Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано ва зубчатых передачах.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности передачи. Положительный эффект достигается за счет увеличения прочности зубьев на изгиб профилированием в счении делительной поверхностью.
На фиг,1 изображена зубчатая передача ; на фиг.2 - сечение зацепляющихся прямозубых колес делительной поверхностью; на фиг.З - сечение за
цег ляющихся косозубых колес делитель- 15 сечений зубьев, образование во
ной поверхностью.
Зубчатая передача содержит зацепляющиеся шестерню 1 и колесо 2. В каждом из них профиль зубьев в сечении делительной поверхностью - периодический - из выступов и впадин по длине зуба. В зацеплении шестерни 1 с колесом 2 выступы профиля зубьев колеса 2 расположены напротив впадин
профиля зубьев шестерни 1 и наоборот. 25 гих элементов 3 в составных зубча- Выступы (впадины) с профилей противо- тых колесах.
В косозубой передаче углы S кас тельных к одной и той же дуге имеют различный нак (+ 8 и - 8 ). Такое п 30 строение периодического профиля поз воляет обеспечить взаимодействие за цепляющихся зубьев практически по нормали к определенному направлению и исключить осевые силы при взаимодействии наклонных зубьев.
полржных сторон каждого зуба расположены друг против друга (фиг.2 и 3) Ширины венцов шестерни 1 и колеса 2 выбраны равными:
Ь t .(ni-1,5); b t (tn-0,5),
где Ь|,Ъц - ширины венцов соответственно шестерни 1 и колеса 2;
t - шаг периодического профиля ;
,2,3,4... В косозубом зацеплении (фиг.З) центры кривых, образующих соседние высту- 40 зацепляющиеся шестерню и колесо, в
пы (или впадины) периодических профилей одноименных сторон зубьев смещены в окружном направлении относительно друг друга в сторону наклона зубьев на величину
d t. . cos|, где d - величина смещения;
ft - угол наклона зубьев косозубо- го колеса.
Кривые выступов и впадины сопряжены касательными АН и СД, расположенными под одинаковыми углами S к плоскости, перпендикулярной оси колеса. Колесо 2 может быть вьшолнень составным: из венца и ступицы, соединенных упругим элементом 3 (фиг.1).
При работе вращающий момент передается от шестерни 1 колесу 2. Выбор ширин венцов шестерни 1 и колеса 2
каждом из них профиль зубьев в сече нии делительной поверхностью периодический из выступов и впадин по их длине, в зацеплении выступы профиля
45 зубьев колеса расположены напротив впадкч профиля зубьев шестерни и на оборот, отличающаяся те что, с целью п6вьш1ения надежности и долговечности, выступы (впадины) пр
50 филей противоположных сторон каждого зуба расположены друг против дру га, а ширины венцов шестерни Ь, и колеса Ь выбраны равными: Ь . t (п+1,5);
55 Ь t (п+0,5),
где t - шаг периодического профиля; п 1,2,3,4...
2. Передача поп.1,отлича щ а я с я тем, что в косозубом заравными Ьщ и Ь, позволяет расположить периодический профиль таким образом, чтобы на прилегающих к торцам участ-- ках противоположных сторон зубьев были выступы. Спрофилированные таким образом зубья обладают повышенной прочностью на изгиб.
Взаимодействие зубьев посредством взаимоогибающих волнистых (вдоль образующей) поверхностей, имеющих увеличенные в 1,2-2,0 раза длину контактных линий ив 1,2-1,56 раз моменты сопротивлений, прилегающих к торвпадинах периодического профиля масляного клина приводит к снижению удельных контактных давлений, повьш1е- нию контактной прочности и износо- 2Q стойкости зубьев.
Периодический профиль обеспечивает уравновешивание осевых сил, возникающих в передаче. Тем самым повышается долговечность, например, упру25 гих элементов 3 в составных зубча- тых колесах.
В косозубой передаче углы S касательных к одной и той же дуге имеют различный нак (+ 8 и - 8 ). Такое по- 30 строение периодического профиля позволяет обеспечить взаимодействие зацепляющихся зубьев практически по нормали к определенному направлению и исключить осевые силы при взаимодействии наклонных зубьев.
35
Формула изобретения
1. Зубчатая передача, содержащая ,
каждом из них профиль зубьев в сечении делительной поверхностью периодический из выступов и впадин по их длине, в зацеплении выступы профиля
45 зубьев колеса расположены напротив впадкч профиля зубьев шестерни и наоборот, отличающаяся тем что, с целью п6вьш1ения надежности и долговечности, выступы (впадины) про50 филей противоположных сторон каждого зуба расположены друг против друга, а ширины венцов шестерни Ь, и колеса Ь выбраны равными: Ь . t (п+1,5);
55 Ь t (п+0,5),
где t - шаг периодического профиля; п 1,2,3,4...
2. Передача поп.1,отличаю щ а я с я тем, что в косозубом зацеплении центры кривых, образующих соседние выступы (впадины) периодических профилей одноименных сторон зубьев, смещены в окружном направлении относительно друг друга в сторону наклона зубьев на величину d
.i
t cosp, где /3 - угол наклона зубьев косозубого колеса, а кривые выступов и впадин сопряжены касательными, расположенными под одинаковыми углами к.плоскости, перпендикулярной оси колеса.
Фаг.2
Редактор Г.Гербер
Составитель М.Ленинский
Техред М.Ходанич Корректор И, My ска
Заказ 5981/34 Тираж 804Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий П3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г,Ужгород,ул.Проектная,4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU796563A1 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ КОСОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2392096C2 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2199046C2 |
Зубчатая передача | 1985 |
|
SU1270454A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА М.Н.ЗЯТЬКОВА И Н.М.ЗЯТЬКОВА | 1993 |
|
RU2102641C1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1716217A1 |
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2735434C1 |
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2518818C2 |
Зубчатая пара и способ ее изготовления | 1989 |
|
SU1717284A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам.Цель повьтение надежности и долговечности - достигается за счет увеличения прочности зубьев на изгиб профилированием в сечении делительной поверхностью. Профиль зубьев колеса 2 и шестерни 1 в сечении делительной поверхностью - периодический, из выступов и впадин по длине зуба. Выступы (впадины) профилей противоположных сторон каждого зуба расположен друг против друга. Ширины венцов шестерни 1 и колеса 2 рассчитьгеаются из условия размещения на прилегающих к торцам участках противоположных сторон зубьев - выступов. В косоэубом зацеплении соседние выступы одноименных сторон зубьев смещены друг относительно друга в окружном направлении в сторону наклона зубьев, а кривые выстзшов и впадин сопряжены касательными, одинаково наклоненными к плоскости, перпендикулярной оси колеса. При работе вращающий момент передается от шестерни 1 колесу 2. Расположение выступов противоположных сторон зубьев друг против друга повышает их прочность на изгиб. В ко- созубой передаче равенство наклона касательных исключает осевые силы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л со О1 У: СО СО
ВСЕСОЮЗНАЯ IjiTEHTHO-TCXpiECiM• | 0 |
|
SU340544A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1987-12-07—Публикация
1986-07-03—Подача