00
sj
ел
;о со «vi
Фl/г,f
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.
Цель изобретения - упрощение кон- троля за счет использования расположения касательной к эвольвентной вин ТОБОЙ поверхности на профильной поверхности косозубого колеса.
На фиг. 1 показана схема контроля профиля косозубого цилиндрического колеса наружного зацепления; на фиг. 2 - то же, внутреннего зацепления; на фиг. 3 - схема контроля профиля по боковым поверхностям зуба ци линдрического колеса наружного зацепления; на фиг. 4 - то же, внутреннего зацепления; на фиг. 5 - схема контроля профиля по боковым поверхностям смежных зубьев, образующих впадину между ними, цилиндрического колеса наружного зацепления; на фиг. 6 - то же, внутреннего зацепления .
Способ реализуется с использовани измерителя 1 или шаблонов 2 и 3, которые контактируют с контролируемым колесом 4.
Способ реализуется следующим об- раЗ ОМ..
Измеритель 1 вводят в контакт с боковрй поверхностью зуба контролиру емого колеса 4 и перемещают его вдоль касательной к основной линии А-А наклона зубьев контролируемого колеса 4 в направлении по стрелке Б или В (фиг. 1 и 2). В каждой точке боковой поверхности зуба контролируемого колеса 4 величина погрешности профиля численно равна величине отклонения т раектории измерителя 1 от прямой линии А-А.
Кроме того, с линией А-А может быть совмещен профиль прямобочного шаблона. Рационально шаблоны 2 и 3 применять для одновременного контро- ля противоположных боковых сторон профиля зубьев (контроль по зубу) или боковых сторон смежных зубьев, образующих впадину между ними (контроль по впадине).
В первом случае угол наклона плоскости измерения шаблона 2 к оси 0-0 вращения контролируемого колеса 4 определяется математическим выражением
(1)
arcsin dJ(d + Sctgoto)tg2 cj,-d2g| ,
а угол oi, между прямобочными гранями шаблона 2 определяют соотношением
-jCd+Sctgoi y -d cos V /(d+Sctgoio),(2)
(sii arccos а
где d. - диаметр основного цилиндра контролируемого косозубого колеса;
d - диаметр делительной окружности контролируемого колеса;
S - толщина зуба контролируемого колеса на его делительной окружности
oi(,- угол профиля контролируемого колеса на его делительной окружности;
Tg- основной угол подьема винтовой линии зуба контролируемого колеса.
Во втором случае угол наклона плоскости измерения шаблона 3 к оси 0-0 контролируемого колеса 4 определяется математическим выраженим
arcsin d,
(d-H ctgciJ tg -Ja-dl l,
(3)
a угол o6f,n между прямобочными граня- ми шаблона 3 определяют соотношением
d arccos - (d-Hctg ) -d2 cos cTg j x(d-Hctgoio), , (4)
где H - ширина впадины между зубьями контролируемого колеса на диаметре делительной окружности.
Формулы (1) - (4) получены исходя из положения такого плоского сечения косозубого цилиндрического колеса с эвольвентным профилем зубьев, в котором боковые стороны профиля сечения являются прямыми линиями.
д5
50 Формула изобретения
1. Способ контроля косозубых цилиндрических колес с звольвентным профилем зубьев, заключающийся в том, что измеритель вводят в контакт с боковой поверхностью зуба контролируемого колеса и перемещают его, отличающийся тем, что, с целью упрощения реализации способа.
измеритель перемещают вдоль касательной к Основной линии наклона зубьев контролируемого колеса.
2. Способ по п.1, отличаю- с щ и и с я тем, что в качестве измерителя используют прямобочный шаблон, которьй располагают на боковых поверхностях зуба контролируемого колеса в плоскости измерения, угол рас- Q положения которой относительно оси контролируемого колеса определяется математическим выражением
arcsin dj| |(d+Sctgot,)2.tg2 cg -d|| , f 5
a угол между прямобочными гранями шаблона определяют соотношением
uij,- угол профиля контролируемого колеса на его делительной окружности;
С - основной угол подъема винтовой линии зуба контролируемого колеса.
3. Способ ПОП.1, отличающийся тем, что в качестве измерителя используют прямобочный шаблон, который располагают на боковых поверхностях смежных зубьев, образующих впадйгну между ними в плоскости измерения, угол расположения которой относительно оси контролируемого колеса определяется математическим выражением
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев | 1987 |
|
SU1527476A1 |
Способ контроля косозубых цилиндрических колес | 1989 |
|
SU1686301A1 |
ОРТОГОНАЛЬНАЯ ДВУХМОДУЛЬНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2159370C2 |
ОРТОГОНАЛЬНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА А.Н.МАРКОВА | 1995 |
|
RU2087775C1 |
Способ формообразования поверхностей зубьев цилиндрических колес | 1986 |
|
SU1454560A1 |
Зубчатая передача | 1986 |
|
SU1357639A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБКАТЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2006 |
|
RU2332289C1 |
Способ контроля долбяка | 1989 |
|
SU1710231A1 |
АРОЧНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2011 |
|
RU2469230C1 |
БЕЗЗАЗОРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЬЕВ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА БЕЗЗАЗОРНОЙ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2005 |
|
RU2291337C1 |
Изобретение относится к машино-, строению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес/ Цель изобретения - упрощение реализации способа контроля. Это достигается тем, что измеритель 1 перемещают вдоль касательной к основной линии А-А наклона зубьев по стрелке Б или В. В каждой точке боковой поверхности зуба контролируемого колеса величина погрешности профиля равна величине отклонения измерителя 1 от прямой линии А-А. Кроме того, с линией А-А может быть совмещен профиль прямобочного шаблона, который применяют для одновременного контроля противоположных профилей зуба (контроль по зубу) или боковых сторон смежных зубьев, образующих впадину между ними (контроль по впадине). Угол расположения плоскости измерения и угол между прямобочными гранями шаблонов определяют аналитическим путем. 2 3.п. ф-лы, 6 ил. (Л
о4з агссо8 (d+Sctgeio)2-cJg ч xcos Og/(d+Sctgoio)7 .
25
де d- диаметр основного цилиндра контролируемого зубчатого колеса;
d - диаметр делительной окружности контролируемого колеса;
S - толщина зуба контролируемого колеса на его делительной окружности;
20
arcsin (d-Hctg o) -tg2- og
а угол между прямобочными гранями шаблона определяют соотношением
oig arccos -J (d+Hctg tiio)) jx (d+Hctgc o),
где Н - ширина впадины между зубьями контролируемого колеса на диаметре делительной окружности.
Фиг. г
ФигЛ
Фиг.5
Фиг.6
Тайц Б.Д., Марков Н.Н | |||
Точность и контроль зубчатых передач | |||
- Л.: Машиностроение, 1978, с | |||
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Авторы
Даты
1988-02-23—Публикация
1986-06-30—Подача