Способ раздельного управления реверсивным вентильным электроприводом и устройство для его осуществления Советский патент 1987 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU1354377A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к реверсивным электроприводам постоянного тока, оснащенным системой подчиненного регулирования скорости и реверсивным вентильным преобразователем с раздельным управлением, и может найти применение для механизмов, работающи с частыми реверсами момента в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности.

Цель изобретения - повьшение надежности электропривода за счет снижения перерегулирования и устранения бросков тока.

На фиг. 1 показана функциональная схема электропривода, в котором реализован способ; на фиг. 2 - временные диаграммы, поясняющие способ и работу устройства.

Электропривод содержит последовательно соединенные узел 1, сравнения, регулятор 2 скорости, узел 3 сравне- .ния и регулятор 4 тока, систему 5 импульсно-фазового управления, выходы которой через управляемые ключи 6 и 7 подключены порознь к управляющим цепям групп 8 и 9 вентилей Вперед и Назад реверсивного вентильного преобразователя 10, соединенного с якорной обмоткой электродвигателя 11 датчики 12 скорости и 13 тока якоря электродвигателя, соединенные своими выходами соответственно с входами уз лов 1 и 3 сравнения, включенный в цепь обратной связи регулятора 2 ско рости yпpaвлкe a.IЙ ключ 14, логическое переключающее устройство 15, вы

ходы которого порознь соединены с уп- равляющимк входами управляемых ключей 6 и 7, а первый вход подключен к, выходу датчика 13 тока, источник 16 постоянного напряжения и сумматор 17.

Кроме того, электропривод содержит управляемый ключ 1В, логический блок 19 управления и узел 20 -сравнения входы которого соединены с входами узла 1 сравнения, а выход подключен к второму входу логического переключающего устройства 15.и к третьему входу логического блока 19 управления, первые два входа которого связаны с выходами логического переключающего устройства 15, а .выход соединен с управляющим входом управляемого кгпоча 14. Источник 16 постоянного напряжения через управляемый ключ 18 соединен с одним из входов суммато

0

35 и

ра 17, включенного между выходом регулятора А тока и входом системы 3 импульсно-фазового управления, при этом управляющий вход управляемого ключа 18 соединен с управляющей цепью управляемого ключа 7.

Логический блок 19 управления содержит логический элемент ШШ-НЕ 21, элементы И 22-24, компараторы 25 и 26 и релейный пороговьй элемент 27, вход которого соединен с инвертирующим входом компаратора 25, подключенного выходом к первому входу

5 элемента И 22, и с неинвертирующим входом компаратора 26, подключенного выходом к второму входу элемента И 23. Общая точка входов компараторов 25 и 26 и релейного элемента 27 явля20 ется третьим входом логического блока 19 управления. Его первым входом служит первый вход элемента ИЛИ-НЕ 21 и второй вход элемента И 22, а вторым входом - второй вход элемента

25 ИЛИ-НЕ 21 и первый вход элемента И 23. Выходы элементов И 22 и 23 подключены к первому входу элемента И 24, второй вход которого связан с выходом релейного порогового элемента 27, а

30 выход соединен с вьпсодом элемента ИЛИ-НЕ 21 и с выходом логического блока 19 управления.

Логический блок t9 управления реализует логическую зависимость

UBM (и

ли«х. )v и„.. А

и.

в«,

6X1 9)ti )A(S

«)

и

тов на фиг.

или, переходя к обозначениям элемен- 1,

тов на фиг.

U,,(U. )v си;, А и:, )л л(,)и;, л u:)A(S uj,

УЗЬ J

(f

Ue.. ;

. напряжение на первом входе логического блока управления; напряжение на втором входе логического блока управления; напряжение на третьем входе логического блока управления, пропорциональное ошибке регулирования по скорости; величина зоны нечувствительности блока управления (релейного порогового элемента 27).

На диаграммах (фнг. 2) представлны следующие временные зависимости: а - напряжение задания системы регулирования; ние на выходах первого лов сравнения U, и Ц электродвигателя Т.

