1
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автомобильному, тракторному и дорожностроительному, и может быть использо вано в трансмиссиях машин.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем уменьшения энергоемкости привода и повьшаения долговечности муфты за счет улучшения условий смазки и охлаждения механического усилителя.
На фиг.1 представлена многодисковая фрикционная муфта, осевой разрез на фиг.2 и 3 - сечение А-А на фиг.I (варианты выполнения механического усилителя).
Многодисковая фрикционная муфта с гидравлическим управлением содержит ко рпус 1 , жестко установленный на ведущем валу 2. Вал 2 вьтолнен с каналом 3 управления. Поршень. 4 выполнен заодно с внутренним барабаном 5 и установлен в корпусе 1 . В раб,очей полости, образованной внутренней цилиндрической поверхностью 6 и торцом 7 корпуса 1 торцовой поверхностью 8 поршня 4, размещен механический усилитель выполненный в виде кулачкового механизма с ограниченным поворотом, имеющего кулачки 9 со скошенными поверхностями или скошенные пазы 10 с установленными в них щари- ками 1I, вьшолненный на торцовых по13
верхностях 7 и 8 корпуса 1 и порщ- ня 4. На барабане 5 с помощью шлицов установлены нажимной диск 12 и ведущие диски 13, удерживаемые в осевом направлении стопорньм кольцом 14. Между ведущими дисками 13 размещены ведомые диски 15, соединенные с наружным барабаном 16 с помощью щлицов. Барабан 16 жестко соединен с ведомым валом 17. Отжимная пружина 18 установлена между поршнем 4 и упорным диском 19 и своими концами жестко соединена с ними.
Муфта работает следующим образом.
При включении муфты рабочая жидкость под давлением подводится по ка налу 3 в цилиндрическую полость корпуса 1 и перемещает поршень 4 вместе с нажимньм диском 12 до упора пакета ведущих 13 и ведомых 15 дисков в упорньй диск 19. Возникающий на поверхностях трения крутящий момент замедляет скорость вращения ведущих дисков 13 и, следовательно, поршня 4, соединенного с ними через
о-10
15
35
м ма3557922
шлицы внутреннего барабана 5, Так как корпус 1 вместе с ведущим валом 2 сохраняет прежнюю скорость вращения, то происходит поворот поршня 4 относительно корпуса 1. Поворот поршня 4 вызьшает, в свою очередь, скольжение друг относительно друга скошенных поверхностей кулачков 9 или пазов IО усилителя и появление силы, перемещающей поршень 4 в осевом направлении относительно корпуса 1. Величина этой силы зависит от величины момента трения, вызьшающего поворот поршня 4, и от угла наклона скошенных поверхностей кулачков 9 или пазов 10. Сила, создаваемая усилителем, передается через поршень 4 и нажимной диск 12 на поверхности трения, увеличивая суммарное нажимное усилие и, следовател1Л{о, развиваемый муфтой момент трения. Часть нажимного усилия затрачивается пси перемещении поршня 4 на упругое сжатие и закрутку отжимной пружины 18, концы которой жестко закреплены в поршне 4 и упорном диске 19.
Работоспособность мУфты сохраняется и при изменении направления дачи крутящего момента, что обеспечивается симметричным расположением скошенных поверхностей кулачков 9 или пазов 10, вьшолненных уа торцовых поверхностях корпуса I и поршня 4., .
20
25
30
0
5
g
55
При выключении муфты происходит слив рабочего жидкости из рабочей полости, образованной цилиндрической поверхностью 6 и торцом 7 корпуса I и торцовой поверхностью 8 поршня 4. Нажимное усилие при этом снижается до нуля. Отжимная пружина J8 пово- рЪчивает и одновременно перемещает поршень 4 в. исходное положение, выжимая рабочую жидкость из рабочей полости через канал 3 на слив. Так как поворот порщня 4 происходит под .действием сил упругой закрутки пружины 18, то силы трения на скошенных поверхностях кулачков 6 или пазов 7 механического усилителя незначительны по величине и не влияют на процесс вьжлючения муфты.
Формула изобретения.
Многодисковая фрикционная муфта гидравлическим управлением, содержащая корпус, поршень, механический усилитель кинематически связанный с поршнем и корпусом, внутренний и наружный барабаны, нажимной диск, ведущие и ведомые дискиj упорный диск и отжимную пружину, о т л и - чающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем уменьшения энергоемкости приво да и повышения долговечности путем
AiA
улучшения условий смазки и охлаждения механического усилителя, механический усилитель выполнен в виде кулачкового механизма с ограниченным поворотом, размещенного мелсду торцовыми поверхностями корпуса и поршня, образующими рабочую полость, концы отжимной пружины закреплены в порщне и упорном диске, а внутренний барабан вьтолнен заодно с поршнем.
4l2
х
фиг. 2
11
Фиг, 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная центробежная муфта | 1984 |
|
SU1232869A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2133677C1 |
Фрикционная предохранительная муфта повышенной точности срабатывания | 1980 |
|
SU894240A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА | 1965 |
|
SU172580A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Механизм отбора мощности | 1980 |
|
SU943021A2 |
Нагрузочное устройство забойныхдВигАТЕлЕй | 1978 |
|
SU802493A1 |
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автомобильному тракторному и дорожно-стро- ительному, и может быть использовано в трансмиссиях машин.,Целью изобретения является повышение долговечности муфты путем улучшения условий смазки и охлаждения механического усилителя за счет его рационального размещения. Цель достигается тем, что фрикционная муфта содержит корпус (К) 1, жестко установленньй на валу 2. Поршень (П) 4 вьшолнен заодно, с внутренним барабаном 5 и установлен в К 1. Механический усилитель в виде кулачкового механизма размещен между К 1 и П 4 в рабочей полости, образованной цилиндрической 6 и торцовой 7 поверхностями К 1 и торцом П 4. Концы отжимной пружины 18 закреплены в П 4 и упорном диске 19. При включении муфты крутящий момент поворачивает П 4 что вызывает появление дополнительной осевой силы от механического усилителя на дисках 13 и 15. При выключении муфты отжимная пружина 18 поворачивает и одновременно перемещает П 4 в исходное положение. Силы трения на скошенных поверхностях механического усилителя незначительны и не влияют на процесс выключения муфты. 3 ил. i (Л ГЗ со сд ел vl со to 17 п Фиг.1
Составитель И.Лукина Редактор А.Лежнина Техред М.Ходанич Корректор В.Бутяга
Заказ 5763/33 Тираж 804Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1987-11-30—Публикация
1985-02-11—Подача