Система охлаждения ротора электрической синхронной машины Советский патент 1961 года по МПК H02K9/16 

Описание патента на изобретение SU138998A1

Известны системы охлаждения ротора электрической синхронной машины газом (в частности, воздухом), который смывает наружную или одновременно наружную и внутреннюю поверхности катушки полюса. Для машин большой мошности такое охлаждение недостаточно.

Предлагаемая система отличается от известных тем, что промежутки между полюсами полностью или частично перекрыты по периферии и образуют полости, в которые подается газ из радиальных каналов ротора; этот газ проходит через поперечные каналы в зазоры между сердечниками полюсов и катушками и выбрасывается в зазор между ротором и статором машины через каналы в сердечниках полюсов . Зазоры между катушками и сердечпиками могут иметь переменное сечение, увеличиваюихееся по направлению к периферии ротора. Такое выполнение зазоров обеспечивает дальнейшее повышение равномерности распределения газа по каналам катушек.

На фиг. 1 изображена часть обода ротора явнополюсной синхронной машины (поперечный разрез); па фиг. 2 - то же (перспективный вид).

Контур статора машины J показан на чертеже условно штриховкой; стрелкой Л показано направление враш,епия ротора, стрелками Б обозначены пути движения охлаждаюшего газа (например, воздз ха).

Воздух, нагнетаемый под действием напора, развиваемого ротором, через каналы обода 2 ротора попадает в междуполюсный промежуток 3, полностью или частично перекрытый по периферии ш.иткол1 4.

13899§

Подача воздуха в междуполюсный -промежуток 3 позволяет обеспечить наибольшее сечение входа воздуха из каналов обода и ловысить егорасход. Увеличение сечения канала, подводящего воздух к каналам 5 в меди катушки, роль которого выполняет междуполюсный промежуток, позволяет уменьшить неравномерность в распределении воздуха. Щиток 4, закрывающий междуполюсный промежуток, полностью ликвидирует неравномерность распределения воздуха по разным стороиам одного полюса, возникающую вследствие, движения ротора относительно воздуха в зазоре 6 между статором и ротором. В случае отсутствия щитка 4, воздух, находящийся в зазоре 6, будет тормозить воздух, выходящий из каналов катушек, расположенных на набегающем краеполюса.

Из междуполюсноГО промежутка 5 воздух попадает через каналы .5 катушек в зазор 7 между сердечником полюса и катушкой. Зазор можбт быть выполнен с постоянным или переменным сечени-ем, расширяющимся к периферии ротора, что способствует повыщению равномерности распределения воздуха по каналам катущек.

Для выпуска воздуха в зазор 6 между статором и роторо.м мащины служат каналы 5 в сердечниках полюсов, соединяющиеся с зазором 7. Форма каналов создает минимальное сопротивление для прохода воздуха. Кроме того, каналы S искривлены в направлении вращения ротора, что позволяет .использовать скоростной напор, , возникающий вследствие вращения ротор а относительно воздуха в зазоре 6. Движение ротора относительно воздуха в зазоре 6 способствует подсасыванию воздуха из каналов S.за счет эффекта эжекции. Поэтому общий расход воздуха увеличивается, что повышает интенсивность охлаждения.

Предмет изобретения

1.Система охлаждения ротора электрической синхронной машины с явно выраженными полюсами, в проводниках катущек которых сделаны каналы для прохода охлаждающего газа, расположенные поперек витков катущек, и предусмотрены зазоры между этими катушками и сердечниками полюсов, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности и охлаждения и равномерности распределения газа до каиалам катущек, промежутки между полюсами полностью или частично перекрыты по периферии и образуют полости, в которые из радиальных каналов ротора подается газ, проходящий затем через указанные поперечные каналы в зазоры между сердечниками полюсов и катушками и выбрасываемый в зазор между ротором и статором через: каналы в сердечниках полюсов.

2.Система охлаждения по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью дальнейщего повышения равномерности распределения газа по каналам катушек, зазоры .между катушками и сердечниками имеют переменное сечение, увеличивающееся по направлению к периферии ротора.

3.Система охлаждения по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, чтоканалы в сердечниках полюсов выполнены криволинейными в направлении вращения ротора для подсасывания газа в зазор меладу ротором, и статором.

6 -в34 8

. ( Ч/Чч Хч

Похожие патенты SU138998A1

название год авторы номер документа
Система охлаждения ротора электрической синхронной машины 1959
  • Домбровский В.В.
  • Дубинин В.Г.
  • Еремеев А.С.
  • Иванов Н.П.
  • Ипатов П.М.
  • Каплан М.Я.
  • Левчук Ф.М.
  • Прутковский С.А.
  • Филиппов И.Ф.
  • Школьник Э.Д.
SU127738A1
Волновая стержневая обмотка 1960
  • Черныш Б.Н.
  • Дегусаров Ю.А.
  • Домбровский В.В.
  • Дукштау А.А.
  • Иванов Н.П.
  • Ипатов П.М.
  • Каплан М.Я.
  • Пинский Г.Б.
  • Школьник Э.В.
SU135952A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1982
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Пинский Григорий Борисович
  • Папер Александр Соломонович
SU1032531A1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Тилес Сергей Александрович
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2279749C1
Полюс ротора синхронной электрической машины 1982
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Дрейцер Генрих Александрович
  • Школьник Марк Ефимович
SU1101970A1
Явнополюсная синхронная электрическая машина 1969
  • Арошидзе Ю.В.
  • Дегусаров Ю.А.
  • Домбровский В.В.
  • Дукштау А.А.
  • Лурье А.Н.
  • Овинский В.М.
  • Пинский Г.Б.
  • Сергеев М.М.
  • Сторожев В.Д.
  • Шахматов М.А.
SU400249A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1985
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Прутковский Самуил Александрович
SU1309181A1
СВЕРХПРОВОДЯЩАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА С СУЖИВАЮЩИМСЯ ВОЗДУШНЫМ ЗАЗОРОМ МЕЖДУ РОТОРОМ И СТАТОРОМ, СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЗОРА 2002
  • Бордман Вилльям Хантер
  • Чила Рональд Джеймс
RU2298276C2
ПОЛЮС РОТОРА СИНХРОННОЙ ЯВНОНОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНБ1 1968
SU213154A1
Синхронная электрическая машина с явновыраженными полюсами 1979
  • Максимов Геннадий Александрович
SU855871A1

Иллюстрации к изобретению SU 138 998 A1

Реферат патента 1961 года Система охлаждения ротора электрической синхронной машины

Формула изобретения SU 138 998 A1

SU 138 998 A1

Авторы

Пинский Г.Б.

Домбровский В.В.

Дубинин В.Г.

Еремеев А.С.

Иванов Н.П.

Левчук Ф.М.

Орлов А.С.

Филиппов И.Ф.

Школьник Э.В.

Каплан М.Я.

Даты

1961-01-01Публикация

1960-11-29Подача