Известны системы охлаждения ротора электрической синхронной машины газом (в частности, воздухом), который смывает наружную или одновременно наружную и внутреннюю поверхности катушки полюса. Для машин большой мошности такое охлаждение недостаточно.
Предлагаемая система отличается от известных тем, что промежутки между полюсами полностью или частично перекрыты по периферии и образуют полости, в которые подается газ из радиальных каналов ротора; этот газ проходит через поперечные каналы в зазоры между сердечниками полюсов и катушками и выбрасывается в зазор между ротором и статором машины через каналы в сердечниках полюсов . Зазоры между катушками и сердечпиками могут иметь переменное сечение, увеличиваюихееся по направлению к периферии ротора. Такое выполнение зазоров обеспечивает дальнейшее повышение равномерности распределения газа по каналам катушек.
На фиг. 1 изображена часть обода ротора явнополюсной синхронной машины (поперечный разрез); па фиг. 2 - то же (перспективный вид).
Контур статора машины J показан на чертеже условно штриховкой; стрелкой Л показано направление враш,епия ротора, стрелками Б обозначены пути движения охлаждаюшего газа (например, воздз ха).
Воздух, нагнетаемый под действием напора, развиваемого ротором, через каналы обода 2 ротора попадает в междуполюсный промежуток 3, полностью или частично перекрытый по периферии ш.иткол1 4.
13899§
Подача воздуха в междуполюсный -промежуток 3 позволяет обеспечить наибольшее сечение входа воздуха из каналов обода и ловысить егорасход. Увеличение сечения канала, подводящего воздух к каналам 5 в меди катушки, роль которого выполняет междуполюсный промежуток, позволяет уменьшить неравномерность в распределении воздуха. Щиток 4, закрывающий междуполюсный промежуток, полностью ликвидирует неравномерность распределения воздуха по разным стороиам одного полюса, возникающую вследствие, движения ротора относительно воздуха в зазоре 6 между статором и ротором. В случае отсутствия щитка 4, воздух, находящийся в зазоре 6, будет тормозить воздух, выходящий из каналов катушек, расположенных на набегающем краеполюса.
Из междуполюсноГО промежутка 5 воздух попадает через каналы .5 катушек в зазор 7 между сердечником полюса и катушкой. Зазор можбт быть выполнен с постоянным или переменным сечени-ем, расширяющимся к периферии ротора, что способствует повыщению равномерности распределения воздуха по каналам катущек.
Для выпуска воздуха в зазор 6 между статором и роторо.м мащины служат каналы 5 в сердечниках полюсов, соединяющиеся с зазором 7. Форма каналов создает минимальное сопротивление для прохода воздуха. Кроме того, каналы S искривлены в направлении вращения ротора, что позволяет .использовать скоростной напор, , возникающий вследствие вращения ротор а относительно воздуха в зазоре 6. Движение ротора относительно воздуха в зазоре 6 способствует подсасыванию воздуха из каналов S.за счет эффекта эжекции. Поэтому общий расход воздуха увеличивается, что повышает интенсивность охлаждения.
Предмет изобретения
1.Система охлаждения ротора электрической синхронной машины с явно выраженными полюсами, в проводниках катущек которых сделаны каналы для прохода охлаждающего газа, расположенные поперек витков катущек, и предусмотрены зазоры между этими катушками и сердечниками полюсов, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности и охлаждения и равномерности распределения газа до каиалам катущек, промежутки между полюсами полностью или частично перекрыты по периферии и образуют полости, в которые из радиальных каналов ротора подается газ, проходящий затем через указанные поперечные каналы в зазоры между сердечниками полюсов и катушками и выбрасываемый в зазор между ротором и статором через: каналы в сердечниках полюсов.
2.Система охлаждения по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью дальнейщего повышения равномерности распределения газа по каналам катушек, зазоры .между катушками и сердечниками имеют переменное сечение, увеличивающееся по направлению к периферии ротора.
3.Система охлаждения по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, чтоканалы в сердечниках полюсов выполнены криволинейными в направлении вращения ротора для подсасывания газа в зазор меладу ротором, и статором.
6 -в34 8
. ( Ч/Чч Хч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система охлаждения ротора электрической синхронной машины | 1959 |
|
SU127738A1 |
Волновая стержневая обмотка | 1960 |
|
SU135952A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1032531A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279749C1 |
Полюс ротора синхронной электрической машины | 1982 |
|
SU1101970A1 |
Явнополюсная синхронная электрическая машина | 1969 |
|
SU400249A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1985 |
|
SU1309181A1 |
СВЕРХПРОВОДЯЩАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА С СУЖИВАЮЩИМСЯ ВОЗДУШНЫМ ЗАЗОРОМ МЕЖДУ РОТОРОМ И СТАТОРОМ, СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЗОРА | 2002 |
|
RU2298276C2 |
ПОЛЮС РОТОРА СИНХРОННОЙ ЯВНОНОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНБ1 | 1968 |
|
SU213154A1 |
Синхронная электрическая машина с явновыраженными полюсами | 1979 |
|
SU855871A1 |
Авторы
Даты
1961-01-01—Публикация
1960-11-29—Подача