Изобретение относится к судостроению и касается рулевых устройств.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке.
На фиг. 1 показано рулевое устройство; общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - схема разложения сил, действующих на закрепленный руль; на фиг. 5 - схема разложения сил, действующих на расторможенный руль.
Рулевое устройство содержит перо 1 руля, которое при помощи петель-шарниров прикреплено к корпусу 2 судна. На пере руля закреплена обойма 3, в окне которой с возможностью перемещения в вертикальной плоскости установлен румпель 4. На примыкающем к перу руля конце румпеля установлен поворотный барабан 5, свободно вращающийся на оси 6, расположенной вертикально. На поворотном барабане 5 закреплен и навит трос 7, ветви которого через упругие элементы 8 присоединены к рымам 9 на корпусе 2 (например, транце) судна по обеим сторонам от пера руля. На обойме закреплены тормозные колодки 10 с накладками 11 из фрикционного матери- ала.
Рулевое устройство работает следующим образом.
В исходном положении конец 12 румпеля 4 отпущен. При этом сила натяжения троса 7 с упругими элементами 8 прижимает поворотный барабан 5 к тормозным колодкам 10. Сила трения в тормозной паре (поворотный барабан - тормозные колодки) удерживает поворотный барабан 5 с навитым на него тросом от поворота, тем самым удерживая перо руля в заданном положении. При необходимости постоянно работать на руле матрос-рулевой кладет вытянутую руку на конец 12 румпеля 4. При этом вес руки, усиленный действием румпеля, приводит к его перемещению в вертикальной плоскости и отжиму поворотного барабана 5 с тросом 7 от тормозных колодок 10. Освобожденный поворотный барабан 5 с тросом получает возможность беспрепятственно поворачиваться на оси 6 и не ограничивает перекладку руля. При
0 5
0 0 5
работе рулем поворотный барабан легко вращается под действием перематывающегося троса 7.
При необходимости зафиксировать перо руля матрос-рулевой отпускает румпель и силы натяжения троса прижимают поворотный барабан к тормозным колодкам. При действии внешних сил, стремящихся изменить положение руля, действие силы F натянутой связи приводит к еще большему прижатию тормозной пары силой FT, т.е. фиксирующее устройство самозатягивается.
В процессе работы расторможенным рулем за счет равного натяжения ветвей троса F1 , р2 результирующая сила R направлена вдоль румпеля только при положении пера руля в диаметральной плоскости судна. При перекладке пера руля возникает составляющая тем большая, чем больше угол перекладки пера руля. .При этом она направлена всегда в сторону, противоположную действующим на перо руля гидродинамическим силам, т.е. помогает рулевому удерживать переложенный руль, обеспечивая механическую компенсацию руля.
Формула изобретения
Рулевое устройство, содержащее перо руля с обоймой, закрепленное на корпусе судна, румпель и фиксирующее устройство пера руля, причем румпель установлен с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, а фиксирующее устройство пера руля включает упругие элементы, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке, фиксирующее устройство пера руля выполнено с поворотным барабаном, с тросом, заведенным на барабан и прикрепленным концами к корпусу судна по обеим сторонам от пера руля, и с тормозными колодками, прикрепленными к обойме и охватывающими барабан, ось поворота которого расположена вертикально и закреплена на румпеле, а упругие элементы фиксирующего устройства пера руля установлены в линии троса по обеим сторонам от пера руля.
ю
Фиг. I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевое устройство судна | 1980 |
|
SU927642A1 |
АКТИВНЫЙ СУДОВОЙ РУЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2347713C2 |
РУЛЕВОЙ ПРИВОД ДЛЯ СУДОВ | 1937 |
|
SU52376A1 |
Рулевое устройство | 1979 |
|
SU783130A1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2629476C1 |
Рулевое устройство | 1987 |
|
SU1497112A1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2006 |
|
RU2327598C1 |
Гидравлический привод судовой рулевой машины | 1980 |
|
SU910493A1 |
Рулевое устройство судна | 1989 |
|
SU1765055A1 |
Рулевое устройство судна | 1990 |
|
SU1751052A1 |
Изобретение относится к судостроению и касается рулевых устройств. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке. Рулевое устройство содержит перо 1 руля с обоймой 3, которое при помощи петель-шарниров прикреплено к корпусу 2 судна. В окне обоймы 3 с возможностью перемещения в вертикальной плоскости установлен румпель. На примыкающем к рулю конце румпеля смонтирован барабан, свободно вращающийся на оси. На обойме 3 закреплены тормозные колодки, взаимодействующие с барабаном. Особенностью устройства является использование троса с упругими элементами для обжатия барабана и тормозных колодок и применение румпеля в качестве рычага-усилителя. Устройство обеспечивает срабатывание и отпускание фиксирующего устройства пера 1 руля от веса руки рулевого. Кроме того, конструкция обладает свойствами механической компенсации момента гидродинамических сил и самозатягивания фиксирующего устройства пера 1 руля при увеличении внешней силы. 5 ил.
Фиг. Ч
Патент США № 4231309, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1989-04-23—Публикация
1987-06-29—Подача