1
Изобретение относится к транспортному машиностроению.
Известно гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач, содержащее золотниковые клапаны, обеспечивающие подачу рабочей жидкости от одного из двух гидронасосов в зависимости от скорости движения транспортного средства и нагрузки на его трансмиссию {1 .
Больщое количество клапанов управления и применение двух гидронасосов усложняет конструкцию устройства и затрудняет обеспечение его надежной работы.
Известно также гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами- пе реключения передач трансмиссии транспортного средства, содержащее селекторный механизм с ручным управлением, снабженный золотником поворотного типа, исполнительные цилиндры, гидроаккумулятор, имеющий порщни и упругий элемент и свяэанньш каналами с селекторным механизмом и с исполнительными щишндрами, и переключающее устройство, соединеннее с гидроаккумулятором и исполнительными цилиндрами 2.
В этом устройстве количество клапанов переключающего устройства зависит от числа переключаемых передач и равно п-1, где п - число переключаемых передач. С величением числа переключаемых передач не только усложняется конструкиля устройства, но и снижается надежность его работы, так как увеличивается число клапанов, работающих одновременно. Например, при двух переключаемых передачах работает один клапан, при четырех переключаемых передачах работают одновременно два клапана, при шести переключаемых передачах четыре из них обеспечиваются одновременной работой трех клапанов и т. д.
. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства, упрощение его конструкции.
Для достижения этой цели переключающее устройство в предлагаемом гидравлическом устройстве снабжено золотником поворотного типа, расположенным соосно золотнику селекторного механизма, соединенным с ним с возможностью относительного перемещения на ве36личину поворота между смежными включениями и имеющим кольцевые проточки и пазы, выполненные по дуге на его наружной поверхности, равной повороту между смежными вклк чениями, при этом упругай элемент гидроиккумулятора расположен между поршнями, а кольцевые проточки через пазы связаны с каналами, соединяющими золотник селекторного механизма с исполнительными цилиндрами смеж toix передач, и постоянно соединены с гидроаккумулятором. . Такая конструкция устройства, выполненная без клапанов с плаваюпдами поршнями, обеспечивает механическое надежное соединение рабочих объемов гидроаккумулятора с выключенным и включенным силовыми цилиндрами фрик ционных муфт, переключите передач без разры ва силового потока. На фиг. 1 изображен селекторный меха1шзм в сборе; на фиг. 2 - схема предлагаемого устройства в сборе с разрезами А-А, Б-Б и В-В фиг. 1 при второй передаче, включенной после первой; на фиг. 3 - то же, при третьей переда че, включенной после второй; на фиг. 4 - то же при второй передаче, включешюй после трет ей. Устройство содержит селекторный меха1шзм 1 с основным поворотным золотником 2 с ручным управлением и допол1штельным поворотным золотником 3, которью соосно расположень во втулку 4 и соединены между собой с помощью выступа и паза, допускающих относительное перемещение на величину поворота между смежными включениями. Каггалы 5-8 (фиг. 2) соединяют исполнительные цилиндры фрикционных элементов 9-12 с основным 2 и дополнительным 3 золотниками селекторного механизма 1. При этом каналы, соединяющее исполнительные вдлиндры с основным зопоптком 2, выполнены в корпусе селекторного механизма 1, и соединёга1е их с дополнительным золотником 3 происходит через пазы 13, выполненные на внешней стороне втулки 4 вдоль ее оси от сечения А-А до сечения В-В. Основной золотник 2 имеет кольцевую проточку 14, постоянно соединенную с подводом масла от насоса (не показан), л дааметралы1о р.асположенные осевые пазы 15 для подвода масла к каналам, соединяющим основной золотник 2 с исполнительными цилиндрами фрикционных элементов 9-12, а также сливные отверстия, из которых соседние с пазами 15 выполнены меньшего диаметра. Дополнительный золотник 3 имеет две кольцевые проточки 16 и 17, два паза 18 и 19, диаметральни расположенные и занимающие каждый по окружности золот шка 3 дугу, равную расстоянию смежными рключеннями, соединяющих кольцевые проточки 16 и 17 с каналами, сообщающими основной ЗОЛОТ1ШК 2 с исполпительны;ш1 цилиндрами фрикнлонпых элементов 9-12 смежных передач. Кольцевые проточки 16 постоянно соединены каналами 20 и 21 с рабочими полостями гидроаккумулятора 22, выполненного с одним упругим элементом 23 и двумя порщнями 24 и 25. Устройство работает следующим образом. При включенной, например, второй передаче, если передачи последовательно возрастали, масло от насоса поступает в кольцевую проточку 14 основного золотника 