(21)410237A/25-28
(22)05.05,86
(46) 15.02.88. Бюл. № 6
(71)Физико-механический институт им. Г.В.Карпенко
(72)В.П.Кычин
(53)621.837 (088.8)
(56)Кожевников С.11. Механизмы. М.: Машиностроение, 1965, с. 153.
рис.2.264.
Авторское свидетельство СССР № 1054606, кл. F 16 Н 21/42, 1980.
(54)МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРА ЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВИНТОВОЕ ИЛИ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ
(57)Изобретение относится к шарнир- но-рычажным преобразователям движения. Цель изобретения - повышение
КПД и долговечности механизма за счет выполнения в кривошипе прямолинс( 1ных направляющих и снабжения механизма ползуном. При вращении ведущего кри- нлщипа 3 с его направляющими 6 и 7 шатун 8 через палец 11 сообщает вращение ведомому кривощипу 5 и жестко связанному с ним ведомому валу 4. Одновременно шатун 8 за счет эксцентриситета а межд.у осями кривошипа 3 и вала 4 перемещается по наклонной направляющей 7. За счет этого вал 4 получает и возвратно-поступательное перемещение, т.е. его суммар}юе движение является винтовым с неравномерной угловой скоростью. Величина хода вала 4 определяется величиной эксцентриситета а и угла oi . 1 ил.
1
(Л
оо
оо х
ND
«
Изобретение относится к машиностроению, а именно к шарнирно-рычажным преобразователям движения, и может найти применение в различных областях промышленности, где требуется преобразование вращательного движения в винтовое или вращательное.
Цель изобретения - повышение КПД и долговечности за счет выполнения в кривошипе прямолинейных направляющих и снабжения механизма ползуном.
На чертеже показана конструктивная схема механизма.
Механизм содержит корпус 1 с прямолинейной направляющей в виде цилиндрического отверстия 2, ведущий кривошип 3, ось вращения которого параллельна и эксцентрична оси цилиндрического отверстия 2, размещенный в отверстии 2 с возможностью вращения и возвратно-поступательного перемещения ведомый вал 4 и жестко связанный с ним ведомый кривошип 5.
В ведущем кривошипе 3 выполнены две прямолинейные направляющие 6 и 7, симметричные относительно его оси вращения и размещенные с нею в одной плоскости. Направляющая 6 параллельна плоскости вращения ведущего кривошипа 3, а направляющая 7 пересечена с этой плоскостью под острым углом oi ,
В «направляющей 7 с возможностью возвратно-поступательного перемещения размещен шатун 8, а в направляющей 6 также с возможностью возвратно-поступательного перемещения - ползун 9 с выполненным в нем цилиндрическим отверстием 10, ось которого перпендикулярна направляющей 6. Кинематическая связь шатуна 8 с ведущим 3 и ведомым 5 кривошипами осуществлена через жестко закрепленный в щатуне 8 цилиндрический палец 11, один конец которого с возможностью вращения связан с ведомым кривошипом 5, а другой конец для исключения перекосов размещен с возможностью вращения и возвратно- поступательного перемещения в отверстии 10 ползуна 9.
Механизм работает следующим образом.
При вращении ведущего кривошипа 3 с его направляющими 6 и 7 шатун 8 через палец 11 сообщает вращение ведомому валу 4, а сам при этом за счет эксцентриситета ч между осями ведущего кривошипа 3 и отверстия 2 перемещается по наклонной направляющей 7.
где L а
Так как палец 11 жестко закреплен в шатуне 8, то ведомый вал 4 наряду с вращательным получает и возвратно- поступательное перемещение, т.е. его суммарное движение будет винтовым с неравномерной угловой скоростью.
Другой конец пальца 11, размещенный в отверстии 10 ползуна 9, увлекает; его за собой по направляющей 6.
Поступательный ход ведомого вала 4 определяется зависимостью .tgo;,
длина хода вала 4;
эксцентриситет между осями
кривошипа 3 и вала 4;
угол между направляющими
6 и 7.
При о и oi, равных нулю ведомый вал 4 имеет только вращательное движение, причем если о равно нулю, то угловая скорость вала 4 равна угловой скорости кривошипа 3. Если же угол с4 равен нулю, то угловая скорость вала 4 неравномерна .
В зависимости от характера соединения ведомого вала 4 с рабочим органом (не показан) последний наряду с винтовым может иметь только вращательное или только поступательное движение.
Формула изоб
ы р е те н и я
Механизм для преобразования вращательного движения в винтовое или вращательное, содержащий корпус с прямолинейной направляющей в виде цилиндрического отверстия, размещенный в корпусе ведущий кривошип, ось вращения которого параллельна и эксцентрична оси цилиндрического отверстия, размещенный в последнем с возможностью вращения и возвратно-поступательного перемещения ведомый вал,
жестко связанный с ним ведомый кривошип и шатун, кинематически связанный с ведущим и ведомым кривошипами, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и долговечности, в ведущем кривошипе выполнены две симметричные относительно его оси вращения и размещенные с нею в одной плоскости прямолинейные направляющие, первая из которых параллельна плоскости вращения ведущего кривошипа, а вторая пересечена с этой плоскостью под острым углом, шатун размещен во второй направляющей ведущего кривошипа с возможностью возв313739244
ратно-поступательного перемещения,туна с кривошипами выполнена в виде
механизм снабжен ползуном, размещен- жестко закрепленного в шатуне цилиндным в первой направляющей ведущегорического пальца, один конец которокривошипа также с возможностью возв- ,го связан с возможностью вращения с
ратно-поступательного перемещения,ведомьи кривошипом, а другой конец
в ползуне перпендикулярно его направ-размещен с возможностью вращения и
ляющей выполнено цилиндрическое от-возвратно-поступательного перемещения
верстие, а кинематическая связь ща-в цилиндрическом отверстии ползуна.
Авторы
Даты
1988-02-15—Публикация
1986-05-05—Подача