Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении. Известен станок для наложения из ляции на секции обмоток электрических машин, содержащий станину, -обмотчик с катушкодержателями для изо ляционной ленты, устройство торможе ния и натяжения наматываемой ленты. Однако известное устройство для торможения и натяжения ленты не исключает провисания ленты в процессе намотки, ее на поверхность секции, а пр1менение в известном устройстве подпружиненного рычага с роликом, оттягивакяцим сматываемую с катушки ленту, позволяет устранить провисание только не липких лент. Что же касается наматывания на секцию лент пропитанной лаком (липкой), то кон.тактируемьй с лентой оттягивающий ролик загрязняется налипающим лаком повреждает ленту, снижает качество намотки и надежность изоляции. Цель изобретения - повьшение качества обмот«-и секций катушек электрических машин, Согласно изобретению устройство для торможения и натяжения наматыва емой ленты вьшолнено в виде полого тормоэного барабана, установленного в корпусе катушкодержателя, снабжен «ого выступами, расположенными иа внутренней его поверхности, взаимодействукщими с выступом втулки, под вижно установленной на валике, причем внутри барабана расположена спи ральная пружина, соединенная одним концом с валиком, а другим - с бара баном. На фиг.1 схематически изображе предложенньй станок, общий вид спереди; на фиг.2 - то же, общий вид сверху; на фиг.З - частичный допере ный разрез станка по А-А на фиг.1; на фиг.4 - катушкодержатель с устройством торможения и натяжения изо ляционной ленты, разрез; на.фиг.5 разрез по Б-Б на фиг.4. Изолируемая секция 1 (фиг.1) устанавливается в пневмозажимы 2,3, закрепленные на станине 4 станка. На станине на двух опорах 5,6 смонтирована плита 7, на верхней плоско ти -которой установлены -рейки 8, а на нижней плоскости - направляющие полосы 9. Каретка 10 совместно с обмотчиком 11 установлена на верхней плоскости станины 4 на четырех самоустанавливающихся опорах 12с возможностью перемещения вдоль секции от двигателя 13. На центр альной шестерне 14 обмотчика (фиг.З) с. возможностью вращения от двигателя 15 расположены четыре кат тикодержателя 16 для -крепления изоляционной ленты Внутри корпуса 17 катушкодержателя (фиг.4) на подшипниках качения 18 установлены валик 19 для крепления . катушки с изоляционной лентой и тормозной полый барабан 20 с выступами 21, 22, 23 (фиг.5), взаимодействую щими с выступом 24 втулки 23 (фиг.4). Втулка с выступом установлена подвижно в осевом направлении на валике для крепления катушки изоляционной . ленты, поджата со стороны установки. ленты пружиной 26 и ограничена perjrлировочным винтом 27с противополо : ной стороны Внутри тормозного бара-, бана размещена предварительно нап- . ряженная спиральная пружина 2Я, соединенная одним концом с валиком, а . другим - с тормозным барабаном 20. Станок работает следукяцим образом. В исходном положении каретка 10 совместно с обмотчиком 11 находится возле зажима 2. Катушки с изоляционной лентой установлены и закреплены на валиках 19 катушкодержателей 16 обмотчика. Тормозной барабан 20 катушкодержателя зажат тормозом на необходимое усилие. Под действием усилия предварительно напряженной пружины 28 валик 19 повернут до контакта выступа 24 втулки 25 с выступом 21 тормозного барабана 20„ Усилие пружины 28 регулируется таким образом, что при повороте валика 19 в сторону увеличения натяжения пружинн на угол, равньй углу между выступами 21, 22 тормозного барабана 20, крутящий момент, создаваемьй пружиной, был бы немного меньше тормозного момента барабана, зажатого тормозом. Регулировка усилия спиральной пружины 28 осуществляется следугацим образом. Тормозной барабан 20 зажимают тормозок, после чего с помощью винта 27 втулку 25 с выступом 24 перемещают .вдоль оси валика 19, преодолевая усилие возвратной пружины 26. После выхода выступа втулки из зоны выетупов тормозного барабана вращением валика 19 вручную производят натяг спиральной пружины. В таком положении валика 19, с помощью возвратной 26 и винта 27 возвращают втулку 25 с выступом 24 в зону выступов тормозного барабана 20. Под действием усилия спиральной пружины 28 валик 19, совместно с втулкой 25, разворачивается до соприкосновения выступа 24 с выступом 21 тормозного барабана, Вьшеописанная регулировка пружины производится один раз для определения типа изоляционной ленты. После установки изолируемой секции 1 в зажимы 2,3 и соединения изоляционной ленты с поверхностью секции нажатием кнопк включаются одновременно электродвигатель 13, перемещанщий каретку 10 вдоль изолируемой секции и электродвигатель 15 привода вращения обмотчика. В начальный момент вращения шестерни 14 изоляционная лента, сматываясь с катушки, поворачивает валик 19, производя дополнительный натяг спиральной пружины 23 при неподвижном относительно корпуса 17 тормозном барабане 20. При повороте валика 19 выступ 24 втулки 23 отходит от выступа 21 и
наталкивается на выступ 22 тормозно го барабана, после чего валик 19 совместно с катушкой изоляционной ленты (при сматьтании последней) вращается совместно с тормозным барабаном, преодолевая тормозной момент .
При провисании ленты, в момент несовпадения центра сечения стержня изолируемой секции с центром вращения обмотчика, спиральная пружина поворачивает валик 19 на некоторый
угол в сторону выступа 21, компенсируя провисание ленты
СТАНОК ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ЛЕНТОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА СЕ1СЦЙИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАВМН, содержащий станину, обмотчик с катушкодержате- лями для изоляционной ленты, устройство для торможения и натяжения наматьшаемой ленты, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обмотки секций катушек электрических машин, устройство выполнено в виде полого тормозного барабана, установленного в корпусе катушкодержателя, снабженного выступами, расположенными на внутренней его поверхности, взаимодействующими с выступом втулки, подвижно установленной на валике, причем внутри барабана расположена спиральная пружина, соединенная одним концом с валиком, а другим - с барабаном.-\ Аh-5-.Фиг.1(Л^ соФ •ч ^
N
ь - - - .-.
Фаг.2,
Фиг.З
A-A
/4
iO
v
16
6-6
Фиг.5
Авторы
Даты
1988-11-30—Публикация
1972-03-24—Подача