Способ термической обработки центров локомотивных колес Советский патент 1989 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1475940A1

1

Изобретение относится к термической обработке изделий из черных металлов .

Цель изобретения - сокращение длительности процесса с сохранением обрабатываемости резанием.

Пример. Предлагаемый способ опробован в условиях цеха опытных установок отдела металловедения и термической обработки стали института черной металлургии. Использовались заготовки центров, изготовленные в колесопрокатном цехе металлургического завода из стали с содержанием углерода 0,54%, марганца 0,74%.

Заготовки центров нагревали до 850°С в электропечи и выдерживали 0,75 ч. Первую группу заготовок (ва-. риант 1) охлаждали потоком воздуха и, кроме того, на внутреннюю поверхность ступицы подавали дополнитель(Л

с

ный поток сжатого воздуха с расходом до 0,1 мэ/с (при нормальных услови- . ях). Температура внутренней поверх - ности ступицы поддерживалась на 20- ниже температуры диска. Охлаждение до достижения ступицей средней температуры 50Р°С длилось 10 мин.

Вторую группу заготовок охлаждали с подачей на внутреннюю поверхность ступицы водовоздушной смеси с расходом воздуха 0,04 (при нормаль- ных условиях) и воды 0,8 дм3/с. При этом часть заготовок (вариант 2) охлаждали за четыре ступени: на каждой ступени производилась подача водовоздушной смеси в течение 20 с со снижением температуры на 170-180°С и делался перерыв в охлаждении на 35 с. За 4 мин внутренняя поверхность ступицы достигла температуры 300eC, a на глубине 30 мм от поверхности

1

01

ее

Јъ

14)

550°С. Другая часть заготовок из второй группы охлаждалась с постоянной подачей водовоздушной смеси в тече- N ние 80 с (вариант 3). В конце охлаж- дения температура внутренней поверхности ступицы достигала 120 С, а на глубине 30 мм от поверхности 710°С.

Все заготовки подвергались отпуску при 500°С в течение 2,5 ч.

Значения остаточных напряжений, определенных экспериментально методом тензометрирования, и твердость материала на внутренней поверхности ступицы после термической обработки по трем вариантам представлены в табл. 1.

Параметры обработки по различным вариантам, включающим оптимальные, граничные и выходящие за предлагаемые интервалы значения, приведены в табл. 2.

Значение остаточных напряжений, определенных экспериментально, и твердость материала на внутренней поверхности ступицы после термической обработки центров и длительность процесса охлаждения до температуры отпуска представлены в табл. 3-,

Анализ результатов показывает, что применение предлагаемого способа с параметрами в предлагаемых интервалах обеспечивает достижение положительного эффекта - сокращение в 2,5-3 раза длительности процесса охлаждения центра до температуры отпуска при его термической обработке. При выходе параметров из предлагаемых интервалов положительный эффект или не достигается, или величина его значительно снижается.

При сокращении длительности перерывов между подачами водовоздушной смеси до 25 с (вариант 6) не достигается полного отогрева внутренней поверхности ступицы и поэтому снижается доля карбидов зернистой формы с повышением твердости до 277 НВ. При увеличении длительности перерывов до 45 с (вариант 7) длительность

охлаждения центра до температуры отпуска (500°С) увеличивается на 65% по сравнению с оптимальным режимом предлагаемого способа. При уменьшении величины снижения температуры внутренней поверхности ступицы до 130 С (вариант 8) и соответственном уменьшении общей длительности обработки на ступени до 42 с увеличивается число необходимых ступеней и длительность охлаждения увеличиваетс на 50% по сравнению с оптимальным режимом. При увеличении указанной величины до 220 С (вариант 9) твердость стали на внутренней стороне ступицы достигает 285 НВ со значительным снижением ее обрабатываемости.

Таким образом, предлагаемый способ по сравнению с известным обеспечивает сокращение длительности процесса термической обработки центров локомотивных колес, что позволяет использовать в промышленных условиях поточную технологию.

