(21)4293439/24-07
(22)03.08.87
(46) 15.05.89. Бгол. К 18 (7) Специальное конструкторско-тех- нологическое бюро комплексной технологии электроремонта
(72) Е. В. Стариков и В. В. Момонт
(53)621.318.44(088.8)
(56) Авторское свидетельство СССР № 141222. кн. Н 02 К 15/04, 1961.
(54)ОБМОТЧИК ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ИЗОЛЯЦИ- ОННОЙ ЛЕНТЫ НА КАТУШКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
(57) Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в технологическом оборудовании для изготовления электрических машин. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение качества изделий путем стабилизации натяжения сматываемой ленты. Обмотчик содержит вращающийся диск с центральным отверстием и прорезью для ввода изолируемой катушки, на котором установлены катушки изоляционной ленты 8, снабженные механизмом натяжения с компенсационным рычагом 10, имеющим тол
Изобретение относится к области электротехнике и может быть использовано в технологическом оборудовании для изготовления электрических машин. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение качества изделий путем стабилизации натяжения сматываемой ленты. Обмотчик содержит вращающийся диск с центральным отверстием и прорезью для ввода изолируемой катушки, на котором установлены катушки изоляционной ленты 8, снабженные механизмом натяжения с компенсационным рычагом 10, имеющим толкатель 14, и устройством 9 ориентирования ленты. Механизм натяжения выполнен в виде тормозной ленты 21, охватывающей шкив 20, закрепленный на каркасе катушки, двуплечего рычага 22, снабженного тормозным рычагом 29, упором 28 и роликом 27 для контактирования с толкателем 14. Тормозная лента 21 закреплена одним концом на диске, а другим - на двуплечем рычаге 22, который установлен шарнирно. Устройство 9 ориентирования ленты выполнено в виде подпружиненного с двух сторон пальца 32, шарнирно установленного в  - образном кронштейне. Палец 32 на концах имеет буртики винтовой формы. Лента 8 перед выходом на изолируемую катушку огибает ролик 15 и палец 32. При намотке ленты 8 на катушку компенсационный рычаг 10 отклоняется, преодолевая усилие пружины. Таким образом, за счет подтормаживания шкива 20 и усилия пружины 17 компенсационного рычага 10, создается регулируемая сила натяжения. Если вследствие некруглой формы сечения катушки усилие натяжения увеличивается, то лента 8, преодолевая силу пружины 17, поворачивает компенсационный рычаг 10 по часовой стрелке и он, воздействуя на тормозную ленту 21 посредством двуплечего рычага 22, уменьшает торможение шкива 20 и натяжение изоляционной ленты 8 уменьшается. При этом тормозной рычаг 29 предохраняет катушку от инерционного поворота и ударных нагрузок, а палец 32 устанавливается поперек направления движения ленты 8, обеспечивая ее равномерное натяжение по ширине. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
8
15
23 К
,Ј. 00
оо
Фаг.1/
катель 14, и устройством 9 ориентирования ленты. Механизм натяжения выполнен в виде тормозной ленты 21, охватывающей шкив 20, закрепленный на каркасе катушки, двуплечего рычага 22, снабженного тормозным рычагом 29, упором 28 и роликом 27 для контактирования с толкателем 14. Тормозная лента 21 закреплена одним концом на диске, а другим - на двуплечем рычаге 22, который установлен шарнир- но. Устройство 9 ориентирования ленты выполнено в виде подпружиненного с двух сторон пальца 32, шарнирио установленного в С-образном кронштейне. Палец 32,на концах имеет буртики винтовой формы. Лепта 8 перед выходом на изолируемую катушку огибает ролик 15 и палец 32. При намотке лепты 8 на кагушку компенсационный рычаг 10 отклоняется, преодолевая уси1
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение качества изделий путем стабилизации натяжения сматываемой ленты и автоматического изменения угла.
На фиг. 1 изображен обмотчик, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство ориентирования ленты, вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - кинематическая схема мехаи низма натяжения.