и на .входе

I

б и

- 10 5

г - напряже- третьего у в - ток напряжение

и на выходе регулятора скорости;

и „г на выходе регуляд - напряжение и р на выходе тора тока; е - напряжение U

t

на пе

вом выходе логического переключающего устройства; ж - напряжение Uj j на втором выходе логического переключающего устройства; з - напряжение и. на выходе первого компаратора; и - напряжение U на выходе второго компаратора; к - напряжение U, на выходе элемента ИЛИ-НЕ; л - напряжение Ujj на выходе элемента И 22; м - напряжение на выходе элемента И 23; н - напряжение U на выходе релейного порогового элемента; о - напря- жение Uj на выходе элемента И 24; п - напряжение U,} на выходе логичес кого блока управления.

Способ осуществляют следующим образом.

Допустим, что напряжение задания на скорость электродвигателя 11 изменяется по треугольной диаграмме (фиг. 2а). До момента времени t оно увеличивается. Логическое переключающее устройство 15 контролирует полярность напряжения ошибки регулирования по скорости на выходе узлов 1 3 сравнения и наличие тока в якорной цепи электродвигателя 11. по напряжению на выходе датчика 13 тока и блокирует подачу импульсов управления на группу 9 вентилей Назад при помощи размыкания управляемого ключа 75 а также подает импульсы управления на группу 8 вентилей Вперед с выход системы 5 импульсно-фазового управления через замкнутый ключ 6. Б момент времени t напряжение задания на скорость на входе узлов 1 и 3 сравнения начинает уменьшаться. В момент времени t, изменяется полярность напряжения ошибки регулирования по скорости, и при превышении напряжением ошибки регулирования по скорости зоны нечувствительности логического переключающего устройства 15 и логического блока 19 управле;ния в момент времени tj появляется сигнал на пере

5

0

0

5

5

ключение групп вентилей преобразователя 10. Одновременно логический блок 19 управления осуществляет опе- р. рацию блокировки входного сигнала контура тока. На его выходе появляется сигнал логической единицы, который подается на управляющий вход ключа 14, ключ замыкается и закорачивает цепь обратной связи регулятора 2 скорости. Напряжение на выходе регулятора 2 скорости скачкообразно уменьшается до нуля (фиг. 2г), а напряжение на выходе регулятора 4 тока скачкообразно уменьшается на величину пропорциональной составляющей (фиг. 2д). Поэто : му ЭДС группы вентилей Вперед преобразователя 10 становится меньше ЭДС электродвигателя 11 в течение одного интервала дискретности вентильного преобразователя 10 и ток электродвигателя 11 форсированно спадает до нуля (фиг. 2в).

Замкнутый контур тока системы подчиненного регулирования за время уменьшения тока электродвигателя 11 до нуля отрабатьшает нулевой задающий сигнал на входе и автоматически осуществляет приведение выходного напряжения регулятора 4 тока к нулевым начальным условиям, т.е. к уровню, при котором среднее значение ЭДС группы 8 вентилей Вперед преобразователя 10 и ЭДС электродвигателя 11 приблизительно равны между собой.

Одновременно разряжается, интегральная часть регулятора 2 скорости и С напряжение на его выходе также приводится к нулевым начальным услови

ям (фиг. 2 г,д) .J

При достижении током нулевого значения в момент времени t логи

ческое переключающее устройство 15 снимает импульсы управления с ранее работавшей группы 8 вентилей Вперед и блокирует подачу импульсов управления на обе группы вентилей преабразо- I вателя 10 при помощи размыкания

управляемых ключей 6 и 7.

Б течение времени установленной бестоковой паузы , необходимой для надежного запирания ранее работавшей группы 8 вентилей Вперед, сигнал на входе контура тока и пода- ча управляющих импульсов на обе груп- пь преобразователя 10 остаются забло- кированными. Поэтому напряжения на выходе регуляторов 2 скорости и 4 тока в течение установленной бестоков момент времени t окончания бестоковой паузы логическое переключающее устройство 15 с помощью ключа 7

. 1354377

вой паузы остаются неизменными и со- вится меньше ЭДС электродвигателя 11 ответствуют нулевым начальным уело- в течение одного интервала дискрет- виям, сформированным в системе под- ности преобразователя 10, а ток чиненного регулирования для ранее ра- с электродвигателя 11 возникает сразу ботавшей группы 8 вентилей Вперед. после окончания установленной бестоковой паузы.

