Изобретение относится к электро- машшостроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсньм двигателям (турбрдвигателям), работающим от тириС:Торного преобразователя частот (ТПЧ) в режиме вентильного электродвигателя (ВД), ротор которых выполнен из сплошной ферромагнитной ПОКОВ1СИ по типу турборотора.
Цель изобретения - повышение удельной мощности и увеличение на- дезшости электродвигателя.
На фиг. 1 представлен ротор двигателя, поперечный разрез; на фиг. 2 и 3 - демпферные гребенки малых пазов.
Ротор 1 двигателя содержит клин 2 малого паза 3 в большом зубе 4. Демпферная обмотка 5 выполнена из двух частей в виде сегментов демпферной гребенки 6, малого паза 3 с лобовой частью 7 и сегмента демпферной гребенки 8 большого паза 9 обмотки возбзгакдения 10 с лобовой частью 11. Демпферные гребенки 6 и 8 размещены концентрично и соединены между собой электрически и механически в зоне лобовых частей 7 и 11. В большом пазу 9 установлен клин 12. Между сег- митами демпферных гребенок 6 и 8 может быть расположено кольцо 13 из электропроводящего материала, к которому прилегшрт лобовые части 7 и 11.
Электродвигатель работает следующим образом.
При включении обмотки статора к тиристорному преобразователю, а обмотки возбуждения 10 - к источнику постоянного тока вследствие взаимодействия полей ротора 1 и статора возникает момент, приводящий его во вращение. Демпферная обмотка обеспечивает как разгон двигателя, так и демпфирование полей высших гармонических полей в пазах большого зуба.
В большом зубе 4 ротора 1 высота пазов 3 делается из учета только высоты размещенной демпферной гребенки 6 и высоты клина (фиг. 1). Поскольку клин 2 в пазах 3 большого зуба 4 удерживает только демпферную гребенку 6, высота его будет в несколько раз меньше высоты клина 12, закрепляющего большой паз 9, в вютором расположены обмотка 10 возб ткдения и демпферная гребенка 6.
-
535422
Особо следует отметить, что суммарный объем меди демпферной обмотки известного электродвигателя и предлагаемого один и тот же, т.е. высота в пазах обмотки возбуждения и пазах большого зуба одна и та же.
Таким образом, демпферная гребенка 6 существенно приближается к по- .|g верхности ротора 1, поверхностный слой которого оказывается сильно экранированным ею и в нее почти полностью проникает поле высших временных гармоник, токи которых замыкают- 5 ся по этой демпферной гребенке 6 с малым активным сопротивлением. В случае, -когда радиус размещения демпферной гребенки 6 пазов 3 большого зуба 4 существенно больше радиуса размещения демпферной гребенки 8 боль-, ших пазов 9, между этими частями демпферной обмотки 5 в зоне лобовых частей 7 и 11 размещается кольцо 13 из хорошо проводящего материала для создания контакта между обеими демпферными гребенками и эффективной работы всей демпферной обмотки 5 в целом.
Предлагаемый двигатель имеет повышенную удельную мощность по сравнению с известным, поскольку при размещении демпферной обмотки ближе к поверхности ротора удается лучше I демпфировать поля высших гармоник и тем самым уменьшить потери мощности в роторе.
20
25
30
35
Формула изобретения
1. Вентильный электродвигатель, содержащий статор с т-фазной обмоткой, подключенной к преобразователю частоты, неявнополюсный массивный ротор с обмоткой возбуждения, размещенной в пазах, демпферную обмотку на роторе, выполненную в виде гребенчатых сегментов, гребни которых размещены в пазах ротора над обмоткой возбуждения под клином и в пазах, выполненных на большом зубе, отличающийся тем, что, с
.целью повышения удельной мощности и увеличения надежности электродвигателя, демпферная обмотка выполнена из двух частей, одна из которых раз- 55 мещена в пазах обмотки возбуждения, а другая - в пазах большого зуба кон- центрично по отношению к первой части демпферной обмотки и над ,,
обе части демпферной обмотки соеди- неиы между собой электрически и механически в зоне лобовых частей.
2. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что
между сегментами разных частей демпферной обмотки расположено кольцо из электропроводящего материала, к которому прилегают лобовые части сегментов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2195066C2 |
Массивный ротор синхронного или вентильного электродвигателя | 1989 |
|
SU1758775A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2314625C2 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2225065C2 |
Трехфазный редукторный электродвигатель | 1988 |
|
SU1794270A3 |
Полюс синхронного электродвигателя | 1979 |
|
SU817866A1 |
МОДУЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (МВЭП) | 2006 |
|
RU2310966C1 |
СПОСОБ СЛАБОВИБРАЦИОННОГО СЛУЧАЙНОГО СМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ | 2013 |
|
RU2541579C2 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ | 1996 |
|
RU2100893C1 |
Изобретение относится к элект- .ромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюс- ным двигателям (турбодвигателям). Целью изобретения является повьшение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя. Демпферные гребенки демпферной обмотки 5, размещенные в больших пазах 9, располагают на радиусе, большем радиуса размещения демпферных гребенок 6 пазов обмотки возбуждения 10 вентильного электродвигателя.1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л
V
Редактор Н.Лазаренко
Составитель В.Трегубов
Техред М.Ходанич Корректор Н.Король
фи9.2
фие.З
Колоколкин A.M., Лебедев Н.И., Лупкин В.М | |||
и др | |||
Применение серийных турбодвигателей в регулируемом электроприводе | |||
- Электротехника, 1985, № 4, с | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Лебедев Н.И | |||
Электрические и конструктивные схемы мощных вентильных двигателей | |||
- В кн.: Вентильные электродвигатели | |||
-Л.: ВНИИэлект- ромаш, 1981, с | |||
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
Авторы
Даты
1989-01-23—Публикация
1986-05-20—Подача