Обмотчик содержит вращающийся в корпусе 1 зубчатый диск 2, имеющий центральное отверстие и прорезь, закрываемую крышкой 3, для ввода изолируемого стержня 4. Привод диска 2 осуществляется зубчатой шестерней 5, связанной с двигателем (не показан). На диске 2 закреплены на подшипниковых опорах каркасы 6 для размещения сменных катушек 7 с запасом изоляционной ленты 8. Здесь же для каждой катушки установлено устройство 9 ориентирования ленты относительно обматываемого стержня 4 и механизм натялие пружины. Таким образом, за счет подтормаживания шкива 20 и усилия пружины 17 компенсационного рычага 10 создается регулируемая сила натяжения. Если вследствие некруглой формы сечения катушки усилие натяжения увеличивается, то лента 8, преодолевая силу пружины 17, поворачивает компенсационный рычаг 10 по часовой стрелке и он, воздействуя на тормозную ленту 21 посредством двуплечего рычага 22, уменьшает торможение шкива 20 и натяжение изоляционной ленты 8 уменьшается. При этом тормозной рычаг 29 предохраняет катушку от инерционного поворота и ударных нагрузок, а палец 32 устанавливается поперек направления движени ленты 8, обеспечивая ее равномерное натяжение по ширине. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
5
0
5
0
жения с компенсационным рычагом 10. Катушка 7 изоляционной ленты закрепляется на каркасе 6 с помощью крышки 11 и гайки 12. Компенсационный рычаг 10 установлен свободно на оси 13 и содержит толкатель 14, закрепленный в его средней части и ролик 15 для пропуска ленты 8. Ролик 15 свободно установлен на оси 16, закрепленной на свободном конце рычага 10 и выполнен в виде поворотной катушки. Толкатель 14 выполнен в виде скобы. В нерабочем положении компенсационный рычаг 10 поджат пружиной 17 кручения к регулирующему упору 18, закрепленному в пазу 19 диска 2. Усилие под- жатия рычага 10 регулируется подкручиванием пружины 17. Перемещением упора 18 в пазу 19 (уменьшается или увеличивается угол поворота рычага 10) задается необходимая величина компенсации ленты, сообразуясь с размерами сечения изолируемого стержня 4.
Механизм натяжения содержит тормозной шкив 20, жестко закрепленный на каркасе 6, и охвачен тормозной лентой 21. Один ее конец закреплен на диске 2, а другой на верхнем плече двуплечего рычага 22, подпружиненного пружиной 23, которая соединена с регулировочным винтом 24, взаимодействующим с гайкой 25, закрепленно на диске. 2. Рычаг 22 установлен свободно на оси 26. На его нижнем плече закреплен ролик 27, а верхнее плечо снабжено упором 28. Тормозной рычаг 29 установлен здесь же шарнирно и снабжен фрикционной колодкой 30. В нерабочем положении тормозной рычаг 29 поджат пружиной кручения к упору 28, между фрикционной колодкой 30 и тормозным шкивом имеется зазор а , величина которого регулируется винтом 3 1 .
Устройство 9 ориентирования обеспечивает постоянство натяжения изоляционной ленты по ширине и состои из подпружиненного с двух сторон пальца 32, установленного шарнирно на оси 33, закрепленной в С-образном кронштейне 34, который смонтирован на диске 2. В боковых стенклх кронштейна 34 имеются удлиненные отверстия 35, 36, в которых свободно размещены концы пальца 32. Отверстия 35 36 предназначены для ограничения поворота пальца 32 относительно оси 33. Палец 32 на концах снабжен буртиками 37, 38. Они выполняют функцию упоров и ограничивают перемещение изоляционной ленты 8 вдоль оси пальц 32. Форма буртиков образована пересечением двух прямоугольных винтовых канавок противоположных направлений. Угол наклона винтовых канавок установлен исходя из угла намотки ленты на стержень.
Обмотчик работает следующим образом.
В исходном положении катушки 7 с изоляционной лентой 8 закреплены на каркасе 6. Установку требуемого натяжения ленть; 8 проводят посредством регулирования пружины 23 винтом 24, Пружина 17 регулируется таким образом, чтобы создаваемое компенсационным рычагом натяжение было близким по величине к натяжению, создаваемому ленточным тормозом 21, После установки изолируемой катушки 7 в зону обмотки (в отверстие зубчатого диска 2 через прорезь при открытой крышке 3) изоляционную ленту 8 заправляют через ролик 15 и палец 32 на стержен 4 и закрепляют.
Включается привод, и зубчатый дис 2 с закрепленными катушками 7 получа0
5
0
ет вращение от привода посредством шестерни 5 и перемещается поступательно по контуру изолируемой катушки, В-момент трогания диска 2 компенсационный рычаг 10 начинает отклоняться, преодолевая усилие пружины l/. самым создавая определенное натяжение, н как только необходимая пусковая длина ленты уйдет, компенсационный рычаг 10 толкателем 14 нажимает на ролик 27 и поворачивает рычаг 22 против часовой стрелки. При этом ленточный тормоз 21 ослабляется, начинает вращаться каркас 6 с катушкой 7 и происходит обматывание стержня 4. Натяжение обматываемой ленты 8 при этом создается за счет лодтормажива- ния шкива 20 ленточным тормозом и усилием пружины 17 компенсационного рычага 10.