Это позволяет устранить неоднозначную зависимость напряжения преоб- ойуществляет подачу импульсов управ- 10 разователя 10 от углов регулирования ления на группу 9 вентилей Назад и ; групп вентилей, существенно уменьшить изменяет входное напряжение системы скачки напряжения, прикладываемого к 5 импульсно-фазового управления на нагрузке, при любых режимах переклю- величину iU ZSCeiji-fT/Z), где S - кру- чения групп вентилей, повысить на- тизна нарастания пилообразного напря- 15 дежность электропривода, жения; oij - угол начального согласования системы 5 импульсно-фазового управления, так как подключает к входу сумматора 17 через управляемый

Устройство работает следующим образом.

Допустим, что напряжение задания на скорость электродвигателя 11 на 20 входе узлов 1 и 20 сравнения изменяет ся по треугольной диаграмме (фиг.2а). До момента времени t оно увеличивается с постоянным темпом. Ток разгона двигателя при этом постоянный

ключ 18 источник 16 постоянного напряжения.

При раздельном управлении реверсивным вентильным преобразователем

Допустим, что напряжение задания на скорость электродвигателя 11 на 20 входе узлов 1 и 20 сравнения изменяет ся по треугольной диаграмме (фиг.2а). До момента времени t оно увеличивается с постоянным темпом. Ток разгона двигателя при этом постоянный

угол начального согласования ei выбирается больше Т/2, т.е. углы регули- 25 (фиг. 2а), а скорость электродвигатерования групп вентилей преобразователя раздвигаются относительно IT/Z на

It угол - у . Это приводит к возникновению люфта в регулировочной харак 30 нения имеет положительную полярность

(фиг,, 26) и подается на третий вход логического блока 19 управления и на второй вход логического переключающего устройства Т)) на первый вход

теристике реверсивного вентильного преобразователя. Поэтому изменение входного сигнала системы 5 импульсно- фазового управления ка время работы

груйпы 9 вентилей Назад на величину 35 поступает сигнал с выхода

датчика 13 тока. Такая полярность

((sio- -), соответств пощую разошибки регулирования соответствует протеканию положительного тока, т. работе группы вентилей Вперед. Л гическое переключающее устройство находится в устойчивом состоянии, сигнал на переключение групп венти отсутствует, на первом его вьгходе присутствует сигнал логической еди цы, а на втором - логического нуля (фиг. 2е,ж). Сигнал логической еди цы с первого выхода устройства 15 дается на первый вход логического блока 19 управления и на управляющий вход ключа 6, а сигнал логичес кого нуля с второго выхода устройс ва 15 подается на второй вход логи ческого блока 19 управления и упра ляющие входы ключей -18 и 7. Вследствие этого ключи 18 и 7 находятся и разомкнутом состоянии, а ключ 6 в замкнутом. Управлякицие импульсы подаются через ключ 6 на управляющ электроды группы 8 вентилей Впере

движке углов регулирования групп вентилей, позволяет устранить люфт в регулировочной характеристике преобразователя 10 и осуществить переход от нулевых начальнь;;к условий, сформированных в системе подчиненного регулировакия для групп 8 вентилей Вперед к нулевым начальным условиям в системе подчиненного регулирования для группы 9 вентилей Назад преобразователя 10 независимо от режима переключения групп вентилей.

Одновременно снимается блокировка входного сигнала контура тока посредством размьжания ключа 14 по команде из логического блока 19 управления. В результате этого напряжение на выходах регуляторов 2 скорости и 4 тока скачкообразно изменяется на величину пропорциональной составляющей этого напряженки (фиг. 2г,д) и ЭДС группы 9 вентилей Назад станпЭто позволяет устранить неоднозначную зависимость напряжения преоб- 10 разователя 10 от углов регулирования ; групп вентилей, существенно уменьшить скачки напряжения, прикладываемого к нагрузке, при любых режимах переклю- чения групп вентилей, повысить на- 15 дежность электропривода,

Устройство работает следующим образом.

