Известные стабилизаторы момента заводной пружины, передаваемого балансу часов, содержащие периодически заводимую пружипу, помещаемую вблизи спускового регулятора, не имеют перспектив практического их применения ввиду того, что их конструкции не включены в основную кинематическую цепь часов.
Чтобы избежать указанного недостатка, а также обеспечить самоспуск баланса и перемещение секундной стрелки скачкообразно с заданным интервалом и повысить виброустойчивость конструкции в данном изобретении, стопорное устройство выполпено в виде триба с различным числом ступенчато расположенных спиц, взаимодействующих со стопорной втулкой промежуточной пружины, установленной на ходовом колесеДля укрупнения деталей стабилизатора и повышения надежности их работы стабилизирующий элемент установлен на секундной оси, а стопорный триб снабжен индукционным демпфером, состоящим из алюминиевого диска и постоянного магнита- Алюминиевый диск закреплен на оси триба, а постоянный магнит в плате часов.
На фиг. 1 показана конструкция стабилизатора момента заводной пружины, вид сверху; на фиг. 2 - то же, разрез по оси триба подзаводки яа фиг. 1; на фиг. 3 - вариант конструкции стабилизатора, вид сверху; на фиг. 4 - то.же, разрез по А-А на фиг. 3Секундное колесо / передает момент двигателя на стопорный триб 2 и триб 3 подзавода, вращению последних препятствует втулка 4, в которую упираются спицы 5 стопорного триба 2. Втулка 4 с укрепленным на ней ходовым колесом 6 имеет вырезы для прохода спиц 5 и можег свободно вращаться на трибе 3 подзавода, на котором укреплен рычаг 7 с колонкой 8. Для облегчения вращения втулки 4 на трибе 3 подзавода во втулке могут быть установлены камни- Концы промежуточной пружины 9 укреплены: наружный конец в колонке S, а внутренний в колодке 10, запрессованной во втулку 4. Уступ колонки 8 входит в пространство между спицами ходового колеса 6, препятствуя роспуску предва№ 147143- 2 рительно подзаведенной промежуточной пружины 9 после раскручивания пружины двигателяХодовое колесо 6 под действием промежуточной пружины 9 передаетпостоянный момент балансу часов (на чертеже не показан). При вращении ходового колеса 6 наступает момент, когда один из прорезей втулки 4 пропускает спицу 5, колесная система приходит в движение, при этом вращается триб 3 подзавода с колонкой 8 и происходит подзавод промежуточной пружины 9 на угол 60°. Движение колесной системы прекращается, когда :спица 5 упрется в поверхность втулки 4- При дальнейшем движении ходового колеса 6 цикл повторяется через определенный интервал времени (например, через сутки), когда момент на оси триба 3 подзавода станет равным моменту промежуточной пружины 9, стабилизатор импульса перестает функционировать, и стопорный триб 2 начинает .вращаться без остановки.
При повороте стопорного триба 2 на 60° секундное колесо / поворачивается на 6°, что и соответствует повороту секундной стрелки на 1 сек.
При вранл,ении ходового колеса 6 под действием момента промежуточной пружины 9 преодолевается момент трения спицы 5 о поверхность втулки 4- При правильном подборе длины спицы и радиуса втулки влияние этого момента трения практически не сказывается на моменте, передаваемом балансу.
Вариант предлагаемой конструкции предназначен для установки на секундной оси часового механизма, укрупнить детали стабилизатора и упростить конструкцию соосного узла подзавода. Промежуточное колесо // передает момент двигателя на стопорный триб 12, и триб 13 подзавода, последний установлен соосно с секундным колесом 14. Роль втулки 4 (на фиг. 1 и 2) здесь выполняет ось 15 секундного колеса 14. В стопорном трибе 12 укреплены четыре стопорные спицы 16- Рычаг 17 служит ограничителем роспуска промежуточной пружины 48. Работа второй конструкции аналогична работе первой конструкции.
Конструкция вторая отличается от конструкции первой наличием двух промежуточных мостиков/.9 и .2fl, в которых укреплены, камневые опоры оси 15 и триба 13 подзавода. Наличие этих мостиков создает для секундной оси и триба подзавода независимые соосные опоры. Секундная стрелка движется, как в обычных часах, минутная скачками через 15 секПрименение обоих вариантов целесообразно не только в прецизионных часах, но и в специальных часах технического назначения, в которых обычно имеются значительные перепады моментов, передаваемых на спусковой регулятор. В этом случае возможны весьма сильные удары стопорных спиц о стопорную втулку или ось- Для смягчения этого удара предусматривается несложный индукционный демпфер, состоящий из алю.миниевого диска 21, взаимодействующего с магнитом 22 укрепленным на торцовой поверхности винта 23. Втулка 24 служит магнитопроводом. Тормозящий момент, вызываемый вихревыми токами, индуктированными в днске 21, пропорционален угловой скорости диска- Поэтому в момент удара стопорных спиц о стопорную ось тормозящий моыент будет максимальным. Тормозящее действие диска 21 можно изменять регулировкой зазора между магнитом 22 и диском 21 путем поворота винта 23Предмет изобретен и я
1- Стабилизатор момента заводной пружины, передавае.мого балансу часов, содержаи1,11Й периодически заводимую пружину, отличающ и и с я тем, что, с целью включения стабилизатора в кинематическую цепь часов, повышения виброустойчивости, обеспечения самопуска баланса и перемещения секундной стрелки скачкообразно с заданным интервалом, стопорное устройство выполнено в виде триба с различным числом ступенчато расположенных спиц для взаимодействия со стопорной втулкой промежуточной пружины, установленной на ходовом колесе. 2. Стабилизатор по п. 1, от ли ч а ю щи и ся тем, что, с целью укрупнения деталей стабилизатора и цовышения надежности его работы, стабилизирующий элемент установлен на секундной оси, а стопорный триб снабжен индукционным демпфером, выполненным в виде алюминиевого диска и постоянного магнита, соответственно закрепленных на оси триба и в плате часов.
ФигЗ
iZ
22
Авторы
Даты
1962-01-01—Публикация
1961-04-24—Подача