Формула изобретения

Способ термической обработки центров локомотивных колес по авт. св. № 1379324,, отличающийся тем, что, с целью сокращения длительности процесса с сохранением обрабатываемости резанием, охлаждение внутренней поверхности ступицы осуществляют ступенчато, причем на каждой ступени его ведут на 150-200°С, после чего прерывают на 30-40 с при общей длительности обработки на каждой ступени 45--60 с.

Т а б л и ц а 1

Таблица2

Похожие патенты SU1475940A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки центров локомотивных колес 1986
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Иванченко Евгений Иванович
  • Розенталь Фома Ефимович
  • Антипов Борис Федорович
  • Шумилин Анатолий Васильевич
  • Конышев Аркадий Андреевич
SU1379324A1
Способ термической обработки заготовок 1988
  • Янцен Гарри Иванович
  • Астащенко Владимир Иванович
  • Сорокин Игорь Евгеньевич
  • Лукьяничев Олег Павлович
  • Харитонов Александр Николаевич
SU1534067A1
ДЕТАЛЬ СТУПЕНИ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2008
  • Анохин Владимир Дмитриевич
RU2374495C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЕЙ ПОНИЖЕННОЙ (ПП) и РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ (РП) ПРОКАЛИВАЕМОСТИ 4-го ПОКОЛЕНИЯ 2019
  • Кузнецов Анатолий Алексеевич
  • Миронов Николай Игоревич
  • Озерская Наталия Ивановна
RU2739462C1
Способ термической обработки заготовок 1989
  • Тельдеков Виталий Алексеевич
  • Изотов Георгий Васильевич
  • Рулева Раиса Васильевна
  • Курченко Александр Иванович
  • Черемушников Николай Павлович
SU1617011A1
Способ изготовления изделий из композиционного материала 2018
  • Слукин Евгений Юрьевич
  • Филиппенков Анатолий Анатольевич
  • Алексеев Валерий Дмитриевич
  • Ашпур Юрий Викторович
RU2677556C1
Способ центробежного литья гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания 1985
  • Елисеев Юрий Энгельсович
  • Добрынин Алексей Михайлович
  • Клюкин Николай Викторович
SU1328064A1
Способ закалки цементованных зубчатых колес 1987
  • Ващук Лидия Николаевна
  • Минков Александр Николаевич
  • Дзюба Всеволод Александрович
  • Адаманова Виктория Константиновна
  • Алексеенко Валентина Тихоновна
  • Каретный Зиновий Петрович
SU1527287A1
СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТАЛЕЙ МАРТЕНСИТНОГО КЛАССА 2014
  • Оленин Михаил Иванович
  • Горынин Владимир Игоревич
  • Бережко Борис Иванович
  • Филимонов Герман Николаевич
  • Ованесьян Константин Константинович
  • Фадеев Александр Николаевич
RU2574944C1
Способ термической обработки заготовок из доэвтектоидных легированных карбидообразующими элементами сталей 1990
  • Божко Галина Трофимовна
  • Изотов Георгий Васильевич
  • Рулева Раиса Васильевна
  • Андрианова Елена Михайловна
SU1781310A1

Реферат патента 1989 года Способ термической обработки центров локомотивных колес

Изобретение относится к области термической обработки изделий из черных металлов. Цель - сокращение длительности процесса с сохранением обрабатываемости резанием. После нагрева локомотивного колеса до температуры аустенизации его охлаждают как со стороны диска, так и с внутренней поверхности ступицы. При этом охлаждение внутренней поверхности ступицы проводят ступенчато. На каждой ступени, длящейся 45...60 с, осуществляют охлаждение на 150...200°С. Перерыв в охлаждении 30...40 с. 3 табл.

Формула изобретения SU 1 475 940 A1

. ТаблицаЗ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1475940A1

Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 475 940 A1

Авторы

Антипов Борис Федорович

Блик Федор Семенович

Васильковский Виталий Панкратьевич

Данченко Нинель Ивановна

Игнатьев Юрий Павлович

Конышев Аркадий Андреевич

Мирошниченко Николай Григорьевич

Подольский Станислав Евгеньевич

Раслин Владимир Абрамович

Токмаков Анатолий Митрофанович

Шумилин Анатолий Васильевич

Даты

1989-04-30Публикация

1987-07-13Подача