Допустим, что напряжение задания на скорость электродвигателя 11 на 20 входе узлов 1 и 20 сравнения изменяет ся по треугольной диаграмме (фиг.2а). До момента времени t оно увеличивается с постоянным темпом. Ток разгона двигателя при этом постоянный

25 (фиг. 2а), а скорость электродвигателя 11 возрастает с постоянным ускорением.

При этом ошибка регулирования по скорости на выходе узлов 1 и 20 сравнения имеет положительную полярность

(фиг,, 26) и подается на третий вход логического блока 19 управления и на второй вход логического переключающего устройства Т)) на первый вход

0

5

0

5

ошибки регулирования соответствует протеканию положительного тока, т.е. работе группы вентилей Вперед. Логическое переключающее устройство 15 находится в устойчивом состоянии, сигнал на переключение групп вентилей отсутствует, на первом его вьгходе присутствует сигнал логической единицы, а на втором - логического нуля (фиг. 2е,ж). Сигнал логической единицы с первого выхода устройства 15 подается на первый вход логического : блока 19 управления и на управляющий вход ключа 6, а сигнал логического нуля с второго выхода устройства 15 подается на второй вход логического блока 19 управления и управляющие входы ключей -18 и 7. Вследствие этого ключи 18 и 7 находятся и разомкнутом состоянии, а ключ 6 - в замкнутом. Управлякицие импульсы подаются через ключ 6 на управляющие электроды группы 8 вентилей Вперед,

71354377

а на вход системы импульсно-фазового

управления поступает выходное напряжение регулятора 4 тока, так как ключ 18 разомкнут и источник 16 постоянного напряжения отключен от входа сумматора 17, Подача управляющих импульсов на управляющие электроды группы вентилей Назад заблокирована, так как ключ 7 тоже разомкнут.

Состояние элементов логического блока 19 управления в этом режиме следующее. На выходе элемента ИЛИ-НЕ 21, входы которого связаны через входы блока 19 с выходами устройства 15 присутствует сигнал логического нуля (фиг. 2к). На выходе первого 22 и второго 23 элементов И тоже сигнал логического нуля, так как при положительной полярности ошибки регулиро- 20 мени t, . На выходе компаратора 25 по- вания по скорости, поступающей на инвертирующий вход компаратора 25 и неинвертирующий вход компаратора 26, на выходе компаратора 25 присутствует сигнал логического нуля, а на выходе компаратора. 26 - сигнал логической единицы (фиг. 2 з-м). Поэтому на первый вход элемента И 24 поступает сигнал логического нуля с выхода элементов И 22 23, а на второй его вход - сигнал логического нуля с выхода релейного порогового элемента 27, так как в установившемся режиме разгона напряжение ошибки регулирования по скорости не превышает порога срабатывания элемента 27.

Порог срабатывания релейного, элемента 27 превышает максимальную амплитуду колебаний ошибки регулирования по скорости в установившихся режимах электропривода за счет воздействия на него случайных возмущений и помех. На выходе элементов ИЛИ-НЕ 2.1 и И 24 присутствует сигнал логическо-.

является сигнал логической единицы, а на выходе компаратора 26 - сигнал логического нуля (фиг. 2 з,и). На первый вход элемента И 22 подается

25 сигнал логической единицы с выхода

компаратора 25, а на его второй вход

подается сигнал логической единицы с

первого выхода устройства 15, поэтому

на выходе элемента И 22 и на первом

30 входе элемента И 24 тоже сигнал логической единищ 1. Остальные элементы устройства не изменяют своего состояния. .

