м t
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки эмоциональной устойчивости оператора | 1986 |
|
SU1434480A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1244700A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1249567A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1244699A1 |
Устройство для обучения операторов систем управления | 1986 |
|
SU1434478A1 |
Устройство обучения операторов систем управления | 1983 |
|
SU1121695A1 |
Тренажер оператора | 1984 |
|
SU1174960A2 |
Адаптивное устройство обучения операторов | 1983 |
|
SU1138822A1 |
Адаптивный тренажер оператора | 1982 |
|
SU1086451A2 |
Адаптивный комплекс для обучения операторов систем управления | 1982 |
|
SU1003131A1 |
Изобретение относится к эргономике, в частности к устройствам для обучения операторов недетерминированных человеко-машинных систем. Цель изобретения - повышение точности устройства при контроле групповой деятельности операторов путем введения автоматического объективного контроля совместных управляющих действий группы операторов в текущий момент, Выходные сигналы имитатора 3 сигналов воздействия подаются на одни входы блока 1 моделирования объекта тренажа и вычислительного блока 6, на другие входы которых поступает выходной сигнал блока 5 ручного управления. Выходные сигналы блока 6 и интегратора 8 сравниваются узлом 7 сравнения. Выходной сигнал 8 формируется с помощью выходного сигнала имитатора 3, прошедшего через узел 9 элементов задержки, умножитель 2 и интегратор 8. Величина выходного сигнала узла 7 предъявляется на индикаторе 4 и служит количественной мерой контроля совместной деятельности группы операторов. 4 ил. (Л
Фие.. 1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам обучения, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, проектирующих и эксплуатирующих автоматизированные системы управления, а также как част тренажерной техники.
Цель изобретения - повьшение точ- ности устройства.
На фиг, 1 представлена общая струтура устройства} на фиг, 2 - 4 - схемы соответственно блока моделирования объекта тренажа, имитатора сигна лов воздействия и вычислительного блока.
Устройство содержит блок 1 моделирования объекта тренажа, умножитель 2, имитатор 3 сигналов воздей- ствия, индикатор А, блок 5 ручного управления, вьшислительный блок 6, узел 7 сравнения, интегратор 8, узел 9 .элементов задержки.
Блок 1 содержит элементы 10 за- держки, умножитель 11, интегратор }2, сумматор 13; имитатор 3 - узел 14 памяти, цифроаналоговый преобразователь 15, сумматор 16, фильтр 17 низкой частоты i7, генератор 18 шу- ма; блок 6 - элемент 19 задержки, умножитель 20 и интегратор 2I.
Устройство работает следющим образом .
Для совершенствования текущего состояния совместных управляющих действий группы операторов, вьшолня- ющих совместно функцию принятия решения, узлом 14 вырабатываются сигналы в цифровом виде, которые зада- ют текущее состояние объекта тренажа и поступают через цифроаналоговый преобразователь 15 на один из входов сумматора 16,-На другой вход последнего подаются сигналы, изменяющие текущее состояние объекта тренажа и поступающие через фильтр 17с выхода генератора 18, Результирующий сигнал с выхода сумматора 16 поступает на вход блока 1. Сигналы реак- ций последнего подаются на вход индикатора 4, Группа операторов в соответствии с информацией, вынесенной на индикаторе 4, в процессе взаимодействия между собой вырабатывает алгоритм управляющих действий и реализует его путем воздействия на органы блока 5, Сигналы с выхода блока 5 поступают на вход блока 1 и на вход
блока 6, На другой вход блока 6 подаются сигналы с выхода фильтра 17,
Выходной сигнал блока 6 в виде корреляционной функции
g,() )b(t --г-),
где gv.(t ) - усредненные по времени сигналы корреляционной функции, характеризующие текущее состояние совместных управляющих действий группы операторов;a(t) - выходные сигналы пульта
5 ручного управления; b(t -С ) - вькодные сигналы фильтра 17 низкой частоты; - временные задержки, подается на один из входов узла 7, На другой вход последнего подается эталонный сигнал корреляционной функции,- сформированный посредством узла 9, умножителя 2 и интегратора 8,
Результирующий выходной сигнал узла 7 характеризует меру отклонения текущего состояния совместных управляющих действий группы операторов от эталонного состояния, который затем подается на один из входов индикатора 4 для визуального контроля результатов деятельности группы операторов.
Автоматизация процесса контроля позволяет интенсифицировать процесс обучения операторов, т,к. инструктор используя данные объективного контроля о ходе решения учебной задачи группой операторов может сосредоточить основное внимание на устранении узких мест в усвоении оператором учебного материала, что позволяет повысить качество профессиональной подготовки специалистов.
Введение автоматического объективного контроля текущего состояния совместных управляющих действий группы операторов повышает эффективность процесса обучения за счет повьшения точности контроля.
На основе повышения точности и объективности контроля создается возможность организации управляемого учебного процесса, за счет чего сокращаются сроки обучения.
Формула изобретения
Устройство для обучения операторов систем управления, содержащее блок моделирования объекта тренажа, первый вход которого соединен с первым выходом имитатора сигналов воздействия, выход - с одним входом индикатора, а второй ВХ.ОД - с выходом блока ручного управления, подключенным к первому входу вычислительного блока, выход которого соединен с одним входом узла сравнения, отличающееся тем, что, с целы}
повышения точности устройства, в него введены узел элементов задержки, умножитель и интегратор, вход кото- рого соединен с выходом умножителя, а выход - с другим входом узла сравнения, выход которого подключен к другому входу индикатора, первый вход умножителя соединен с выходом узла элементов задержки, а второй вход - с вторым выходом имитатора сигналов воздействия, подключенным к входу узла элементов задержки и второму входу вычислительного блока.
15
аа.г
Тренажер оператора | 1981 |
|
SU959136A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-10-30—Публикация
1986-06-26—Подача