Поршень двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1988 года по МПК F02F3/10 

Описание патента на изобретение SU1437544A1

/ ffo e/ Htjf7ra

dn

00

yg .

ф(/5.2

Изобретение относится к двигателе- .строению, а именно к конструкции поршней для форсированных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Цель изобретения - повышение надеж--, ности поршня при форсировании двига- ;теля внутреннего сгорания за счет исключения задиров.

На фиг.1 показан предлагаемый поршень с покрытием, общий вид; на фиг.2 - фрагмент покрытия (узел 1 на фиг.1).

i Поршень двигателя внутреннего i сгорания (ДВС) содержит корпус 1 из {алюминиевого сплава, запрессов.анные IB корпус 1 стальные-детали: вставку . |2, кольцедержатель 3 и втулки 4, а I также детонационное антифрикционное (покрытие 5, Покрытие 5 имеет в .своем {составе компенсаторы 6 напряжения, jпредставляющие собой V-образные зле- I менты покрытия 5, выполненные путем напыления последнего на кольцевые ка- ;навки 7, расположенные равномерно, на .боковой поверкиости поршня. Пара- метры кольцевых канавок 7 определя- ются из соотношений

h 2-11„;

b h

IT

1где h - глубина канавки; h,, - толащна покрытияj , b - ширина дна канавки.

Глубина Ь кольцевых канавок 7 выбрана равной 2hr,, исходя из, сле соображений:

глубина Ь должна быть минимально возможной, для того, чтобы..вьщержи- вая необходимьй угол наклона стенок канавки, не увеличивать чрезмерно ее ширину и обеспечить тем самым возмож но большую площадь поверхности покрытия, контактирующей со стенками цилиндра (участвующий в работе);

глубина Ь , должна быть достаточной для того, чтобы при полном срабатывании покрытия в процессе эксплуатации обеспечить сохранение канавки для удержания масла.

Ширина Ь дна кольцевых канавок 7 также выбрана минимально возможной:

п

нид покрытия на дне канавки. При , толщина покрытия на дне канавки будет существенно больше hij, в связи с явлениями отражения двухфазного

исходя из условия формировав

детонационного потока от боковых стенок канавки.

Для обеспечения напьшения боковых стенок кольцевых канавок 7 и формирования V-образных злементов покрытия боковые стенки скошены под углом не менее 45°.

Шаг df, между кольцевыми канавка- ми 7 (размер фрагментов покрытия) определяют по формуле (1). Для того, чтобы в адгезионной зоне не возникли отрывные напряжения, необходимо выполнение условия

15

л 18 cin-tfj .

()5

0

5

5

0

5

0

5

0

где dp - размер напьшяемой площади,

т.е. шаг между.кольцевыми

канавками;

hp - толщина покрытия; с(„ - коэффициент термического

расширения (КТР) материала

покрытия; t - температура на поверхности

покрытия;

d(f, - КТР материала корпуса поршня; ti - температура корпуса порпгая.

Поршень двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При работе двигателя внутреннего сгорания (две) поршень нагревается. Из-за различия в коэффициентах термического расширения (КТР) корпуса 1 порпшя (o( алюминиевого сплава равен с(д 24,0 -10 С ) и покрытия 5 ( е/п для меди равен ,010 С ) в последнем возникают растягивающие тангенциальные напряжения, которые в значительной степени релаксируют « в результате пластического деформирования покрытия 5 стенками ци- лшидра ДВС. Однако при остановке ДВС и охлаждении поршня в покрытии 5 (опять же по причине различия КТР) возникают сжимаюш 1е тангенциальные напряжения, фopмиpyюш e нормальные усилия отрыва, приводяшле к разрушению покрытия при недостаточной его адгезионной прочности. Величина этих напряжений зависит от размеров напыленной поверхности. При значительных ее размерах происходит накапливание микронапряжений и увели- . чение их суммарного действия, приво-i дящего к отслаиванию покрытия. Ком14

пенсаторы 6 напряжений расчленяют все покрытие 5 на отдельные фрагменты небольших размеров и снижают, таким образом, напряжения в покрытии При термоциклировании покрытие 5 де- фор труется, причем основное перемещение происходит вдоль поверхности корпуса 1 поршня. Компенсаторы 6 напряжения придают всему покрытию 5 изогнутую волнообразную форму и демпфируют перемещения покрытия 5, снижая тем самьм возникающие напряжения. Кроме того, углубления компенсаторов 6 способствуют удержанию маела на боковой поверхности поршня.

