Изобретение относится к транспортному машиностроен-ию, в частности к гидромотор- колесам, состоящим из гидромотора, механического редуктора и механизма отключения в режим свободного качения колеса, и может быть использовано для привода колес самоходной или прицепной, машины, где требуется обеспечить включение вспомогательных ведущих колес в работу для повышения тягово-сцепных свойств в условиях плохой проходимости, а также отключение вспомогательных ведущих колес при движении в условиях хорошей проходимости и на транспортных переездах для снижения потерь на перекатывание.
Цель изобретения - повышение надежности.
На фиг. 1 представлена конструктивная схема гидромотор-колеса; на фиг. 2 - стопорное устройство, рабочее положение; на фиг. 3 - то же, нерабочее положение.
Гидромотор-колесо содержит гидромотор 1, установленный на корпусе 2 механической передачи, вал которого жестко
в направлении вращения выходного элемента механической передачи.
Хвостовик собачки 11 входит в соприкосновение с боковой поверхностью одного
5 из радиальных зубьев элемента 13, жестко установленного на валу гидромотор-кслеса, и приводит его во вращение, передавая крутящий момент от вала гидромотора к колесу вспомогательного привода (фиг. 2). Собачка 11 имеет симметрично расположенные
0 хвостовики, и работа гидромотор-колеса обеспечивается также при движении задним ходом.
Гидрообъемный вспомогательный привод эффективен и включается только.при работе
4 г в узком диапазоне рабочих скоростей машины, что обеспечивается соответствующим расчетом частоты вращения колес вспомогательного привода для обеспечения согласования действительных линейных скоростей движения основных ведущих и вспомога20 тельных ведущих колес. При движении машины на повышенных скоростях основные ведущие колеса сообщают вспомогательным колесам свою скорость, их выходной вал 6 начинает обгонять выходной элемент 4 мехасоединен с входным элементом 3 механиче- нической передачи и радиальные шлицевые
ской передачи. Выходной элемент 4 механической передачи устанавливается на подшипниках 5 на валу 6 гидромотор-колеса, установленном в корпусе механической передачи на подшипниках 7. В ступицах 8 выходного элемента 4 устанавливаются на осях 9 стопорные устройства 10, выполненные в виде собачек 11 с хвостовиками. Оси 9 пружинами 12 прижимаются к корпусу механической передачи, который жестко устанавливается на раме машины или к балке вспомогательного моста. Торцовая поверхность оси выполнена в виде эксцентрично смешенной относительно оси симметрии выступающей поверхности с упором На выходном валу гидромотор-колеса устанавливается зубчатый элемент 13 с равномерно расположенными по окружности радиальными шлицевыми зубьями.
Гидромотор-колесо работает следующим образом.
При движении мащины в тяжелых по проходимости условиях и включении гидрообъемного привода вал гидромотора 1 приводит во вращение механическую передачу. При вращении выходного элемента 4 механической передачи относительно корпуса механической передачи выступающая эксцентрично смещения торцовая поверхность с упором оси 9, прижатая пружиной 12 к корпусу за счет трения, обеспечивает поворот оси с установленной на ней собачкой 11
зубья элемента 13 выводят собачки 11 из зацепления. Вал 6 гидромотор-колеса при этом свободно вращается в опорных подшипниках 7 (фиг. 3). Это обеспечивает снижение потерь на перекатывание колес вспомога- зп тельного привода и, соответственно, повышение экономичности работы машины, а также предохраняет гидромотор 1 от вращения с частотой, превышающей максимальную.
Формула изобретения
35
Гидромотор-колесо привода ходовой части самоходной машины, содержащее корпус, гидромотор, выходной вал которого связан с входным валом механической передачи, выходной элемент которой связан кинемати40 чески с валом колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, выходной элемент механической передачи установлен свободно на валу колеса, а на указанном элементе установлена ось со стопор с ным устройством, выполненным в виде двусторонней собачки, установленной эксцентрично оси выходного элемента для. взаимодействия с зубчатым элементом механической передачи, установленным жестко на валу колеса, при этом ось одним торцом под5Q пружинена относительно корпуса механической передачи, а другая ее торцовая поверхность выполнена с упором, размещенным эксцентрично относительно оси поворота собачки для контакта с корпусом.
