Изобретение относится к трибологии и может быть использовано для технического диагностирования узлов трения , например при организации эксплуа тации самолетов.
Цель изобретения - повьшение производительности за счет обеспечения возможности проведения испытаний узлов в их рабочем состоянии.
На фиг.1 представлена типичиая характеристика жесткости узла трения; на фиг.2 - схема устройства дпя определения характеристики жесткости; на фиг.З - зависимость величины зазора от наработки по предлагаемому способу; на фиг.4 - результаты измерения износа по периферии втулки.
Способ осуществляют следующим образом.
На исследуемый узел трения воздействуют сжимающей силой Р. Измеряя дпя различных величин Р соответствующее сжатие и « строят характеристику жесткости узла (фиг.1).
Характеристика жесткости включает участок малой жесткости, соответствующий смещению в пределах величины зазора, и участок высокой жесткости, соответствующий упругому контакту эле ментов узла„ Переход от одного участ ка к другому характеризуется резким переломом характеристики жесткости (на фиг.1 точка Л 0,5 мм). Определение положения данного перелома ха- рактеристики жесткости позволяет найти величину зазора в узле трения.
По мере наработки через заданные интервалы времени построение характеристики жесткости повторяют, опреде- ляя каждый раз величину зазора. Строя характеристики жесткости в различных направлениях воздействия иа узел трения сжимающей,силы, получают величины изменения зазора, а следователь- но, и износа в различных направлениях контактирования злементов узла.
Пример. Производили изнашивание узла трения типа вал - втулка в характерном режиме работы шарниров шасси самолетов при нагрузке 5 кгс/мм и смазке ЦИАТИМ-201. Материал втулок
бронза Бр. АЖН 10-4-4, вала - сталь ЗОХГСНА с покрытием твердохрЬмом.
Определение характеристики жесткости узла проводили после каждых 20 ч наработки на устройстве (фиг.2).
Вращением винтового механизма 1 ярмо 2 прижимает втулку 3 к валу 4. Индикатор 5 измеряет смещение, а си- лоизмерительный злемент 6 - величину действующей силы.
Определяя перелом характеристики жесткости, находили текущую величину зазора в зависимости от наработки (фиг.З).
Для определения износа в различных направлениях контактирования вала и втулки измерение зазора производили при последовательных поворотах втулки вокруг ее оси. Результаты измерений, соответствующие наработке с износом в точке максимума около 0,01 мм, приведены на фиг.4.
Принципы, реализованньге в системе диагностирования узлов трения шасси, могут найти широкое применение при диагностировании различных машин, механизмов и приборов.
Формула изобретения
Способ диагностирования узлов трения, заключающийся в том,.что осуществляют относительное перемещение элементов узла по нормали к поверхности трения и судят об износе узла, о т- личающийся тем, что, с целью повьшхения производительности, по мере наработки воздействуют в различных направлениях на узел сжимающей силой, определяют для каждого из направлений характеристику жесткости узла, включающую участок меньшей жесткости, соответствующий смещению в пределах величины зазора между элементами узла, и участок большей жесткости, соответствующий упругому контакту смещаемых злементов узла, а об износе узла судят по изменению характеристик жесткости для каждого из направлений воздействия сжимающей силы по мере наработки длины участка меньшей жесткости.
7,5 л,МП
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОРШНЕВЫХ МАШИН ПО СПЕКТРАЛЬНЫМ ИНВАРИАНТАМ | 2007 |
|
RU2337341C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2079013C1 |
УПЛОТНЕНИЕ МАНЖЕТНОГО ТИПА ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 1995 |
|
RU2107206C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ МАШИН - МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ ФАЗОХРОНОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ | 2013 |
|
RU2561236C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ | 2004 |
|
RU2403180C2 |
УСТРОЙСТВО ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ ПОДВИЖНЫМИ ЧАСТЯМИ | 2010 |
|
RU2514652C2 |
ПОДКРЕПЛЯЮЩЕЕ КОЛЬЦО | 2014 |
|
RU2558958C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2369852C1 |
ТОРСИОННЫЙ УЗЕЛ В СОСТАВЕ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2824050C1 |
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ АГРЕГАТОВ ОБЪЕМНОГО ТИПА В ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ | 2014 |
|
RU2557676C1 |
Изобретение может быть использовано для технического диагностирования узлов трения. Целью изобретения является повышение производительности за счет обеспечения возможности проведения испытаний узлов в их , рабочем состоянии. На исследуе1« 1й узел воздействуют сжимакяцей силой. Измеряют соответствующее сжатие и строят характеристику жесткости узла. Измерения повторяют по мере наработки узла. По изменению участка малой жесткости характеристики жесткости судят об износе узла. 4 ил.
Фие. 2
(PU9.3
80WOf20
Наработка, ч Увло8ое положение ,zpad 3090150210
fiOO
1 12
Фиг.
270
33Q
11 3 « 987 10 Б S
зазора мкм
Способ определения зазора виздЕлии | 1977 |
|
SU800597A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-11-30—Публикация
1987-04-13—Подача