Изрбретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Пель изобретения - повышение качества изолирования путем стабилизации величины натяжения изоляционной ленты при уменьшении ее запаса на шпуле.
На фиг,1 показан обмотчик в рабочем состоянии, общий вид; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.2 (стабилизатор натяжения ленты); на фиг.4 - сечение В-В на фиг.З (тормозной элемент стабилизатора) ,
Обмотчик лентоизолировочного станка содержит корпус 1 (фиг,1), на котором установлена разъемная шпуля 2, связанная с приводом 3 ее вращения. На шпуле 2 размещен узел 4 для установки катушки 5 (фиг.2 и 3) с изоляцией э кинематически связанный с натяжным устройством 6, установленным также на шпуле 2. Устройство 6 включает в себя тормозные диски 7 (нижний) и 8 (верхний), установленные на оси 9 с возможностью вращения друг относительно друга. Механизм 10 обратной намотки ленты содержит фрикционный кольцевой элемент 11 и установленные жестко на валу 12 шкив 13 и зубчатый диск 14. На противоположном конце вала 12 установлен узел 4 для размещения катушкк 5 с изоляцией Он содержит каркас 15 и жестко связанный с ним зубчатый диск 16. Зубчатый диск 14 связан зацеплением с зубчатым венцом 17 тормозного диска а зубчатый диск 16 - с зубчатым вен- цом 18 тормозного диска 8. Тормозные диски 7 и 8 поджаты пружиной 19 посредством нажимного кольца 20 и гайки 21 к-фланцу 22 оси 9. Тормоз
0
S
0
5
0
5
0
5
ной диск 7 снабжен фрикционными накладками 23.
Фрикционный кольцевой элемент 11 может быть выполнен в виде, например, части клинового ремня, вставленного в оправку 24, закрепленную на держателе 25. Угол обхвата шпули 2 кольцевым элементом 11 должен быть не менее 180°. Фрикционный элемент 11 может быть скреплен с оправкой 24 с по- мошью, например, клея. Для обеспечения возможности аксиального переме- / щения держатель 25 установлен на направляющих 26, закрепленных на корпусе 1 обмотчика, и снабжен регулировочным винтом 27. Шкив 13, взаимодействующий с кольцевым элементом 11, выполнен в виде конического диска. Катушка 5 с изоляционной лентой удерживается от смещения на каркасе 15 крышкой 28. Для обеспечения возможности ввода изолируемого изделия 29 в зону лентоизолирования шпуля 2 снабжена легкосъемным сектором 30. На шпуле 2 установлен также стабилизатор 31 (фиг.З и 4) натяжения изоляционной ленты 32. Он содержит двухплечий подпружиненный рычаг 33, шарнирно установленный на шпуле 2 посредством осл 34, и дополнительный тормозной диск 35, жёстко установленный на верхнем тормозном диске 8. Рычаг 33 выполнен двуплечим, его плечи 36 и 37 расположены друг относительно друга под некоторым углом, приближающимся к прямому. При этом ось 34 рычага 33 установлена между узлами 4 и 6. орма рычага 33 и положение его оси 34 качания обеспечивает постоянный контакт плеча 36 с катушкой 5 изоляции посредством, например, ролика 38, установ- ленного на его конце,и возможность совершать перемещения в радиальном направлении относительно ее оси,а плечу 37- возможность перемещения в радиальном направлении относительно оси дисков 7,8 и 35. Плечо 37 снабжено тормозным эле
ментом 39, установленным в пазу 40 с возможностью перемещения параллельно оси 34 и поджатым пружиной 41 к тормозному диску 35 посредством регулировочного винта 42 и крышки 43, шар нирно установленной на рычаге 33 посредством оси 44. При этом пружина 41 одним своим концом закреплена на крышке 43. Рычаг 33 нагружен пружиной 45 с возможностью ее регулировки посредством винта 46. В занисямости от конкретного исполнения обмотчика, на шпуле 2 может быть размещено от одной до нескольких пар узлов 4 и 6, снабженных стабилизатором 31, что позволяет производить наложение изоляции в несколько слоев одновременно.