В момент времени t, напряжение

35 ошибки регулирования по скорости на выходе узлов 1 и 20 сравнения становится больше величины зоны нечувствительности логического переключающего устройства 15 и релейного порогового

40 элемента 27 блока 19. В результате этого в устройстве 15 появляется сигнал на переключение групп вентилей реверсивного преобразователя 10, но оно не изменяет своего состояния на

го нуля (фиг. 2к,о), поэтому на уп-. выходе, так как ток электродвигате- равляющем входе ключа 14, который ля 11 не равен нулю. Одновременно

соединен через выход блока 19с выхо- дами элементов ИЖ-НЕ 21 и И 24, тоже сигнал логического нуля, ключ 14 в этом режиме разомкнут и не влияет на работу регулятора 2 скорости.

Таким образом, работа предлагаемого устройства ничем не отличается от работы известных устройств раздельного управления вентильным преобразователем в системе подчиненного регулирования скорости в установившихся режимах электропривода.

на выходе релейного порогового элемента 27 появляется сигнал логической единицы (фиг. 2н). Элемент И 24

gQ срабатывает и подает сигнал логической единицы н. управляющий вход клю- ча 14, что приводит к его замыканию (фиг. 2о, п). Напряжение на выходе р гулятора 2 скорости скачкообразно

gg уменьшается до нуля (фиг.. 2г) и напряжение на выходе регулятора 4 тока скачкообразно уменьшается на величину пропорциональной составляющей (фиг. 2д). Поэтому ЭДС преобразова8

В момент времени t напряжение

задания на скорость электродвигателя на входе узлов 1 и 20 сравнения начинает уменьшаться (фиг. 2а) и вызывает изменение полярности напряжения ошибки регулирования по скорости на выходе узлов 1 и 20 сравнения . в момент времени t, (фиг. 26). При этом напряжения на выходах регуляторов 2 скорости и 4 тока уменьшаются с темпом, определяемым скоростью изменения напряжения задания на скорость и постоянной интегрирования регуляторов (фиг. 2 г,д). Напряжение ошибки регулирования по скорости подается через третий вход блока 19 на входы компараторов 25 и 26 и вызывает изменение их состояния в момент вре-

20 мени t, . На выходе компаратора 25 по

является сигнал логической единицы, а на выходе компаратора 26 - сигнал логического нуля (фиг. 2 з,и). На первый вход элемента И 22 подается

25 сигнал логической единицы с выхода

компаратора 25, а на его второй вход

подается сигнал логической единицы с

первого выхода устройства 15, поэтому

на выходе элемента И 22 и на первом

30 входе элемента И 24 тоже сигнал логической единищ 1. Остальные элементы устройства не изменяют своего состояния. .

В момент времени t, напряжение

35 ошибки регулирования по скорости на выходе узлов 1 и 20 сравнения становится больше величины зоны нечувствительности логического переключающего устройства 15 и релейного порогового

40 элемента 27 блока 19. В результате этого в устройстве 15 появляется сигнал на переключение групп вентилей реверсивного преобразователя 10, но оно не изменяет своего состояния на

на выходе релейного порогового элемента 27 появляется сигнал логической единицы (фиг. 2н). Элемент И 24

gQ срабатывает и подает сигнал логической единицы н. управляющий вход клю- ча 14, что приводит к его замыканию (фиг. 2о, п). Напряжение на выходе регулятора 2 скорости скачкообразно

gg уменьшается до нуля (фиг.. 2г) и напряжение на выходе регулятора 4 тока скачкообразно уменьшается на величину пропорциональной составляющей (фиг. 2д). Поэтому ЭДС преобразователя становится меньше ЭДС двигателя в течение одного интервала дискретности вентильного преобразователя 10 и ток электродвигателя 11 форсирован но спадает до нуля (фиг. 2в), Таким образом осуществляется блокировка с помощью ключа 14 входного сигнала контура тока при появлении сигнала

него запирания ранее работавшей группы вентилей Вперед, в момент вре-ме ПК t устройство -5 изменяет свое состояние и на втором его выходе по.является сигнал логической единицы (фр1г. 2ж) . Этот сигнал подается на второй вход блока 19, а также на управляющие входы ключей 18 и 7 и вы- на переключение вентильных групп пре ю зывает их замыкание Одновременно на обраэователя 10. выходе элемента 21 появляется

