управляющего клапана г обеспечивающего одновременное включение высшей и низшей передачи. В данной коробке передач высшая ступень с Т1ередаточны числом, равным е цинице, включается фрикционной муфтой 13, Для обеспечения передаточного числа, ке равного единице,вместо муфты может устанавли эаться афикционный тормоз с соответс вующей корректировкой коробки передач„ Насос 14 гидравлической системы обеспечивает включение фрикционных элементов; тормоза б и муфты 13. Он соединен каналами через переливной клапан 15 клапан слива 16 и маслораспред(элитель 17 с гидравлическими цилиндрами 18 и 19 тормоза б и муфты 13, Клапан слива соединен силовой связью с педалью слива 20. В системе управления имеется такж рычаг 21 с возвратной пружиной 22, которая удерживает рычаг в левом по схеме положении При нажатии на рычаг 21 он воздействует на торец зо лотника 12.Распределитель 17 имеет золотник 23 и каналы 24 для соединения насоса 14 с каналами 25 и 26, а также каналы 27 для соединения гидро цилиндров 18 и 19 со сливом. Планетарная коробка передач работает следующим образом. Для трогания с места на низшей пе редаче водитель выжимает педаль слив 20, затем рычагом 21 воздействует на золотник 12, перемещая его в положение, показанное на фиг.1, при которо каналы 25 и 26 сообжены между собой. Затем опускает рычаг 21 и устанавливает золотник 23 распределителя 17 в положение подачи масла от насоса 14 в канал 25 к гидроцилиндру 18 тормоз б , Этими действиями cиcтe лa подготав ливается для трогания с места на низ шей передаче с одновременным подключ высшей передачи. Далее водитель отпускает педаль слива и золотник клапана слива 16 перемещается в поло жение, при котором масло от насоса 14 проходит к распределителю 17, а далее через каналы 24-к каналу 25 и к гидроцилиндру 18, а также через золотник 12 - в канал 26 и в гидроцилиндр 19 о При этом происходит вклю чение тормоза 6 низшей передачи и му ты 13 высшей передачи, т.е. разгон машины включением двух передач. Давл ние масла в системе в этот период несколько ниже номинального,- так как канал 26 через золотник 23 сообщен с сливными каналами 27, однако проходное сечение сливных каналов в золотнике 23 подобрано таким, что да. Б системе поддерживается на необходимом для разгона на двух передачах уровне. В первый период разгона невращаю щаяся часть 7 тормоза 6 под действие момента трения будет стремиться повернуться против часовой стрелки и упрется выступом 10 в левую кромку паза 9 корпуса 8. При этом шток 11 невращающейся части 7 не будет взаимодействовать с золотником 12. Включение обоих фрикционных элементов приводит к разгону ведомого вала 3, а также к затормаживанию вращающейся части тормоза 6 и солнечной шестерни 5. На определенной стадии разгона вращающаяся часть тормоза 6 и солнечная шестерня 5 остановятся, а затем в результате воздействия буксующей фрикционной муфты 13 части тормоза б совместно повернутся по часовой стрелке до упора выступа 10 в правую стенку паза 9. В результате этого под воздействием штока 11 золотник 12 переместится в первоначальное положение и отключит канал 26 от канала 25, что приведет к выключению муфты 13 после остановки вращающейся части тормоза 6. Этим обеспечивается оптимальная длительность совместной работы двух передач при разгоне машины, так как остановка вращающейся части тормоза 6 свидетельствует о разгоне машины до скорости, соответствующей низшей передаче. После выключения муфты 13 невращающаяся часть 7 тормоза 6 снова провернется до упора против часовой стрелки, но при этом золотник 12 остается в первоначальном положении, так как связь штока 11 с ним односторонняя. Клапан 1-6 служит для отключения гидроцилиндров от насоса при нажатии на педаль.20. Формула изобретения Планетарная коробка передач транспортного средства, содержащая, по крайней мере, один планетарный ряд, на реактивное звено которого установлен тормоз, фрикционную муфту, соединенную с двумя звеньями планетарной коробки передач, и систему управления, включающую в себя распределитель, связанный с одной стороны гидролиниями с гидроцилиндрами соответственно тормоза И фрикционной муфты, а с другой стороны - с источником рабочей жидкости и сливом, управляющий клапан, установленный в гидролинии, соединенной с гидроцилиндрами тормоза и фрикционной муфты, отличающаяся тем, что, с -целью уменьшения габаритов фрикционного тормоза за счет снижения работы буксования фрикционных элементов, невращающаяся часть тормоза установлена с возможностью ограниченного углового перемещения и кинематически связана с управЛЯЮ1ЦИМ клапаном. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Авторское- свидетельство СССР № 418356, кл. В 60 К 41/00, 27.12.71.
zdL/г
ВиЗА
26
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1098837A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1393666A1 |
Система управления коробкой передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1039750A1 |
Система управления коробки передач | 1987 |
|
SU1438970A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Авторы
Даты
1979-01-05—Публикация
1976-06-21—Подача