Обмотчик лентоизолировочного станка работает следующим образом.
Изолируемое изделие 29 (фиг.1) вводят внутрь шпули 2 через вырез, закрываемый легкосъемным элементом 30, и устанавливают на механизме перемещения (не показан).
Катушку 5 с изоляционной лентой устанавливают на катгсасе 15 и закрепляют с помощью крыил я 28. Свободный конец изоляционной ленты 32 вручную закрепляют на изолируемой поверхности изделия 29,
Тормозные диски 7 и 8 натяжного устройства 6 поджаты с усилием, обеспечивающим требуемую плотность намотки изоляции.
Фрикционный кольцевой элемент 1 1 с помощью винта 27 поджат к шкиву 13 с усилием, обеспечивающим его вращение при наличии тормозного момента на диске 7, что достигается регулированием гайки 21 и винта 27.
Тормозной элемент 39 рычага 33 поджат пружиной 41 к боковой поверхности диска 35, а пружина 45 отрегулирована при этом так. что крутящий момент, создаваемый ею, обеспечивает возможность вращения рычага 33 вокруг оси 34, преодолевая при этом сопротивление, возникающее при взаимодействии тормозного элемента 39 с диском 35.
При включении привода 3 шпуля 2 вращается в направлении, указанном стрелкой 47 (фиг.1 и 3), наматывая изоляционную ленту на изделие 29.
В этом случае, если изолируемая часть изделия 29 расположена не в центре О вращения шпули 2, а на некотором
5
0
Q
0
5
0
5
0
расстоянии от него, процесс намотки протекает следующим образом.
На участке а-б-в кольцевого пути катушка 5 вместе с каркасом 15 вращается вокруг своей оси под действием сил натяжения изоляционной ленты, по- скогьку расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью увеличивается. Посредством зубчатого диска 16, связанного с каркасом 15, вращение передается на постоянно приторможенный диск 8, тормозной момент которого определяет величину натяжения наматываемой изоляционной ленты.
Диск 7, контактирующий с диском 8, при этом не вращается, поскольку его собственный тормозной момент всегда болыле крутящего момента, создаваемого вращением диска 8.
При подходе катушки 5 к точке в шкив 13 начинает взаимодействовать с копьцевым элементом 11, в результате чего происходит вращение вала 12, 5 зубчатого риска 14, тормозного диска 7 ч в сторону, противоположную вращению диска 8.
На участке в-г-а кольцевого -пути расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью сокращается, поэтому сила натяжения со стороны ленты, создающая крутящий мсмент на катушке 5Г исчезает. Следовательно,, ее вращение вмест е с каркасом 15 вокруг своей оси прекращается. Одновременно прекращается и вращение кинематически связанного с ним диска 8.
В момент останова указанных звеньев диск 7, получающий вращение от шкива 13, увлекает за собой диск 8 в направлении, противоположном первоначальному его вращению, в результате чего катушка 5 с каркасом 15 закручивается в обратную сторону, наматывая на себя избыток ленты.
Усилие натяжения ленты в фазе ее обратной намотки на катушку 5 тагже, как и при смотке определяется величиной тормозного момента на диске 8. Причем в данном случае этот диск выполняет уже функцию ведущего звена, крутящий момент которого равен егс тормозному моменту.
При дальнейшей вращении шпули в начале участка пути а-б, когда расстояние от катушки 5 до изолируемой поверхности начинает снова увеличиваться, под действием сил натяжения ленты катушка 5 вновь начинает вра
щаться в сторону размотки ленты, преодолевая сопротивление, оказываемое диском 8.
В этот момент диск 8 начинает вращаться навстречу вращению диска 7. Затем, после выхода шкива 13 из зоны взаимодействия с кольцевым элементом 11 шкив 13 и кинематически связанный с ним диск 7 прекращают свое вращение, становясь тормозом для диска 8.