Замкнутый контур тока системь под- сигнал логического нуля (фиг, 2к). чиненного регулирования за время спа- На третий вход блока 19 поступает да тока электродвигателя до нуля отра сигнал ошибки регулирования по ско- батывает нулевой задающий сигнал на Bxo-i 15 рости, который в режиме торможения де и автоматически осуществляет приведе- i имеет отрицательную полярность. Поние выходного напряжения регулятора тока к нулевым начальным условиям, т.е. к уровню, при котором среднее значение ЭДС группы 8 вентилей Вперед преобразователя 10 и ЭДС электродвигателя 11 приблизительно равны между собой. Одновременно разряжается интегральная часть регулятора 2 скорости и напряжение на его выходе также приводится к нулевым начальным условиям (фиг. 2г.д).

В момент времени t, ток электро- двигателя 11 достигает нулевого зна- чекия к на первом входе логического переключающего устройства 15 напряжение становится ранзгым нулю. При совпадении двух услов}ж: наличие сигнала на перек;ш)чени€; групп вентилей

преобразователя 10 и достижение током 35 тановится меньше ЭДС элехтродвига- электродвигателя 11 нулевого значенияj теля 11 в течение одного интервала логическое переключающее устройство изменяет свое состояние , и на его выходах напряжение становится равным

.дискретности вентильного преобразо- . вателя 10, а ток электродвигателя возникает сразу окончания уст

логическому нулю (фкг. 2 е,ж). Это напряжение додается иа управляющие входы ключей 18, 6 и 7 и удерживает их в разоккнутоы состоянии. В результате этого импульсы управления сшша- ются с группы 8 вентилей Вперед и блокируется подача управляюших импульсов на обе груггпы преобразователя 10. Кроме Toroj сигналы логического нули с выхода устройства 15 поступают на входы элемента ИЛИ-НЕ 21 и на его выходе появляется сигнал ло- гической единицы, который через выход блока 19 подается -на управляющий вход ключа 14 и удерживает его в замкнутоЕ.( состоянии (фиг. 2к,л). Состояние остальных элементов блока 19 показано на диаграммах (фиг. 2 ).

По истечении установленной бесто- новой паузЫд необходимой для надежнего запирания ранее работавшей группы вентилей Вперед, в момент вре-ме ПК t устройство -5 изменяет свое состояние и на втором его выходе поэтому на выходе компаратора 25 в этом

ежиме сохраняется сигнал логической единицы, на выходе компаратора 26 сигнал логического нуля (фиг. 2з,и),

на выходах элементов И 22-24 -сигнал

логического нуля (фиг. 2л,м,о). На

управляющий вход ключа 14 с выхода

блока 19 поступает напряжение логического ауля, вызывает размыкание ключа и удерживает его в разомкнутом состоянии до появления сигнала на переключение вентильных групп преобразователя 10.

в результате эт-ого напряжение на выходах регуляторов 2 скорости и 4 тока скачкообразно изменяется на величину пропорциокалышй составляющей (фиг. 2 г,д) и ЭДС преобразователя 10

35 тановится меньше ЭДС элехтродвига- теля 11 в течение одного интервала

.дискретности вентильного преобразо- . вателя 10, а ток электродвигателя возникает сразу окончания уста40 новленной бестоковой йаузы.

При замыкании ключа 18 сигнал на выходе с умматора 17 станоЕ7 1тся равны сумме выходного напряжения регулятора 4 тока и отрихтателького напряже4g ния источника, постоянного напряжения uU,, т.е., напряжение, на входе системы 5 импульсно-фазового упразления в момент окончания установленной бестоковой скачкообразно уменьюаgQ ется на величину (Ы.- и /2), где S крутизна нарастания пилообразного напряжения Ыс, УГОЛ начапьпого согласования скстег-ы 5 импульсно-фа- iOiJoro ущэавлекил преобразователя 10,

ср При раздельном .упраЕ;лении ревер- csisiubvi вентильным преобразователем угол начального согласования Ы вы- оирается больше 1/2 т.. е, углы рег У ишрования групп :эен 1 Ш1р.й преобразова. л результате за- 18 и 7 импульсы управII1

теля раздвигаются относительно ir/2

на угол - -j . Это приводит к возникновению люфта в регулировочной характеристике реверсивного вентильного преобразователя. Поэтому изменение входного сигнала системы 5 им- пульсно-фазового управления на время работы группы 9 вентилей Назад на

величину (i/t у) соответствующую раздвижению углов регулирования групп вентилей, позволяет устранить люфт в регулировочной характеристике преобразователя и осуществить перехо от нулевых начальных условий в системе подчиненного регулирования для группы 9 вентилей Назад преобразователя 10 независимо от режима переключения.

