Способ термической обработки центров локомотивных колес Советский патент 1988 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1379324A1

к термичес- чериьгх меИзобретенир относится кой обработке иядалий из тлллов.

Цель изобреткння - сокращение дли- тельности процесса и повышение эк- сппуатациониой надежпости колеса путем создания сжимающих остаточных напряжений на внутренней поверхности ступипы,

Пример,. Способ термической обработки колесных центров локомотива опробывают в условиях цеха опытных установок Используют заготовки центров, изготовленные в колесопрокатном цехе металлургического завода из стали с содержанием углерода 0,57%, марганца 0,74%„

Заготовки центров пагревают до 850 С в электропечи и выдерживают 0,75 ч„ Часть заготовок пентров охлаждают путем подачи потока воздуха на вращающуюся заготовку центра со средней скоростью 50 град/мин до 650 С, затем в специальном термосе со сред- ней скоростью 4 град/мин до 500 С, после чего проводят отпуск при 500 С в течение 2,5 ч. Такой режим (режим термической обработки соответствует известному способу. Общее время терми ческой обработки составляет 4 ч 5 5 мин,.

Другую часть заготовок после нагрева охлаждают потоком воздуха с той же интенсивностью подачи, что и при охлаждении по известному способу, но охлаждают внутреннюю: поверхность ступицы дополнительным потоком воздуха. Интенсивность подачи воздуха на внутреннюю поверхность ступицы задают в трех вариантах: первый вариант (ре){си ма 2) с поддержанием температуры внутренней поверхности ступицы на 20 - 25 С выше температуры диска; второй вариант (режим З) с поддержанием температуры внутренней поверхности ступицы, близкой (с точностью 15°С) температуре диска; третий вариант (режим 4) с поддержанием темпе

ратуры внутренней поверхности ступицы ниже температуры диска на 20 - 25 С с Охлаждение воздухом производят до 500 С, после чего центры подвергают отпуску при 500 С в течение 2,5 ч„ Дпительность термообработки по режимам 2-4 составляет 4 ч 20 мин - 4 ч 25 мин

Остаточные напряжения на внутренней поверхности cTj/пицы определяют

экспериментально с отделением части ступицы, оборудованной розетками тен- зодатчиков с базой 10 мм. Используют тензометрический мост. Значения окружных остаточных напряжений (осевые напряжения пренебрежимо малы) при термической обработке по известному способу (режим l) и с дополнительным охлаждением внутренней поверхности ступицы по трем вариантам (режимы 2-4) приведены в таблице.

Режим обработки

Остаточные

напряжения,

Н/мм

Термическая обработка по режиму 4 соответствует предлагаемому способу с оптимальным значением температурных параметров, приведенных в качестве отличительных признаков (дополнительное охлаждение внутренней поверхности ступицы с поддержанием ее температуры ниже на 20 - 25 С температуры диска). Обработка по режиму 3 соответствует граничному значению отличительного признака (температура внутренней поверхности ступицы близка к температуре диска), При обработке по режиму 2 температура внутренней поверхности ступицы выше температуры диска на 20 - 25°С.

Достижение положительного эффекта - сокращение длительности термообработки центров с обеспечением надежности прессового соединения центра с осью в- эксплуатации за счет создания сжимающих остаточных напряжений в сопрягаемой зоне ступицы - достигается дополнительным охлаждением внутренней поверхности ступицы с поддержанием ее температуры не выще температуры диска. При уменьшении интенсивности охлаждения внутренней поверхности ступицы ее температура в ходе охлаждения оказывается выше температуры диска, возникает перепад температуры между диско и ступицей и градибнт температуры в ступице уменьшается. В результате такой термической обработки на внутрен- ней поверхности ступицы формируются растягивающие напряжения, снижающие прочность прессовой посадки центра на ось по сравнению со сжимающими напряжениями,

Таким образом, предлагаемый способ термической обработки центров локомотивных колес обеспечивает сокращение длительности термической обработки и формирует остаточные напряжения, повышающие прочность прессового соединения центра с осью

Формула изобретении

Способ термической обработки центров локомотивных колес, включающий нагрев до температуры аустенитиялци охлаждение со скоростью ниже критической до температуры отпуска, выдержку и охлаждение, отличаю- DI к и с я тем, что, с целью сокращения длительности процесса и повышения эксплуатационной надежности колеса путем создания сжимающих остаточных напряжений на внутренней поверхности ступицы, проводят дополнительную подачу охладителя на внутреннюю поверхность ступицы с поддержанием в процессе охлаждения ее температуры не вьппе температуры диска

Похожие патенты SU1379324A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки центров локомотивных колес 1987
  • Антипов Борис Федорович
  • Блик Федор Семенович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Игнатьев Юрий Павлович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Раслин Владимир Абрамович
  • Токмаков Анатолий Митрофанович
  • Шумилин Анатолий Васильевич
SU1475940A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1987
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Жолудев Александр Михайлович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Перков Олег Николаевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
SU1433992A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Чуприна Любовь Владимировна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Лысогор Игорь Александрович
SU1497242A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1985
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Перков Олег Николаевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Жолудев Александр Михайлович
SU1286636A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
ОБРАБОТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2008
  • Чен Бернард
  • Констэбль Тимоти Роберт
  • Кха Хунг Ниен
RU2495144C2
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1983
  • Узлов Иван Герасимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Миронов Павел Федорович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Сунгуров Азис Сунгурович
SU1235942A1
Способ термической обработки железно-дОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Босис Злата Марковна
  • Весна Александр Иванович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
SU836156A1

Реферат патента 1988 года Способ термической обработки центров локомотивных колес

Изобретение относится к термической обработке изделий из черных металлов. Цель - сокращение длительности процесса и повьппение эксплуатационной надежности колеса. После нагрева колеса до температуры аустени- тизации его охлаждают потоком воздуха как со стороны диска, так и с внутренней поверхности ступицы таким образом, чтобы температура внутренней поверхности ступицы не превышала температуру диска колеса. 1 табл.

Формула изобретения SU 1 379 324 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1379324A1

Способ изготовления центров локомотивных колес 1977
  • Антипов Борис Федорович
  • Панников Анатолий Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Фролов Дмитрий Иванович
  • Шумилин Анатолий Васильевич
  • Колесников Валентин Петрович
SU730835A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 379 324 A1

Авторы

Мирошниченко Николай Григорьевич

Данченко Нинель Ивановна

Подольский Станислав Евгеньевич

Иванченко Евгений Иванович

Розенталь Фома Ефимович

Антипов Борис Федорович

Шумилин Анатолий Васильевич

Конышев Аркадий Андреевич

Даты

1988-03-07Публикация

1986-09-08Подача