2, откуда через паз 15 и канал 6 - в исполнительный цилиндр фрикционного элемента 10 (фиг. 2), диски которого сжимаются поршнем. При атом передается движение с ведущих чаете на ведомые. Цилиндры остальных трех- фрикционных : элементов 9„ И и 12 соединены со сливом. Кроме того, масло через паз 18, кольцевую проточку 16 дополнительного золотника 3 и через канал 2р заполняет верхнюю рабочую полость гидроаккумулятора 22, поднимая давле1ше до максимального в течение некоторого време1ш, обеспечивая тем самым плавность вютючения фрикционного элемента 10. Нижняя рабочая полость гидровккумулятора 22 через канал 21, кольцевую проточку 17 и паз 19 дополнительного золотника 3 соединена с каналом 5, соединяющим исполтштельный -ЩЛИНДр фрикционного элемента 9 первой передачи со сливом. Чтобы включить третью передачу, водитель с помощью ручного привода селекторного механизма 1 поворачивает основной золотник 2 против часовой стрелки (фиг. 3), прекращая подачу масла в канал б и соединяя его со сливом, а в канал 7, соединяющий золотники 2 и 3 с цилиндром фрикциоштаго элемента 11 третьей передачи, подается масло от насоса. В течение некоторого промежутка времени, пока заполняется испол1штельный циливдр фрикциош1ого элемента 11 третьей передачи, в исполшггельном щгаиндре фрикционного элемента 10 второй передачи поддерн ивается с помощью верхнего рабочего объема гидроаккумулятора 22 давлезше масла, меньшее максимального, но достаточное для нормальной работы фрикционного элемента 10 без пробуксовки. Диаметр дроссельного отверстия, через которое сливается масло из рабочего объема гидроаккумулятора 22, меньше других, обеспечивающих свободных слив. Перек:лючение с третьей начетвертую передачу происходит аналогично изложенному, лишь меняются местами заполненный и освобожденный рабочие объемы гадроаккумулятора 22. Если изменить направление переключения с повышения передач на их понижение, например. 5 69 с 1ретьей передачи на вторую, то основной золотник 2 поворачивают по часовой стрелке (фиг. 4) так, чтобы подать масло под давлением в канал 6 исполнительного цилиндра фрик ционного элемента 10 второй передачи, а канал 7 исполнительного цилиндра фрикционного элемента 11 третьей передачи соединить со сливом через дроссельное отверстие в основном золотнике 2. При этом дополнительный золотник 3 остается неподвижным. В исполнительном цилиндре фрикционного элемента 11 выключаемой третьей передачи некоторое время поддерживается давление за счет разрядки нижнего рабочего объема гищюаккумулятора 22. После заполнения исполнительного цилиндра фрикционной элемента 10 включаемой второй передачи заполняется верхний рабочий объем гидроаккумулятора 22, обеспечивая плавность включения фрикционного элемента 10. Таким образом, относительная свобода соединения основного и дополнительного золотников 2 и 3 обеспечивает при смене направления переключения передач соединение заполненного рабочего объема гидроаккумулятора 22 с каналом выключаемой передачи, т. е. со сливом, а незаполненного рабочего объема гидроаккумулятора 22 - с каналом включаемой передачи, т. е, с нагнетанием. Замена .переключающего устройства с несколь кими клапанами, часть которых работает одновременно, -на механическое переключающее устройство с дополнительным золотником повыщает надеядао ;ть работы устройства. Формула изобретения Гидравлическое устройство для ут1равле шя фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства, содержащее селекторный механизм, с рут1ным управлением, снабженный золотником поворотного типа, исполнительные цилиндры, гидроаккумулятор, имеющий поршни и упругий элемент и связанный каналами с селекторным механизмом и исполнительными цилиндрами, и переключающее устройство, соединенное с гидроаккумулятором и исполнительными цилиндрами, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности работы, переключающее устройство снабжено золотником поворотного типа, расположенным соосно золотнику селекторного механизма, соединенным с ним с возможностью относительного перемещения на величину поворота между смежными включениями и имеющим кольцевые проточки и пазы, вьтолненные по дуге на его наружной поверхности, равной повороту между смежными включениями, при этом упругий элемент гидрозккумулятора расположен между поршнями, а кольцевые проточки через пазы связаны с каналами, соединяюгцими золотник селекторного механизма с исполнительными цилиндрами смежных передач, и постоянно соединены с гидроаккумулятором. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Лапидус В. И. Гидромеханические передачи автомобилей. М., Мащгиз, 1961, с. 318-327, фиг. 200. 2.Авторское свидетельство СССР Г 225713, кл. В 60 К 41/00, 1969 (прототип).
,f4 М /
Авторы
Даты
1979-11-15—Публикация
1976-02-18—Подача