Таким образом, -в момент окончания бестоковой паузы t в мыкания ключей

ления с выхода системы 5 импульсно- фазового управления подаются на управляющие электроды группы 9 вентиле Назад при нулевых начальных условиях , сформированных в системе подчиненного регулирования для группы вентилей Назад, а размыкание ключа 14 приводит к возникновению тока в электродвигателе 11 сразу после окончания установленной бестоковой паузы Это позволяет устранить неоднозначную зависимость напряжения преобразователя 10 от углов регулирования групп вентилей, существенно уменьшит скачки напряжения, прикладываемого к нагрузке в момент переключения вен- тильньгх групп преобразователя, при любых режимах переключений, устранит броски тока, снизить перерегулирование при реверсе тока и сократить бестоковую паузу до установленной величины. При этом ток во вступающей в работу группе вентилей преобразователя изменяется с постоянной времени, обусловленной настройкой регуляторов системы подчиненного регулирования и темпом изменения напряжения задания на ее входе. В результате улучшаются динамические характеристики, снижаются динамические нагрузки в электромеханической системе электропривода, которые могут приводить к возникновению аварийных ситуаций и

поломок, благодаря чему сокращаются внеплановые ремонтные работы.

4377

12

Предлагаемый способ и устройство для его осуществления позволяют увеличить надежность и гповысить срок , службы механического и электрического оборудования электропривода.

Формула изобретения

10 1. Способ раздельного управления реверсивным вентильным электроприво- дом, согласно которому блокируют сигнал задания тока на время бестоковой паузы, контролируют полярность ошиб15 ки pe yлиpoвaния по скорости и наличие тока в якорной цепи электродвигателя и при изменении полярности ошибки регулирования по скорости и достижении током якорной цепи электродви20 гателя нулевого значения снимают им- , пульсы управления с работающей группы вентилей преобразователя, блокируют подачу импульсов управления на обе группы вентилей на время бестоковой

25 паузы, а по истечении бестоковой паузы подают импульсы управления на вступающую в работу группу вентилей и , снимают блокировку сигнала задания тока, отличающийся тем,

30 что, с целью повышения надежности электропривода за счет снижения перерегулирования и устранения бросков тока, блокировку сигнала задания тока осуществляют при появлении сигна- I

35 ла на переключение групп вентилей,

а в момент снятия блокировки входное напряжение системы импульсно-фазового управления преобразователя на время работы группы изменяют на величину

40

uU ),

где S - крутизна нарастания пилообразного напряжения СИФУ;

45

угол начального согласования системы импульсно-фазово- го управления преобразователя. 2. Устройство для раздельного уп- .равления реверсивным вентильным элек- 50 троприводом, содержащее последователь но соединенные первый узел сравнения, регулятор скорости, второй узел сравнения и регулятор тока, систему им- пульсно-фазового управления, выходы 55 которой через первый и второй управляемые ключи подключены порознь к управляющим цепям групп Вперед и Назад реверсивного вентильного преобразователя, соединенного с якорной

обмоткой электродвигателя, датчики скорости и тока якоря электродвига- тепя, соединенные своими выходами соответственно с входами первого и второго узлов сравнения, включенный в цепь обратной связи регулятора ско рости третий управляемый ключ, логическое переключающее устройство, выходы которого порознь соединены с управлянлдими входами первого и второго управляемых ключей, а первый вход подключен к выходу датчика тока, источник постоянного Напряжения и сумматор, отличающееся тем что в него введены четвертый управляемый ключ, логический блок управления и третий узел сравнения, входы которого соединены с входами первого узла сравнения, а выходы подключены к второму входу логического переклю- чаквцего устройства и к третьему входу логического блока упра;вления, первые два входа которого связаны с выходами логического переключающего

