Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU874403A1

;54) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности К гидравлическим устройствам для управ ления фрикционньоми элементами переключения передач ступенчатых трансмис сии транспортных средств, Известно гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства, содержащее селекторный механизм, имеющий основной и дополнительный поворотные золотники, посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с основным гидроцилиндром гидроаккумулятора, в котором расположены поршни, разжатые упругими элементами l. Недостатком данного устройства яв ляется отсутствие возможности измерения времени перекрытия передач и плав ности включения фрикционных элементов в зависимости от нагрузки на трансмиссию транспортного средства. Цель изобретения - повышение долговечности путем изменения величины времени перекрытия передач и плавное ти включения фрикционных элементов. Поставленная цель достигается тем что гидроаккумулятор снабжен дополнительным гидроцилиндром, установленным коаксиально основному гидроцилиндру и многопозиционным переключателем, посредством которого рабочие камеры основного и дополнительного гидроцилиндров подключены параллельно дополнительному золотнику селекторного механизма. На фиг. 1 представлена схема устройства, на фиг. 2 - пружинный ч;етырехсекционный гидроаккумулятор, продольный разрез. Устройство содержит селекторный механизм 1, связанный каналами 2-5 с гидроцилиндрами фрикционных элементов 6-9 переключения передач, каналом 10 -- с нагнетательной полостью гидронасоса, каналом 11 - со сливом и каналами 12 и 13 с многопозиционным переключателем 14. Последний представляет собой распределитель, каналы 15 18 которого соединены с рабочими полостями 19-22 и пружинного четырехсекционного гидроаккумулятора 23 двухстороннего действия. Гидроаккумулятор 23 содержит два рабочих цилиндра: основной дополнительный 25, каждый из которых содержит по два поршня 26, 27 и 28, 29 и расположенные между ними упругие элементы 30 и 31.

При этом дополнительный цилиндр

25гидроаккумулятора 23 установлен коаксиаль-но основному 24, а поршни

26и 27 основного цилиндра 24 выполнены кольцами.

Устройство работает следующим образом.

При необходимости создать, например, максимальное время перекрытия передач и наибольшую плавность включения последних, водитель с помощью ручного привода многопозиционного переключателя 14 устанавливает его в положение Г, что соответствует подключении к гидросистеме рабочих полостей гидроаккумулятора 23 максимеипного объема. Рабочие полости 19 и 20 гидроаккумулятора 23 с помощью каналов 15 и 16 многопозиционного переключателя 14 соединяются с каналом 1 селекторного механизма 1, а с помощью каналов 17 и 18 - с каналом 12.

При переключении, например, со втрой передачи на третью водитель с помощью ручного привода селекторного механизма 1 переводит последний из положения, соответствующего второй передаче, в положение, соответствующего третьей передаче. Жидкость от насоса с помощью каналов 10 и 5 селекторного механизма 1 поступает к гидроцилиндру фрикционного элемента 8 третьей передачи и одновременно с помощью каналов 10, 13, 16 и 17 - к рабочим полостям 19 и 20 гидроаккумулятора 23. Под действием давления жидкости поршни 26 и 27 гидроаккумулятора 23 начнут перемещаться и сжимать упругие элементы 30 и 31, обеспечивая тем самым плавное нарастание давления в гидроцилиндре фрикционного элемента 8, до максимального,что приведет к плавному включению последнего.

Одновременно с подключением гидроцилиндра фрикционного элемента 8 -третьей передачи происходит отключение гидроцилиндра фрикционного элемента 7 второй передачи от насоса и соединение его с помощью каналов 3 и 11 со сливом, при этом оставляя подключенными к нему с помощью каналов 17, 18 и 3 рабочие полости 21 и 22 гидрраккумуЛятора 23. Под действием ранее сжатых упругих элементов 30 и 31, порщни 28 и 29 гидроаккумулятора 23- начнут перемещаться, подавая жидкость одновременно к гидравлическому цилиндру фрикционного элемента 7, с помощью каналов 17, 18, 12 и 3, и на слив с помощью канала 11.