В процессе изолирования по мере убывания изоляционного материала в катушке 5 контактирующий с ней рычаг 33 под действием пружины 45 постепенно поворачивается. Его плечо 37 вместе с установленным на нем подпружиненным тормозным элементом 39, взаимодействующим с диском 35, перемещается к центру его вращения. Это приводит к уменьшению тормозного момента на диске 35, а следовательно, к уменьшению суммарного тормозного момента, препятствующего вращению катушки 5 при намотке, в результате чего натяжение ленты при уменьшении диаметра
J
15611538
катушки 5 сохраняет установленное значение.
10
15
20
25
Формула изобретени
Обмотчик лентоизолировочного ст ка по авт. св. № 1379890, отли чающийся тем, что, с целью повышения качества изолирования, п тем стабилизации величины натяжени ленты при уменьшении ее чапаса на шпуле, он снабжен тормозным диском жестко установленным на верхнем ди ке натяжного устройства и стабилиз тором натяжения изоляционной ленты выполненной в виде двуплечего подпружиненного рычага, шарнирно уста новленного на шпуле, одно плечо ко торого имеет возможность перемещения в радиальном направлении относ тельно оси узла установки катушки, а другое - относительно оси тормоз ных дисков и снабжено тормозным эл ментом, имеющими возможность взаим действия с дополнительным тормозны диском.
2 ,1
LJL
/
0
5
Формула изобретения
Обмотчик лентоизолировочного станка по авт. св. № 1379890, отличающийся тем, что, с целью повышения качества изолирования, путем стабилизации величины натяжения ленты при уменьшении ее чапаса на шпуле, он снабжен тормозным диском, жестко установленным на верхнем диске натяжного устройства и стабилизатором натяжения изоляционной ленты, выполненной в виде двуплечего подпружиненного рычага, шарнирно установленного на шпуле, одно плечо которого имеет возможность перемещения в радиальном направлении относительно оси узла установки катушки, а другое - относительно оси тормозных дисков и снабжено тормозным элементом, имеющими возможность взаимодействия с дополнительным тормозным диском.
2 ,1
LJL
29
2 Фиг.
N No l N5
Фиг Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обмотчик лентоизолировочного станка | 1986 |
|
SU1379890A1 |
Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин | 1987 |
|
SU1480039A1 |
Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин | 1975 |
|
SU591988A1 |
Устройство для наложения изоляционной ленты на замкнутые кольцевые сердечники | 1974 |
|
SU530357A1 |
Лентоизолировочная головка | 1982 |
|
SU1116499A1 |
Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин | 1977 |
|
SU699612A2 |
Станок для наложения ленточной изоляции на секции обмоток электрических машин | 1972 |
|
SU499770A1 |
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ТОРОИДАЛЬНОГО МАГНИТОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2358347C2 |
ШПУЛЕДЕРЖАТЕЛЬ ИЗОЛЯЦИОННОЙ МАШИНЫ | 1997 |
|
RU2126110C1 |
Станок для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин | 1979 |
|
SU904117A1 |
Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промышленности. Целью изобретения является повышение качества изолирования путем стабилизации величины натяжения изоляционной ленты при уменьшении ее запаса на шпуле. Обмотчик содержит разъемную шпулю 2, установленную на корпусе и связанную с приводом ее вращения. На шпуле размещены катушка с изоляцией и кинематически связанное с ним натяжное устройство, включающее дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты. Обмотчик снабжен стабилизатором 31 натяжения изоляционной ленты 32, содержащим двуплечий подпружиненный рычаг 33, шарнирно установленный на шпуле. При этом одно плечо 36 рычага имеет возможность постоянного контакта с катушкой изоляции и перемещения в радиальном направлении относительно ее оси 34, а другое 37 имеет возможность перемещения в радиальном направлении относительно оси тормозных дисков и снабжено подпружиненным тормозным элементом 39, взаимодействующим с дополнительным тормозным диском 35, жестко установленным на верхнем тормозном диске натяжного устройства. 4 ил.
Обмотчик лентоизолировочного станка | 1986 |
|
SU1379890A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-04-30—Публикация
1987-12-28—Подача