3,1 а

устройства., а выход соединен с управляющим входом третьего управляемого ключа, источник постоянного напряжения через четвертый управляемый ключ ,соединен с одним из входов сумматора, включенного между выходом регуля тора тока и входом системы импульсно- фазового управления, при этом управляющий вход четвертого управляемого ключа соединен с управляющей цепью второго управляемого ключа, а-логический блок управления реализует логическую зависимость

и„

вых (и,„си„)л (и,,,, A(Ue,,0))V

V(1WA(Uex,0))l де и

вУ I

V (Ue;,vUe,,),

SXl

-напряжение на первом и втором входах блока соответст- . венно;

-ошибка регулирования по скорости;

величина зоны нечувствительности.

вхэ

Составитель В, Кузнецова Редактор В. Петраш Техред И.Верес Корректор л„ Пилипенко

Заказ 5711/53 Тираж 659Подписное

ВКИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д„ 4/5

Производственно-полиграфическое предприятиеj г. Ужгород, ул. Проектная, i

Похожие патенты SU1354377A1

название год авторы номер документа
Способ автоматического управления реверсивным вентильным электроприводом и устройство для его осуществления 1990
  • Ровенский Александр Георгиевич
SU1819365A3
Электропривод с раздельным управлением 1989
  • Ровенский Александр Георгиевич
SU1817220A1
СПОСОБ РОВЕНСКОГО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1986
  • Ровенский А.Г.
SU1833094A1
СПОСОБ РОВЕНСКОГО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1990
  • Ровенский Александр Георгиевич[Ua]
RU2109396C1
Способ управления тиристорным электроприводом 1982
  • Аржанов Владимир Викторович
  • Фадеев Владимир Степанович
SU1078565A2
Устройство управления нереверсивным вентильным электроприводом валков прокатного стана 1980
  • Клепиков Владимир Борисович
  • Земляков Владимир Дмитриевич
  • Ровенский Александр Георгиевич
  • Задорожний Николай Алексеевич
  • Перчик Давид Яковлевич
SU921649A1
Реверсивный вентильный электропривод 1982
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Ушаков Игорь Иванович
SU1138913A1
Устройство для управления вентильным электроприводом 1978
  • Бурлакин Владимир Иванович
SU921009A1
Вентильный электропривод 1984
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1262679A2
Электропривод бурового станка 1987
  • Поваров Николай Викторович
  • Шулдяков Владимир Владиславович
  • Рахматулин Раис Мухибович
  • Дегтярев Владимир Алексеевич
  • Кантиус Лев Иосифович
SU1515310A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 354 377 A1

Реферат патента 1987 года Способ раздельного управления реверсивным вентильным электроприводом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах с подчиненным регулированием, Целью изобретения является повышение надежности за счет снижения перерегулирования и устранения бросков тока. Устройство содержит узел 20 сравнения, вход которого соединен с входом узла 1 сравнения. Выход узла сравнения подключен к Второму входу логического переключающего устройства 15 и к третьему входу логического блока 19 управления, В данном устройстве устраняются броски тока в якорной цепи и снижается перерегулирование при реверсе тока. 2 с.п. ф-лы, 2 ил. (Л с 1/э f tu) ел со 4j

Формула изобретения SU 1 354 377 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1354377A1

Барский В.А
Раздельное управление реверсивными тиристорными преобразователями
- М.: Энергия, 1973, с
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1
Данюшевская Е.Ю
Тиристорные реверсивные электроприводы постоянного тока
- М.: Энергия, 1970, с
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ 1921
  • Новкунский И.И.
SU48A1

SU 1 354 377 A1

Авторы

Земляков Владимир Дмитриевич

Ровенский Александр Георгиевич

Сивоволов Юрий Иванович

Малохатко Владимир Иосифович

Даты

1987-11-23Публикация

1984-12-30Подача