В результате этого в гидроцилиндре фрикционного элемента 7 второй передачи будет некоторое время поддерживаться давление, необходимое для передачи указанным элеме нтом крутящего момента.

Также происходит и переключение на соседние с включенной передачи.

лишь меняются местами заполняемые и опорожняемые полости гидроаккумулятора .

Таким образом, при переключении передач с помощью предлагаемого уст, ройства существует момент времени, когда фрикционные элементы сменяемой и включаемой передач одновременно передают крутящий момент, происходит так называемое перекрытие переО Длительность перекрытия передач, « также как и плавность включения их, в значительной мере; определяется характеристиками гидроаккумулятора 23, объемом полостей, участвующих в работе, жесткостью и величиной предварительного натяжения упругих элементов 30 и 31.

Для предлагаемого устройства объемы рабочих полостей 21 и 22 основного 24 и 19, 12 дополнительного 25 ци0 линдрбв гидроаккумулятора необходимо выбирать такими, чтобы при одновременной .работе двух цилиндров создавалось максимально необходимое время перекрытия передач, что соответствует максимальной загруженности трансмиссии транспортной машины крюковой или весовой нагрузкой, объем каждой из рабочих камер одного из цилиндров гидроаккумулятора соответствует миниQ мально необходимому времени перекрытия передач, тогда по разнице объемов рабочих камер основного и дополнительного цилиндров гидроаккумулятора определяют величину времени перекрытия передач, обеспечиваемую рабочими

камерами другого цилиндра, а следовательно, и условие работы транспортной машины, для которых целесообразно использовать только этот цилиндр. Создание возможности изменения

плавности включения и времени перекрытия передач позволяет производить переключение передач при оптимальных режимах работы фрикционных элементов при выполнении машиной работы с разнымй загрузками трансмиссии, что положительно скажется на долговечности фрикционных элементов. Кроме того, регулирование процесса переключения передач позволяет применять устройство, как унифицированное для машин с разным заполняемых объемом исполнительных цилиндров фрикционных муфт.

Формула изобретения

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения, передач транспортного , средства, содержгццее селекторный механизм, имекхций основной и дополнительный поворотные золотники,посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с основным гидроцилиндром гидроаккумулятора, в котором расположены поршни, разжатые упругими

элементами, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности путем изменения величины време ни перекрытия передач и плавности включения фрикционных элементов, гйдроэгккумулятор снабжен дополнительным {гидроцилиндром, уста.новленным ко ксиально основному гидроцилиндру и многопозиционным переключателем, посредством которого рабочие камеры основного и дополнительного гидроцилиндров подключены параллельно дополнительному золотнику селекторного механизма.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР I 697361, кл. В 60 К 41/00, 1976.

Похожие патенты SU874403A1

название год авторы номер документа
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства 1981
  • Солонский Александр Степанович
  • Саенко Геннадий Викторович
  • Жуковский Иосиф Николаевич
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
SU1065257A1
Устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства 1986
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Долинин Игорь Васильевич
SU1399189A1
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства 1976
  • Солонский Александр Степанович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Козлов Евгений Николаевич
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Семенов Владимир Мефодьевич
SU697361A1
Гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства 1982
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
SU1057338A1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН 1972
SU347219A1
Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства 1990
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Горбатенко Николай Николаевич
SU1720906A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами трансмиссии транспортного средства 1983
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Ларионов Михаил Александрович
SU1184705A1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 1969
SU243417A1
Способ переключения с высшей ступени коробки передач и устройство для его осуществления 1984
  • Саенко Геннадий Викторович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1276530A1
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины 1973
  • Лысов Александр Михайлович
SU521156A1

Иллюстрации к изобретению SU 874 403 A1

Реферат патента 1981 года Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства

Формула изобретения SU 874 403 A1

w

21

SU 874 403 A1

Авторы

Островерхов Николай Львович

Солонский Александр Степанович

Саенко Геннадий Викторович

Ксендзов Вячеслав Никитович

Семенов Владимир Мефодьевич

Даты

1981-10-23Публикация

1979-12-07Подача