в направлении вращения выходного элемента механической передачи.
Хвостовик собачки 11 входит в соприкосновение с боковой поверхностью одного
из радиальных зубьев элемента 13, жестко установленного на валу гидромотор-кслеса, и приводит его во вращение, передавая крутящий момент от вала гидромотора к колесу вспомогательного привода (фиг. 2). Собачка 11 имеет симметрично расположенные
0 хвостовики, и работа гидромотор-колеса обеспечивается также при движении задним ходом.
Гидрообъемный вспомогательный привод эффективен и включается только.при работе
г в узком диапазоне рабочих скоростей машины, что обеспечивается соответствующим расчетом частоты вращения колес вспомогательного привода для обеспечения согласования действительных линейных скоростей движения основных ведущих и вспомога0 тельных ведущих колес. При движении машины на повышенных скоростях основные ведущие колеса сообщают вспомогательным колесам свою скорость, их выходной вал 6 начинает обгонять выходной элемент 4 мехазубья элемента 13 выводят собачки 11 из зацепления. Вал 6 гидромотор-колеса при этом свободно вращается в опорных подшипниках 7 (фиг. 3). Это обеспечивает снижение потерь на перекатывание колес вспомога- тельного привода и, соответственно, повышение экономичности работы машины, а также предохраняет гидромотор 1 от вращения с частотой, превышающей максимальную.
Формула изобретения
Гидромотор-колесо привода ходовой части самоходной машины, содержащее корпус, гидромотор, выходной вал которого связан с входным валом механической передачи, выходной элемент которой связан кинематически с валом колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, выходной элемент механической передачи установлен свободно на валу колеса, а на указанном элементе установлена ось со стопорным устройством, выполненным в виде двусторонней собачки, установленной эксцентрично оси выходного элемента для. взаимодействия с зубчатым элементом механической передачи, установленным жестко на валу колеса, при этом ось одним торцом подпружинена относительно корпуса механической передачи, а другая ее торцовая поверхность выполнена с упором, размещенным эксцентрично относительно оси поворота собачки для контакта с корпусом.
фиг. г
Редактор О. Юрковецкая Заказ 5488/15
Составитель Н. Николаева
Техред И. ВересКорректор Л. Пилипенко
Тираж 590Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4
Фиг.з
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоходная машина | 1986 |
|
SU1350050A1 |
ГИДРОМОТОР-КОЛЕСО | 2023 |
|
RU2825493C1 |
Стенд для испытания самоходных корнеклубнеуборочных машин и имитатор нагрузок на копатели корнеклубнеуборочных машин | 1982 |
|
SU1092370A1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1993 |
|
RU2083385C1 |
Самоходная машина и ее варианты | 1982 |
|
SU1039746A1 |
Самоходная машина для распределения материала | 1990 |
|
SU1790845A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2224678C1 |
Объемный гидропривод дополнительного активного моста самоходной машины | 1981 |
|
SU998148A1 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2297355C2 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННАЯ УСТАНОВКА РАБОЧЕЙ МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2558416C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромотор-колесам, и может быть использовано в качестве привода колес самоходной или прицепной машины, где необходимо обеспечение автоматического включения и выключения гидромотор-колеса в зависимости от условий эксплуатации машины. Цель изобретения - повышение надежности. Стопорное устройство имеет собачки двустороннего действия между выходным элементом 4 механической передачи и валом 6 гидромотор-колеса. Собачки стопорного устройства устанавливаются с возможностью поворота в выходном элементе 4 механической передачи на осях 9, диаметрально смещенных относительно его оси, торцовые поверхности с упором которых пружинами поджаты к корпусу гидромотор-колеса, закрепленному на раме машины, а зубчатый элемент 13 с радиальными шлицеобразными зубьями жестко устанавливается на валу 6 гидромотор-колеса. Выходной элемент 4 механической передачи устанавливается на валу 6 гидромотор-колеса с возможностью свободного врашения относительно него. 3 ил. i (Л ОО 01 to сд О
Гидравлический индивидуальный привод для управляемых колес транспортного средства | 1975 |
|
SU742178A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-12-07—Публикация
1986-07-18—Подача