В системе автоматического контроля за вождением танков на танкодроме и стрельбой из танков на полигоне, наряду с сигналом скорости необхХодима выдача сигналов скатывания танка и остановки его.
Применяемые для этой цели датчики, устанавливаемые снаружи танка, не разделяют сигналы непроизвольного скатывания танка при выключенной передаче и движение на передаче «задний ход, что необходимо по условиям обучения. Установка же контактных датчиков на препятствиях не обеспечивает непрерывную подачу сигналов обратного скатывания и остановки по всей трассе движения танка.
Предлагаемый датчик скорости не имеет указанных недостатков. Сущность изобретения заключается в том, что регистрация скатывания танка и остановка его осуществляются с помощью двух прерывателей, кинематически соединенных с гибким валом спидометра, и переключателей первичных обмоток трансформаторов, кинематически соединенных с приводами управления коробкой передач и планетарными механизмами поворота. Во вторичные обмотки трансформаторов включены однополупериодные выпрямители и реле, которые коммутируют цепи регистрирующих устройств..
На фиг. 1 изображена принципиальная схема датчика; на фиг. 2- установка датчика в танке.
Датчик скорости состоит из трех основных частей: собственно датчика /, блока переключателей 2, блока реле и трансформаторов 5,.соединенных между собой кабелями штеккерными разъемами 4 и 5- Датчик включает центральный вал 6, вращающийся в корпусе на двух подшипниках, щестерни 7 и S, храповики 9 и 10, коллекторы 11 и 12, неподвижные пары контактов 13 и 14, искрогасящие конденсаторы 15 и червячную передачу 16.
Датчик / монтируется между спидометром 77 и гибким валом 18 спидометра.
№ 142083- 2 Блок переключателей 2 состоит из переключателя задней передачи ЯЗ, выключателя правого ПВ и выключателя левого Л В.
Блок реле и,трансформаторов 3 состоит из трансформаторов Гр, и Tpz, конденсаторов Ci и С , и реле Р-1 и Р-2.
При движении.-: тайка вперед (вращение гибкого вала прямое) вращается центральнуй вал б, приводящий в движение коллектор // и храповик Рчерезщёстерни 7 и 5. При вращении коллектора 41 прерывается цепь постоянного тока в первичной обмотке трансформатора Гр2, во вторичной обмотке которого индуктируется электрический сигнал «скорость. Направление тока следующее: клемма бортовой сети + 26 в, фишка 19 разъема 5, замкнутый контакт-ЯБ или ЛВ, фишка разъема 4, пара контактов 13, фишка 21 разъема 4, замкнутый контакт 22-23, фишка 24 разъема 5, первичная обмотка трансформатора Гро.
Выпрямленный вторичный сигнал выдается как сигнал «скорость-.
Вследствие того, что частота прерываний тока на контактах 13 пропорциональна числу оборотов коллектора //, т. е. числу оборотов вала спидометра, величина этой частоты служит одновременно измерителем скорости танка в данный момент и может быть выдана в -виде радиосигнала или записи на бумажной ленте. Храновики 9 н 10 замыкаются при взаимопротивоноложных направлениях вращения гибкого вала, поэтому при прямом вращении гибкого вала храповик 10 разомкнут, верхняя ступень датчика не работает и других сигналов датчик не выдает.
При движении танка назад (обратное вращение гибкого вала) центральный вал 6 вращается в противоположную сторону. При этом храповик 10 замыкается и вращение передается через щестерни 7 и 8 верхнего ряда и червячную передачу 16 на коллектор 12, который прерывает постоянное напряжение, подаваемое на пару контактов 14.
Если задняя передача выключена (т. е. танк скатывается назад), то контакты ПЗ блока переключателей 2 замкнуты в положении 25-26 и 22-23. Тогда вращение коллектора 12 прерывает ток в первичной обмотке трансформатора Тр. Путь тока в этом случае будет следующий: -4-26 е, фишка /Я замкнутый контакт ПВ или ЛВ, фишка 27, пара контактов 14, фищка 28, замкнутый контакт 25-26, фишка 29, первичная обмотка трансформатора TpiВыпрямленный вторичный сигнал выдается, как сигнал «скатывание.
Если задняя передача танка включена (т. е. танк управляется водителем), контакты ПЗ блока переключателей 2 замкнуты в положении 25-27 и 22-30. В этом случае вращение коллектора 72 прерывает ток в первичной обмотке трансформатора Tpz и сигнал выдается, как сигнал «скорости. Направление тока следующее: +26 в, фишка 19, замкнутый контакт ПВ или ЛВ, фишка 20, пара контактов 1-4, фишка 28, замкнутый контакт 25-27, фишка 24, первичная обмотка трансформатора Тр2.
При остановке танка центральный вал 6 не вращается, коллекторы // и 12 неподвижны и в первичных обмотках трансформаторов Tpi к Тр2 ток не прерывается, а следовательно во вторичных обмотках трансформаторов Гр1 и Гр2 э. д. с. не индуктируется. Реле Р-2 коммутирует сигнал «остановка.
Предлагаемая конструкция датчика скорости позволяет получать устойчивую информацию о параметрах движения танка (величина и направление скорости, остановку) и о возможной ошибке обучаемых (скатывание танка назад).
Предложение рекомендовано для реализации.
Предмет изобретения
Датчик скорости, отличающийся тем, что, с целью регистрации скатывация танка, при выключенной задней передаче и остановки его, применены два прерывателя, кинематически соединенные с гибким валом спидометра, и переключатели первичных обмоток трансформаторов, кинематически соединенные с приводами управления коробкой передач и планетарными механизмами поворота, а во вторичные обмотки трансформаторов включены однополунериодные выпрямители и реле, коммутирующие цепи регистрирующих устройств.
/2
{11станов а 5 Скатыванив §
скооость 1
fue. 2
Авторы
Даты
1961-01-01—Публикация
1961-02-27—Подача