00
сх о |
а
Од
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов для восприятия повышенной радиальной и осевой нагрузок.
Целью изобретения является повышение несущей способности опоры.
На фиг. 1 представлена гидродина- мическая цилиндрическая опора, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез |А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - гидроди- |намическая коническая опора, продоль- разрез; на фиг. 4 - разрез Б-В |на фиг. 3; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 3.
Опора содержит вал 1, опирающийся |на втулку 2. Втулка выполнена одно- |клиновой со спиралевидной внутренней Ьоверхностью с переменным по всему углу охвата вала радиусом, определяемым по следующей зависимости:
Р - R. h m m
5-2.
(1)
радиус кривой в точке с угловой координатой If ; номинальный размер радиуса вала в рассматриваемом сечении;
максимальный радиальный зазор в соединении вал - подшипник ;
,lm
Ь„
- коэффициент сужения радиального зазора;
h - минимальный радиальный зазор;
Л- 21Г
t
- относительная угловая координата точки на кривой рабочей поверхности профиля.
- угловая координата точки рабочего профиля, рад.
Параметр m следует задавать в пре делах 5-25, так как при малых m несущая способность подшипника сущест 13енно падает, а при значениях больше 25 практически не увеличивается, но при этом возрастает расход смазки
Параметр hg принимается от 10 до 30 мкм. Нельзя принимать его менее Ш мкм, ибо минимальный зазор должен быть больше суммы высот гдакронеров- иостей цапфы и вкладыша совместно с допусками на технологические погрешности. Эта сумма всегда равна или больше 10 мкм. Придать h, значение больше 30 мкм не является рациональ
ным, так как с увеличением h падает несущая способность подшипника.
Для возникновения гидродинамического давления в смазочном слое при вращении вала радиальный зазор должен сужаться в направлении вращения вала от максимального h, где радиус кривой равен ДО минимального ho, где радиус кривой равен р.
Исходя из этого уравнение (1) должно удовлетворять следующему требованию:
,
(2)
20
25
30
35
40
0
5
5
при 4 О (или 0) |) р окс Kg + h RB .- -hoin ; при t 2n (или 8 1) р hp.
Опоры с клиновым зазором указанной формы способны нр.сти повышенные нагрузки.
Под111ипник работает следующим образом.
При вращении вала в направлении сужения клиновидного радиального зазора (в данном случае против часог вой стрелки) в смазочном слое создается гидродинамическое давление, обусловливающее высокую несущую способность родшипника.
Во втором случае (фиг. 3) внутренняя поверхность подшипника является конической, что позволяет сделать подшипник радиально-упорным, т.е. несущим повышенную осевую нагрузку. Подшотник работает аналогично предыдущему .
Применение станков с числовым программным управлением позволяет серийно изготавливать вкладыш под- LUHnHHKOB такого типа с достаточно точным соответствием заданной формой профиля. I
Узлы машин и механизмов подшипников такого типа :позволят уменьшитьi вес и габариты опор трения, повысить их надежность.
Формула изобретения
Гидродинамическая опора, содержащая цапфу вала и охватывающую ее втулку с профилированной рабочей поверхностью, отличающая ся тем, что, с целью повышения несущей способности, профиль рабочей поверхности выполнен-спиралевидным с переменным радиусом по всему углу охвата цапфы вала, определяе ым по следующей зависимости:
. Re + h.m где f - радиус кривой рабочей поверхности в точке с угловой координатой f ; - номинальный размер радиуса вала;
- максимальный радиальный зазор;
в
m
hni ho
h.
V Iff
-коэффициент сужения радиального зазора;
-минимальный радиальный зазор;
-относительная угловая координата точки на рабочей поверхности профиля;
М - угловая координата точки рабочего профиля, рад.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Радиальная гидродинамическая опора | 1972 |
|
SU439636A1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПРОКАТНОГО ВАЛКА | 2013 |
|
RU2603403C2 |
Гидростатодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1754952A1 |
ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ ПОРШЕНЬ-ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2095603C1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1987 |
|
SU1474348A1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА | 1993 |
|
RU2064613C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 1996 |
|
RU2096579C1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ | 2013 |
|
RU2604545C2 |
ТРИБОСОПРЯЖЕНИЕ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2257484C1 |
ВТУЛКА-ЦАПФА ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ВАЛКА ПРОКАТНОГО СТАНА | 2016 |
|
RU2630137C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Цель - повышение несущей способности. Опора содержит цапфу вала и охватывающую ее втулку с профилированной рабочей поверхностью. Профиль рабочей поверхности выполнен спиралевидным. Величина переменного радиуса по всему углу охвата вала рассчитывается по определенной зависимости. При вращении вала в направлении клиновидного зазора в смазочном слое создается гидродинамическое давление, обусловливающее высокую несущую способность подшипника. 5 ил.
И.
Фиг./
/ J ftKCт
Фи8.2
Фыг.З
l .
Б-5
ФигЛ
Фи.5
Подшипник скольжения | 1979 |
|
SU894233A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Чернавский | |||
Подшипники скольжения, М,: Машгиз, с | |||
Аппарат для электрической передачи изображений без проводов | 1920 |
|
SU144A1 |
Авторы
Даты
1988-04-07—Публикация
1986-03-19—Подача