/ ffo e/ Htjf7ra
dn
00
yg .
ф(/5.2
Изобретение относится к двигателе- .строению, а именно к конструкции поршней для форсированных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Цель изобретения - повышение надеж--, ности поршня при форсировании двига- ;теля внутреннего сгорания за счет исключения задиров.
На фиг.1 показан предлагаемый поршень с покрытием, общий вид; на фиг.2 - фрагмент покрытия (узел 1 на фиг.1).
i Поршень двигателя внутреннего i сгорания (ДВС) содержит корпус 1 из {алюминиевого сплава, запрессов.анные IB корпус 1 стальные-детали: вставку . |2, кольцедержатель 3 и втулки 4, а I также детонационное антифрикционное (покрытие 5, Покрытие 5 имеет в .своем {составе компенсаторы 6 напряжения, jпредставляющие собой V-образные зле- I менты покрытия 5, выполненные путем напыления последнего на кольцевые ка- ;навки 7, расположенные равномерно, на .боковой поверкиости поршня. Пара- метры кольцевых канавок 7 определя- ются из соотношений
h 2-11„;
b h
IT
1где h - глубина канавки; h,, - толащна покрытияj , b - ширина дна канавки.
Глубина Ь кольцевых канавок 7 выбрана равной 2hr,, исходя из, сле соображений:
глубина Ь должна быть минимально возможной, для того, чтобы..вьщержи- вая необходимьй угол наклона стенок канавки, не увеличивать чрезмерно ее ширину и обеспечить тем самым возмож но большую площадь поверхности покрытия, контактирующей со стенками цилиндра (участвующий в работе);
глубина Ь , должна быть достаточной для того, чтобы при полном срабатывании покрытия в процессе эксплуатации обеспечить сохранение канавки для удержания масла.
Ширина Ь дна кольцевых канавок 7 также выбрана минимально возможной:
п
нид покрытия на дне канавки. При , толщина покрытия на дне канавки будет существенно больше hij, в связи с явлениями отражения двухфазного
исходя из условия формировав
детонационного потока от боковых стенок канавки.
Для обеспечения напьшения боковых стенок кольцевых канавок 7 и формирования V-образных злементов покрытия боковые стенки скошены под углом не менее 45°.
Шаг df, между кольцевыми канавка- ми 7 (размер фрагментов покрытия) определяют по формуле (1). Для того, чтобы в адгезионной зоне не возникли отрывные напряжения, необходимо выполнение условия
15
л 18 cin-tfj .
()5
0
5
5
0
5
0
5
0
где dp - размер напьшяемой площади,
т.е. шаг между.кольцевыми
канавками;
hp - толщина покрытия; с(„ - коэффициент термического
расширения (КТР) материала
покрытия; t - температура на поверхности
покрытия;
d(f, - КТР материала корпуса поршня; ti - температура корпуса порпгая.
Поршень двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
При работе двигателя внутреннего сгорания (две) поршень нагревается. Из-за различия в коэффициентах термического расширения (КТР) корпуса 1 порпшя (o( алюминиевого сплава равен с(д 24,0 -10 С ) и покрытия 5 ( е/п для меди равен ,010 С ) в последнем возникают растягивающие тангенциальные напряжения, которые в значительной степени релаксируют « в результате пластического деформирования покрытия 5 стенками ци- лшидра ДВС. Однако при остановке ДВС и охлаждении поршня в покрытии 5 (опять же по причине различия КТР) возникают сжимаюш 1е тангенциальные напряжения, фopмиpyюш e нормальные усилия отрыва, приводяшле к разрушению покрытия при недостаточной его адгезионной прочности. Величина этих напряжений зависит от размеров напыленной поверхности. При значительных ее размерах происходит накапливание микронапряжений и увели- . чение их суммарного действия, приво-i дящего к отслаиванию покрытия. Ком14
пенсаторы 6 напряжений расчленяют все покрытие 5 на отдельные фрагменты небольших размеров и снижают, таким образом, напряжения в покрытии При термоциклировании покрытие 5 де- фор труется, причем основное перемещение происходит вдоль поверхности корпуса 1 поршня. Компенсаторы 6 напряжения придают всему покрытию 5 изогнутую волнообразную форму и демпфируют перемещения покрытия 5, снижая тем самьм возникающие напряжения. Кроме того, углубления компенсаторов 6 способствуют удержанию маела на боковой поверхности поршня.
15
разных элементов покрытия, выполненные на кольцевых канавках со скошенными краями и расположенные равномерно по боковой поверхности юбки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности поршня при форсировании двигателя путем исключения задиров, V-образные элементы покрытия установлены путем детонационного напыления, а параметры канавок вьтол- нены в соответствии с соотношениями
Ьк b hi
2hn;
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2167326C2 |
Поршень из алюминиевого сплава для двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1747728A1 |
КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2235216C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2116487C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2101531C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2121591C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПОРШНЕМ (ДВИГАТЕЛЬ СОЛДАТОВА) | 2004 |
|
RU2330970C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮБОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2227088C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2056515C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2019 |
|
RU2715952C1 |
Изобретение позволяет повысить надежность поршня при форсировании двигателя за счет исключения зади- ров. Компенсаторы 6 напряжения в виде V-образных элементов покрытия (П) 5 выполнены на кольцевых канавках 7 со скошенными краями и расположены равномерно по боковой поверхности юбки, имеющей антифрикционное П. Е качестве П применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки. Элементы установлены путем детонационного напыления. Параметры канавок выполнены в соответствии с соотношениями: h,2hn, , где h ( - глубина канавки; Ь - толщина П; b - ширина дна канавки. При охлаждении поршня в П возникают сжимающие тангенциальные напряжения, формирующие нормальные усилия отрыва, приводящие к разрушению П при недостаточной адгезионной прочности. Компенсаторы расчленяют все П на отдельные фрагменты небольших размеров, снижая т.обр. напряжения в них, придают всему П изогнутую волнообразную форму и демпфируют перемещения П, снижая тем самым возникающие напряжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л
Формула изобретен
-Ь 20
25
глубина канавки толщина покрытия ширина дна канавки. 2. Поршень поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что в качестве антифрикционного покрытия применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки.
X
SZSSSSI iVvjiV y 4V v
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПИРТА | 2003 |
|
RU2333961C2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1988-11-15—Публикация
1986-12-03—Подача