Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муф гах транспортных средств.
Цель изобретения повьпиение на- делшости работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажиного усилия.
На фиг.1 изображена фрикционная муфта сцепления, профильный разрез; на фиг, 2 - узел I на фиг . 1 ; на фиг, 3 характеристика нарастания момента М трения в зависимости от величины ход поршня гидроцилиндра.
Фрикционная муфта сцепления содержит маховик 1 с установленными на ;нем ведущим нажимным 2 и средним 3 дисками, ведомые диски 4, снизанные с валом 5 сцепления через ступицу 6, корпус силового гидроцилиндра 7 с расположенным в нем поршнем 8 отжимные пружины 9, установленные между поршнем 8 и опорой 10 пружины. В ведущем нажимном диске 2 со стороны поршня 8 гидроцилиндра выполнена кольцевая проточка, образующая цент- рирующий буртик 11, по которому центрируется установленная межд ведущим нажимньм диском 2 и поршнем 8 упругая нажимная кольцеобразная пластина 12, и опорную поверхность 13 этой пластины радиусом R (фиг.2), На ведущем нажимном диске 2 выполнен также кольцевой ступенчатый упор 14 в виде кольцеобразного выступа радиусом г t R, при этом в осевом направлении упор 14 смещен относительно опорной поверхности 13 на величину ,
Между опорной поверхностью 13 и концевым упором 14 и концентрично им на нажтмном диске могут быть выполнены доподо1ительные опорные пояски 15 и 16 радиусами соответственно R и К„, которые в осевом направлении смещены относительно опорной поверхности на величины соответственно с и d ,, при этом вьщерживаются соотношения К RT 7 RI г
о d 2 7 а
Фрикционная муфта сцепления работает следующим образом.
При отсутствии давления жидкости в полости силового гидроцилиндра 7 его поршень 8 под действием отжимных пружин 9 находится в крайнем правом положении (фиг.1). При этом диски 2-4 находятся в несжатом состоянии и крутящий момент от ведущих дисков 3 и ведущего нажимного диска 2 к ве
7
домым дискам 4 нр передается, т.е. муфта в мключена.
При включении муфты сцепления жидкость под давлением подается в полость силового гидроцилиндра 7 и поршень 8, преодолевая сопротивление пружи 9, пе()емещается влево, воздействуя через упругую кольцеобразную
пластину 12 на ведущий нажимной диск 2 и сжимая поверхности трения. На первом этапе сжатия поршень 8 деформирует упругую кольцеобразную пластину 1 2 до выбора зазора if между упругой кольцеобразной пластиной 12 и концевым упором 14 (фиг,2), при этом усилие сжатия дисков 2 - 4 а следовательно, и момент трения в муфте возрастает соответственно характеристике
упругой кольцеобразной пластины 12. Этому этапу соответствует отрезок ОА характеристики нарастания момента М- трения (фиг.3).
После выбора зазора между упругой кольцеобразной пластиной 12 и концевым упором 14 (фиг.2) упругая связь между поршнем 8 и ведуш м нажимным диском 2 заменяется жесткой и момент трения в муфте нарастает соответственно нарастанию давления в силовом гидроцилиндре 7. Этому этапу соответствует линия АВ характеристики на фиг.3, Таким образом, обеспечивается двухступенчатая кусочно-линейная характеристика нарастания момента трения по ходу поршня 8 гидроцилиндра 7 с плавным его нарастанием в начале включения,
Если на ведущем нажимном диске 2 вьшолнено несколько опорных поясков 15 и 16 (фиг,2), то при перемещении поршня 8 до выбора зазора сУ, между упругой кольцеобразной пластиной 12 и опорным пояском 15 характеристика нарастания момента М трения будет соответствовать характеристике деформации пластины 12 радиусом R (отрезок ОС на фиг.З). После выбора за- вора с/, пластина упирается в опорный поясок 15, а поршень 8 продолжает ее деформировать до выбора зазора J , На этом этапе нарастание момента трения соответствует характеристике деформаций упругой кольцеобразной пластины 12 радиусом R , Поскольку R R, то жесткость пластинь; радиусом R., будет больше, чем пластины радиусом R, а характеристика
нарастания момента ,. трения буд.ет описываться отрезком СП на фиг.З. После выбора зазора сГ упругая кольг;еобразная пластина 12 упирается в опорный поясок 16, а поршень 8 продолжает деформировать упругую кольцеобразную пластину 12 до выбора зазора cf (фиг, 2). На этом этапе нарастание усилия сжатия дисков 2-4 соответствует характеристике деформации пластины 12 радиусом R, а нарастание момента трения описывается отрезком ДЕ на фиг.З.
После выбора всех зазоров нарастание нажимного усилия и момента трения соответствует нарастанию давления в силовом гидроцилиндре 7 (отрезок ЕВ на фиг.З).
.4887
Ф о р м у л
изобретения
(фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий нажимной диск, ве- домые диски, силовой гидроцилиндр с поршнем, нажимную упругую кольцеобразную пластину, контактирующую с опорными поверхностями нажимного диска и поршня, о тличающа яся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажимного усилия, одна из опорных поверхкостей выполнена ступенчатой с по крайней мере одним концевым упором, сме- щенньм вдоль оси муфты в сторону фрикционных дисков и с центрирующим буртиком, контактирующим с упругой кольцеообразной пластиной.
cpuff.Z
MT
О
срие.З
Хл
Редактор А.Ревин
Составитель И.Лукина Техред Л.Сердюкова
Заказ 4896/32Тираж 803Подписное
-ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раущская наб,, д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ул.Проектная,4
Корректор М.Шароши
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1984 |
|
SU1193020A1 |
Привод управления муфтой сцепления транспортного средства | 1990 |
|
SU1749069A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
Привод управления муфтой сцепления транспортного средства | 1990 |
|
SU1717428A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1180578A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1984 |
|
SU1244412A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА И УСТРОЙСТВО СЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2238451C2 |
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ И ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ УЗЛА СЦЕПЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2156896C2 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 2018 |
|
RU2689670C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в муфтах транспортных средств, Целью изобретения является повыгаение надежности работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажимного усилия. Для этого в нажимном диске 2 со стороны поршня 8 имеется центрирующий буртик, контактирующий с нажимной упругой кольцеобразной пластиной 12. На нажимном диске 2 имеется также концевой ступенчатый упор 14. Упор 14 смещен относительно опорной поверхности 13 в сторону ведущих и ведомых фрикционных дисков 2, 3 и 4. При подаче давления в гидроцилиндр 7 и после выбора всех зазоров нарастание нажимного усилия и момента трения соответствует нарастанию давления в силовом гидроцилиндре 7 благодаря передаче усилия через концевой упор 14. 3 ил. с (Л Г 4; 00 00 Cpue.f
Патент США № 3236349, кл, 192-99, 1966. |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1985-01-31—Подача