При увеличении натяжения ленты вследствие некруглой формы сечения обматываемого стержня лента 8, прео-
5 долевая усилие пружины 17, поворачивает компенсационный рычаг 10 дальше вправо и посредством толкателя 14 поворачивает двуплечий рычаг 22. При этом тормозная лента 21 отпускает
0 шкив 20 и натяжение ленты 8 уменьшается, Фрикционная колодка 30 тормозного рычага 29 контактирует в этот момент со шкивом 20 и слегка подтормаживает его, предохраняя от инерцис онного поворота. Натяжение ленты 8 при этом создается усилием пружины 17 компенсационного рычага 10 и за счет подтормаживания шкива 20 тормозным рычагом 29.
При уменьшении натяжения ленты 8 пружина 17 поворачивает компенсационный рычаг 10 влево на некоторый угол . и устраняет провисание ленты. Толкатель 14 освобождает ролик 27, рычаг 22 поворачивается под действием пружины 23 по часовой стрелке, тормозной рычаг 29 отходит от шкива 20, а тормозная лента 21 обхватывает его, увеличивая тормозное усилие и обеспечивает требуемое натяжение ленты 8. Колебания натяжения в процессе обматывания стержня незначительны, поскольку провисание ленты 8 невелико из-за наличия постоянного подтормаживания катушки то ленточным тормозом, то тормозным рычагом попеременно, а компенсационный рычаг 10 не только компенсирует провисание ленты, но и сохраняет при этом натяжение, близкое
0
5
0
5
к заданному постоянно на протяжении всего процесса обматывания.
Изоляционная лента 8 перед попаданием на обматываемый стержень 4 огибает палец 32 устройства 9 ориентирования. Палец 32 под действием давления, окатываемого лептой 8, устанавливается поперек направлению ее дви15
20
ты, он снабжен подпружиненным двуплечим поворотным рьгчагом, тормозным шкивом, установленным на оси катушки и охваченным тормозной лентой, один конец которого закреплен на зубчатом диске, а другой - на двуплечем рычаге, снабженном на одном плече роликом и упором - на другом, а компенсационный рычаг снабжен толкателем, при этом тормозной рычаг шарнирно закреплен на двуплечем рычаге ,и подпружинен к его упору, а толкатель имеет возмож ность взаимодействия с роликом двуплечего рычага
жения, поворачиваясь относительно оси IQ билизации натяжения сматываемой лен- 33. Край ленты 8 контактирует с буртиками 37 или 38 в зависимости от направления обмотки, которые обеспечивают фиксацию ленты 8 относительно рабочей поверхности пальца 32. Ось пальца 32 в процессе работы независимо от направления обмотки устанавливается под углом, величина которо- го дополняется до 90° углом намотки ленты, что обеспечивает ее равномерное натяжение по ширине. При увеличении периметра сечения стержня 4, например в случае наложения многослойной обмотки, угол намотки ленты 8 на стержень 4 меняется, при этом палец 32 самоустанавливается под соответствующим углом наклона, обеспечивая тем самым плотное наложение ленты на обматываемый стержень.
Формула изобретения
25
отлича- с целью повышения надежности работы путем автоматического изменения угла сматывае30 мой ленты, механизм ориентирования ленты выполнен в виде пальца с буртиками, шарнирно установленного в С- образном кронштейне, закрепленном на зубчатом диске, и подпружиненного
ог. к нему с двух сторон.
jb
ния, включающий тормозной рычаг, компенсационный рычаг с роликом на конце и механизм ориентирования ленты относительно обматываемого стержня, установленный рядом с каждой осью катушки, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения качества изделий путем ста
ты, он снабжен подпружиненным двуплечим поворотным рьгчагом, тормозным шкивом, установленным на оси катушки и охваченным тормозной лентой, один конец которого закреплен на зубчатом диске, а другой - на двуплечем рычаге, снабженном на одном плече роликом и упором - на другом, а компенсационный рычаг снабжен толкателем, при этом тормозной рычаг шарнирно закреплен на двуплечем рычаге ,и подпружинен к его упору, а толкатель имеет возможность взаимодействия с роликом двуплечего рычага
билизации натяжения сматываемой лен-
билизации натяжения сматываемой лен-
отлича- с целью повышения надежности работы путем автоматического изменения угла сматываемой ленты, механизм ориентирования ленты выполнен в виде пальца с буртиками, шарнирно установленного в С- образном кронштейне, закрепленном на зубчатом диске, и подпружиненного
к нему с двух сторон.
v/ч
19
Риг.1
Авторы
Даты
1989-05-15—Публикация
1987-08-03—Подача