15

разных элементов покрытия, выполненные на кольцевых канавках со скошенными краями и расположенные равномерно по боковой поверхности юбки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности поршня при форсировании двигателя путем исключения задиров, V-образные элементы покрытия установлены путем детонационного напыления, а параметры канавок вьтол- нены в соответствии с соотношениями

Ьк b hi

2hn;

Похожие патенты SU1437544A1

название год авторы номер документа
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Аксенов А.П.
  • Ануфриев В.В.
  • Казаков Г.Г.
  • Рожков П.Г.
  • Червяков Ю.С.
RU2167326C2
Поршень из алюминиевого сплава для двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Темкин Вениамин Михайлович
  • Подольский Борис Абрамович
  • Власенко Василий Николаевич
  • Гайдамака Тамара Павловна
  • Косовцев Александр Николаевич
  • Кулик Эдуард Степанович
SU1747728A1
КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Никитин Ю.Н.
  • Финкельберг Л.А.
  • Костюченков А.Н.
  • Вершинин А.В.
RU2235216C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Бураков Ю.В.
  • Мягков Л.Л.
  • Панин В.И.
  • Романова В.С.
RU2116487C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Когут Валерий Альвианович[Kz]
RU2101531C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПОРШНЕМ (ДВИГАТЕЛЬ СОЛДАТОВА) 2004
  • Солдатов Борис Владимирович
RU2330970C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮБОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Титов Н.В.
  • Коломейченко А.В.
RU2227088C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Бакиров Юлий Александрович
RU2056515C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Гребнев Юрий Андреевич
RU2715952C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 437 544 A1

Реферат патента 1988 года Поршень двигателя внутреннего сгорания

Изобретение позволяет повысить надежность поршня при форсировании двигателя за счет исключения зади- ров. Компенсаторы 6 напряжения в виде V-образных элементов покрытия (П) 5 выполнены на кольцевых канавках 7 со скошенными краями и расположены равномерно по боковой поверхности юбки, имеющей антифрикционное П. Е качестве П применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки. Элементы установлены путем детонационного напыления. Параметры канавок выполнены в соответствии с соотношениями: h,2hn, , где h ( - глубина канавки; Ь - толщина П; b - ширина дна канавки. При охлаждении поршня в П возникают сжимающие тангенциальные напряжения, формирующие нормальные усилия отрыва, приводящие к разрушению П при недостаточной адгезионной прочности. Компенсаторы расчленяют все П на отдельные фрагменты небольших размеров, снижая т.обр. напряжения в них, придают всему П изогнутую волнообразную форму и демпфируют перемещения П, снижая тем самым возникающие напряжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 437 544 A1

Формула изобретен

1. Поршень двигателя внутреннего сгорания из алюминиевого сплава, содержащий юбку с антифрикционным покрытием на ее боковой поверхности и компенсаторы напряжений в виде V-обгде h.,

-Ь 20

25

глубина канавки толщина покрытия ширина дна канавки. 2. Поршень поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что в качестве антифрикционного покрытия применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки.

X

SZSSSSI iVvjiV y 4V v

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1437544A1

УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПИРТА 2003
  • Хохберг Ульрих
  • Шормюллер Маттиас
RU2333961C2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 437 544 A1

Авторы

Темкин Вениамин Михайлович

Власенко Василий Николаевич

Балдина Тамара Павловна

Подольский Борис Абрамович

Косовцев Александр Николаевич

Кулик Эдуард Степанович

Любецкий Борис Корнеевич

Даты

1988-11-15Публикация

1986-12-03Подача