W
со ел
00
со
J3
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для бесступенчатого регулирования оборотов и крутящего момента в механизмах привода различных машин, в том числе в автомобилях.
Цель изобретения - повышение КПД и долговечности ремня путем снижения усилия прижатия подвижного диска ведомого шкива к неподвижному при уменьшении момента сопротивления на ведомом валу и увеличении его оборотов.
На чертеже изображена схема кли- нореме.нного вариатора.
Клиноремеиньй вариатор содержит ведущий вал 1, на котором жестко закреплена одна из половин 2 ведущего шкива 3. Вторая половина 4 также связана с ведущим валом 1, но с возможностью осевого перемещения. Ведущий шкив 3 связан с ведомым шкивом 5 клиновым ремнем 6 в виде бесконечной ленты. Ведомый шкив 5 также состоит из двух половин 7 и 8о Половина 7 жестко связана с ведомым валом 9, а половина 8 также связана с ведомым валом 9, но с возможностью осевого перемещения. Подвижная половина 8 постоянн9 . прижимается к неподвижной половине 7 осевой пружиной 10 о Подвижные половины 4 и 8 могут быть приближены к неподвижным половинам 2 и 7 иди удалены от них посредством центробеж- ньк регуляторов 11 и 12. Центробёж- ньй регулятор 11 стремится прижать подвижную половину 4 к неподвижной половине 2 при увеличении оборотов ведущего вала 1, а центробежньй регулятор 12 стремится отодвинуть подвижную п оловину 2 от неподвижной половины 7j преодолевая усилие осевой пружины 10, при увеличении оборотов ведомого вала 9. Центробежные регуляторы 11 и 12 представляют собой полости, заполненные мелкими шариками 13 диаметром 3-8 мм, образованные корпусами 14 и 15, жестко связанными с подвижными половинами 4 и 8 соответственно и крьшзка- ми 16 и 17, жестко связанными с ведущим 1 и ведомым 9 валами соответственно.
Клиноременный вариатор работает следуюшрм образом.
При неподвижном ведомом вале 9 осевая пружина 10 стремится приблизить подвижную половину 8 к неподвижной половине 7 и вытеснить клиновой ремень. 6 на максимально воз- можньй радиус, и в то же время клиновой ремень 6 на ведущем шкиве 3 стремится занять минимально возможный радиус, отодвигая подвижную половину 4 от неподвижной половины 2 при неподвижном ведущем вале о Передаточное отношение имеет максимальное значение.
При вращении ведущего вала 1 шарики центробежного регулятора 11 под действием центробежных сил стре- 14ЯТСЯ увеличить осевой размер полости и тем. самым прижимают подвижную
половину 4 к неподвижной половине 2, создавая силы трения между ремнем 6 и шкивом 3, которые, превысив момент сопротивления на ведомом валу 9, начинают вращать последний. Переда- .
точное отношение начинает плавно уменьшаться под действием осевых сил центробежного регулятора 11, стремящихся переместить ремень 6 на больший радиус,
При вращении ведомого вала 9 шарики центробежного регулятора 12 под действием центробежных сил стре- мятся увеличить оёевой размер полости и тем самым раздвинуть половины
ведомого шкива 5, преодолевая усилие осевой пружины 10, Клиновой ремень
6при этом стремится занять положе- ние с меньшим радиусом контакта,
и передаточное отношение вариатора уменьшается до тех пор, пока скорость ведомого вала 9 не станет равномерной, причем усилие прижатия подвижной половины шкива 5 к неподвижной уменьшается с уменьшением момента сопротивления на ведомом ва- лу 9 и увеличением его оборотов.
При возрастании момента сопротивления на ведомом валу 9 скорость его
уменьшается, и центробежные силы шариков регулятора 12 также уменьша - ются, снижая осевое усилие, противодействующее осевой пружине 10, которая заставляет подвижную половину 8
приближаться к неподвижной половине
7и клиновой ремень 6 занять новое положение с большим радиусом контакта, увеличивая передаточное отношение вариаторао
Предлагаемый клиноременный вариатор позволяет увеличить КПД за счет снижения потерь от чрезмерного прижатия лоловин диска осевой пружиной на ведомом валу за счет усилия центробежного регулятора, противодействующего ей. Кроме этого, снижение удельных давлений на ремень при увеличении скорости значительно уве- личивает ресурс его работы.
Формула изобретения
1. Клиноременный вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, ведупрй и ведомый шкивы в виде подвижных и неподвижных дисков, последние жестко закреплены На соответ- ствующих валах, а подвижные установлены на соответствующих валах с возможностью осевого перемещения, клиновой ремень для взаимодействия с ведущим и ведомым шкивами, центро- бежные регуляторы, установленные на ведущем и ведомом шкивах и имеющие
5
0 5
тела качения, дополнительный диск, жестко закрепленный на ведомом валу, осевую пружину с одним концом для взаимодействия с дополнительным диском, а с другим - с подвижным диском ведомого шкива, о т л и ч ю щ и и с я тем, что, с целью по- - вьшгения КПД и долговечности ремняv путем снижения усилия прижатия подвижного диска ведомого шкнва к неподвижному при уменьшении момента сопротивления на ведомом валу и увеличении его оборотов, он снабжен крьшкой, закрепленной жестко на подвижном диске ведомого шкива и образунщей с ним полость, разделенную дополнительным диском на две камеры, из которых в расположенной между дополнительным диском и крышкой размещены тела качения центробежного регулятора,
2о Клиноременный вариатор по п, 1, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения быстродействия вариатора, тела качения имеют диаме гр 3-8 мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2186271C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2039901C1 |
Бесступенчатый силовой привод | 1986 |
|
SU1499011A1 |
Сновальная машина | 1990 |
|
SU1796705A1 |
Устройство для уплотнения основы на сновальном валике сновальной машины | 1987 |
|
SU1447949A1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ | 1999 |
|
RU2148504C1 |
Клиноременный вариатор | 1988 |
|
SU1746100A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНОЕ НАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2258851C2 |
КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2013 |
|
RU2547948C1 |
Клиноременный вариатор скорости | 1983 |
|
SU1193336A1 |
Изобретение относится к клино- ременным вариаторам. Цель изобретения - повьшение КПД и долговечности ремня. В клиноременном вариаторе имеется крышка 15, закрепленная жестко на подвижном диске 8 ведомого шкива 5 и образуницая с ним полость 12 центробежного регулятора с телами каче- .ния 13. Тела качения 13 имеют диаметр 3-8 мм., 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1988-02-23—Публикация
1986-04-14—Подача