реагентов с фильтрами.
При этом кольцо 17 потянет гибкий связующий элемент 18 и прибор 10 контроля степени загрязнения устройства будет показывать величину открытия перепускного клапана 13 и количество
масла, проходящего мимо щелочного реагента 7 и фильтра 6 и фильтра-дозатора 9 по заранее оттарированнр)1м шкалам. По показаниям устройства можно судить о необходимости очистки или перезарядки реагента и фильтров.
Таким образом, повышение эффективности трибохимического режима мае-, ляной системы ДВС при использовании устройства достигается за счет установки невозвратного клапана из мас- лостойкой резины на входе масла в корпус устройства, который предотвращает вытекание масла из устройства во время остановки двигателя, и тем самым предотвращает разложение химических реагентов пакета на воздухе, причем не увеличивая металлоемкости устройства.
20 ным клапаном, перепускным клапаном и внутренним пакетом для размещения хи М1тческих реагентов и фильтров, пр1гче щелочной реагент выполнен в виде гра нул с использованием в качестве наУстановка перепускного клапана с прибором контроля загрязненности устройства, работающим непосредственно от открытия перепускного клапана, по- jg полнителя алюминиевых колеи, а гало- зволяет не обеднять маслом механизм идный фильтр-дозатор выполнен на ос- при засорении фильтров, а также контролировать момент засорения фильтров и принимать своевременные меры по их
нове тканого хлопчатобумажного или шерстяного материата, пропитанного 5%-ным раствором иода в )тиловом спирте, невоз13ратный клапан выполнен из маслостойкой резины, фильтр выполнен из тканого хлопчатобумажного и.пи шерстяног о материала, а внутренний пакет выполнен из нижней и верхней крышек и трех цилиндрических вставок большого, среднего и малого диаметров, снабженных отверстиями д тя прохода масла, невозвратный клапан установлен на днище Kopnvca с возможностью перекрытия отяерстиГ для входа масла в устройство, перепускной клапан установлен в корпусе и связан с прибором контроля степени загрязненности устройства, фильтр-лотлтор размещен на внешней стороне ципиндричес- кой вставки малого диаметра, фм.мьтр размещен на внешней стороне пи.чиид))- ческой вставки среднего дилмстрл, а щелочной реагент размоикч фильтром и ЦИЛИНДр1Г{еСКОИ РСТЛПЮ ; 0(1Л1,очистке при перезарядке.
Кроме того, снабжение полости щелочного реагента наполнителем из алюминиевых колец, которые предотвращают спекание гранул щелочного реагента в процессе работы и служат источником модификаторов трения на алюминиевой основе, которые в контакте с иодом при высоких локальных температурах на поверхностях трения диффундируют в сталь, , медь и их сплавы, али- тируя поверхности трения, позволяет восстановить не только износ деталей, изготовленных из баббитов или бронз, что обеспечивают модификаторы трения на основе олова, но и детали, изготовленные из стали, чугуна, меди и их сплавов. При этом трущиеся поверхности деталей за счет алитирова- ния приобретают антифрикционность, жаростойь.ость и антикоррозионность, а
в работающем масле понышлетгя теплопроводность.
Формула изобретения
Устройство для создания трибохимического режима в масляно : системе механизма, состоящее из корпуса, крышки, днища корпуса с отверстиями для входа и выхода масла, фильтра и химических реагентов: щелочного преимущественно сплава натрия и олова, и галоидного фильтра-дозатора преимущественно-.на основе иода, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности, оно дополнительно снабжено прибором контроля степени загрязненности устройства, невозвратным клапаном, перепускным клапаном и внутренним пакетом для размещения хи- М1тческих реагентов и фильтров, пр1гчем щелочной реагент выполнен в виде гранул с использованием в качестве наполнителя алюминиевых колеи, а гало- идный фильтр-дозатор выполнен на ос-
полнителя алюминиевых колеи, а гало- идный фильтр-дозатор выполнен на ос-
нове тканого хлопчатобумажного или шерстяного материата, пропитанного 5%-ным раствором иода в )тиловом спирте, невоз13ратный клапан выполнен из маслостойкой резины, фильтр выполнен из тканого хлопчатобумажного и.пи шерстяног о материала, а внутренний пакет выполнен из нижней и верхней крышек и трех цилиндрических вставок большого, среднего и малого диаметров, снабженных отверстиями д тя прохода масла, невозвратный клапан установлен на днище Kopnvca с возможностью перекрытия отяерстиГ для входа масла в устройство, перепускной клапан установлен в корпусе и связан с прибором контроля степени загрязненности устройства, фильтр-лотлтор размещен на внешней стороне ципиндричес- кой вставки малого диаметра, фм.мьтр размещен на внешней стороне пи.чиид))- ческой вставки среднего дилмстрл, а щелочной реагент размоикч фильтром и ЦИЛИНДр1Г{еСКОИ РСТЛПЮ ; 0(1Л1,шого диаметра.
бидА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма | 1987 |
|
SU1507995A2 |
Устройство для поддержания постояннодействующего трибохимического режима в смазочной системе механизма | 1989 |
|
SU1710790A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРИБОХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ МЕХАНИЗМА | 1992 |
|
RU2027030C1 |
НЕЙТРАЛИЗАТОР КИСЛОТНОСТИ ОТРАБОТАННЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 2000 |
|
RU2178089C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРИБОХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ МЕХАНИЗМА | 1994 |
|
RU2039299C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРИБОХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ МЕХАНИЗМА | 1994 |
|
RU2046195C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРИБОХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2027031C1 |
Устройство для создания трибохимического режима в циркуляционной системе смазки механизма | 1990 |
|
SU1814691A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРИБОХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ МЕХАНИЗМА | 1994 |
|
RU2084753C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2072431C1 |
Изобретение позволяет повысить эффективность устр-ва и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания. Для этого в устр-ве установлены невозвратный клапан 11 из маслостойкой резины на входе масла в корпус устр-ва, который предотвращает вытекание масла в корпус устр-ва во время остановки двигателя, перепускной клапан 13 с прибором 10 контроля загрязненности устр- ва, работающий непосредственно от открытия перепускного клапана. Это позволяет не обеднять маслом механизм при засорении фильтров, а также контролировать момент засорения фильтров. Полость щелочного реагента снабжена наполнителем из алюминиевых колец 8, которые предотвращают спекание гранул реагента и служат источником модификаторов трения на алюминиевой основе . Последние в контакте с иодом при высоких локальных т-рах на поверхностях трения диффундируют в сталь, чугун, медь и их сплавы, аллитируя поверхность трения. 2 ил. i сл 2 со 4 СО о Д;; СП
Редактор А.Козориэ
Составитель С.Аронов Техред Л.Сердюкова
Заказ 4616/31Тираж 481Подпис ое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113033, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор М.Пожо
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 0 |
|
SU353054A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-10-07—Публикация
1986-02-05—Подача