Вентильный электродвигатель Советский патент 1989 года по МПК H02K29/06 H02K3/16 

Описание патента на изобретение SU1453542A1

Изобретение относится к электро- машшостроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсньм двигателям (турбрдвигателям), работающим от тириС:Торного преобразователя частот (ТПЧ) в режиме вентильного электродвигателя (ВД), ротор которых выполнен из сплошной ферромагнитной ПОКОВ1СИ по типу турборотора.

Цель изобретения - повышение удельной мощности и увеличение на- дезшости электродвигателя.

На фиг. 1 представлен ротор двигателя, поперечный разрез; на фиг. 2 и 3 - демпферные гребенки малых пазов.

Ротор 1 двигателя содержит клин 2 малого паза 3 в большом зубе 4. Демпферная обмотка 5 выполнена из двух частей в виде сегментов демпферной гребенки 6, малого паза 3 с лобовой частью 7 и сегмента демпферной гребенки 8 большого паза 9 обмотки возбзгакдения 10 с лобовой частью 11. Демпферные гребенки 6 и 8 размещены концентрично и соединены между собой электрически и механически в зоне лобовых частей 7 и 11. В большом пазу 9 установлен клин 12. Между сег- митами демпферных гребенок 6 и 8 может быть расположено кольцо 13 из электропроводящего материала, к которому прилегшрт лобовые части 7 и 11.

Электродвигатель работает следующим образом.

При включении обмотки статора к тиристорному преобразователю, а обмотки возбуждения 10 - к источнику постоянного тока вследствие взаимодействия полей ротора 1 и статора возникает момент, приводящий его во вращение. Демпферная обмотка обеспечивает как разгон двигателя, так и демпфирование полей высших гармонических полей в пазах большого зуба.

В большом зубе 4 ротора 1 высота пазов 3 делается из учета только высоты размещенной демпферной гребенки 6 и высоты клина (фиг. 1). Поскольку клин 2 в пазах 3 большого зуба 4 удерживает только демпферную гребенку 6, высота его будет в несколько раз меньше высоты клина 12, закрепляющего большой паз 9, в вютором расположены обмотка 10 возб ткдения и демпферная гребенка 6.

-

535422

Особо следует отметить, что суммарный объем меди демпферной обмотки известного электродвигателя и предлагаемого один и тот же, т.е. высота в пазах обмотки возбуждения и пазах большого зуба одна и та же.

Таким образом, демпферная гребенка 6 существенно приближается к по- .|g верхности ротора 1, поверхностный слой которого оказывается сильно экранированным ею и в нее почти полностью проникает поле высших временных гармоник, токи которых замыкают- 5 ся по этой демпферной гребенке 6 с малым активным сопротивлением. В случае, -когда радиус размещения демпферной гребенки 6 пазов 3 большого зуба 4 существенно больше радиуса размещения демпферной гребенки 8 боль-, ших пазов 9, между этими частями демпферной обмотки 5 в зоне лобовых частей 7 и 11 размещается кольцо 13 из хорошо проводящего материала для создания контакта между обеими демпферными гребенками и эффективной работы всей демпферной обмотки 5 в целом.

Предлагаемый двигатель имеет повышенную удельную мощность по сравнению с известным, поскольку при размещении демпферной обмотки ближе к поверхности ротора удается лучше I демпфировать поля высших гармоник и тем самым уменьшить потери мощности в роторе.

20

25

30

35

Формула изобретения

1. Вентильный электродвигатель, содержащий статор с т-фазной обмоткой, подключенной к преобразователю частоты, неявнополюсный массивный ротор с обмоткой возбуждения, размещенной в пазах, демпферную обмотку на роторе, выполненную в виде гребенчатых сегментов, гребни которых размещены в пазах ротора над обмоткой возбуждения под клином и в пазах, выполненных на большом зубе, отличающийся тем, что, с

.целью повышения удельной мощности и увеличения надежности электродвигателя, демпферная обмотка выполнена из двух частей, одна из которых раз- 55 мещена в пазах обмотки возбуждения, а другая - в пазах большого зуба кон- центрично по отношению к первой части демпферной обмотки и над ,,

обе части демпферной обмотки соеди- неиы между собой электрически и механически в зоне лобовых частей.

2. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что

между сегментами разных частей демпферной обмотки расположено кольцо из электропроводящего материала, к которому прилегают лобовые части сегментов.

Похожие патенты SU1453542A1

название год авторы номер документа
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Ступицкий В.П.
  • Молочков М.Ю.
RU2195066C2
Массивный ротор синхронного или вентильного электродвигателя 1989
  • Лупкин Виталий Михайлович
SU1758775A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Пашуков Евгений Борисович
RU2314625C2
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 2002
  • Вахмистров С.Н.
  • Ануфриев А.Ф.
  • Москвина Т.П.
RU2225065C2
Трехфазный редукторный электродвигатель 1988
  • Куракин Александр Сергеевич
SU1794270A3
Полюс синхронного электродвигателя 1979
  • Лесохин Альберт Зиновьевич
  • Жигулин Юрий Васильевич
  • Богуславский Илья Зеликович
  • Демирчян Камо Серопович
SU817866A1
МОДУЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (МВЭП) 2006
  • Настюшин Валентин Иванович
RU2310966C1
СПОСОБ СЛАБОВИБРАЦИОННОГО СЛУЧАЙНОГО СМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ 2013
  • Сечкарев Владимир Леонидович
RU2541579C2
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 1996
  • Андреев В.Р.
  • Кибардин А.С.
  • Кучинский В.Г.
  • Сойкин В.Ф.
  • Михайлов В.М.
  • Кобылин А.Н.
  • Соколов В.С.
RU2100893C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 453 542 A1

Реферат патента 1989 года Вентильный электродвигатель

Изобретение относится к элект- .ромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюс- ным двигателям (турбодвигателям). Целью изобретения является повьшение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя. Демпферные гребенки демпферной обмотки 5, размещенные в больших пазах 9, располагают на радиусе, большем радиуса размещения демпферных гребенок 6 пазов обмотки возбуждения 10 вентильного электродвигателя.1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 453 542 A1

V

Редактор Н.Лазаренко

Составитель В.Трегубов

Техред М.Ходанич Корректор Н.Король

фи9.2

фие.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1453542A1

Колоколкин A.M., Лебедев Н.И., Лупкин В.М
и др
Применение серийных турбодвигателей в регулируемом электроприводе
- Электротехника, 1985, № 4, с
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Лебедев Н.И
Электрические и конструктивные схемы мощных вентильных двигателей
- В кн.: Вентильные электродвигатели
-Л.: ВНИИэлект- ромаш, 1981, с
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах 1913
  • Евстафьев Ф.Ф.
SU95A1

SU 1 453 542 A1

Авторы

Лупкин Виталий Михайлович

Даты

1989-01-23Публикация

1986-05-20Подача