со
00
«Хг/
Изобретение относится к техноло- гичecкo fy оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьшшенностИо
Целью изобретения является повышение качества изолирования и расширения технологических возможностей за счет исключения возможности провисания изоляционной ленты.
На фиг, 1 показан обмотчик в рабочем состоянии, общий вид; на фиг о 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1.
Обмотчик лентоизолировочного станка содержит корпус 1 (фиг, 1), на котором установлена разъемная шпуля 2, связанная с приводом 3 ее вращения.
На шпуле 2 размещен узел 4 для установки катушки 5 (фиг. 2 и 3) с изоляцией, кинематически связанный с натяжным устройством 6.
Устройство 6 включает в себя тормозные диски 7 и 8, установленные на оси 9 с возможностью вращения друг относительно друга.
Механизм 10 обратной намотки ленты содержит фрикционный кольцевой элемент 11 и установленные жестко на валу 12 шкив 13 и зубчатый диск 14.
На противоположном конце,вала 12 установлен узел 4 для размещения катушки 5 с изоляцией. Он содержит каркас 15 и жестко связанный с ним зубчатый диск 16.
ЗубчатЕ 1й диск 14 связан зацеплением с зубчатым венцом 17 тормозного диска 7, а зубчатый диск 16 - с зубчатым венцом 18 тормозного диска 8.
Тормозные диски 7 и 8 поджаты пружиной 19 посредством нажимного кольца 20 и колпачксвой гайки 21 к дну стакана 22.
Тормозной диск 7 снабжен фрикционными накладками 23„
Фрикционньй кольцевой элемент 11 может, быть вьтолнен в виде, например, части клинового ремня, вставленного в оправку 24, закрепленную на держателе 25. Угол обхвата шпули 2 кольцевым элементом 11 должен быть не менее 180 .
Фрикционный элемент 11 может быть скреплен с оправой 24 с помощью, например, клея.
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Для обеспечения возможности аксиального перемещения держатель 25 установлен на направляющих 26, закрепленных на корпусе 1 обмотчика, и снабжен регулировочным винтом 27 (фиго 1 и 4).
Шкив 13, взаимодействующий с кольцевым элементом 11, выполнен в виде конического диска.
Катушка 5 изоляционной ленты удерживается от смещения на каркасе 15 крышкой 28.
Для обеспечения возможности ввода изолируемого изделия 29 в зону нанесения изоляционной ленты шпуля 2 снабжена легкосъемным сектором 30.
В зависимости от конкретного .конструктивного исполнения обмотчика, на шпуле 2 может быть размещено от одной до нескольких пар узлов 4 и 6, что позвйляет производить наложение изоляции одновременно в несколько слоев, как это представлено в рассматриваемом примере.
Обмотчик лентоизолировочного станка работает следуюш 1м образом.
Изолируемое изделие 29 (фиг. 1) вводят внутрь шпули 2 через вырез, закрьгоаемый легкосъемным элементом 30, и устанавливают на механизме перемещения (не показан)о
Катушки 5 с изоляционной лентой устанавливают на каркасе 15 и закрепляют с помощью крьш1ки 28 „ Свободный конец 31 изоляционной ленты вручную зацепляют на изолируемой поверхности изделий 29. Тормозные диски 7 и 8 натяжного устройства 6 поджаты с усилием, обеспечивающим требуемую плотность намотки изоляции.
Фрикционный кольцевой элемент 11 с помощью винта 27 поджат к шкиву 13 с усилием, обеспечивающим его вращение при наличии тормоного момента на диске 7, что достигается регулировкой гайки 21 и винта 27.
При включении привода 3 шпуля 2 вращае тся в направлении, указанном стрелкой 32 (фиг. 1), наматывая изоляционную ленту на изделие 29. В том случае, если изолируемая часть изделия 29 расположена не в центре О вращения шпули 2, а на некотором расстоянии L от него, процесс намотки протекает следующим образом.
На участке а-б-в кольцевого пути катушка 5 вместе с каркасом 15 вращается вокруг своей оси под деист
вием сил натяжения изоляционной ленты, поскольку расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью увеличивается.
При этом изменение угловой скорости катушки 5 на этом участке пути характеризуется синусоидальным законом (т.е. вначале угловая скорость плавно увеличивается, дости- гая максимума, а затем плавно уменьшается) .
Далее посредством зубчатого диска 16, связанного с каркасом 15, вращение передается на постоянно приторможенный диск 8, тормозной момент которого определяет величину натяжения наматываемой изоляционной ленты.
Диск 7, контактирукиций с диском 8, при этом не вращается, поскольку его собственный тормозной момент всегда больше крутящего момента, создаваемого вращением диска 8.
При подходе катушки 5 к точке в шкив 13 начинает взаимодействовать кольцевым элементом 11, в результате чего происходит вращение вала 12 зубчатого диска 14, тормозного диска 7 в сторону, противоположную вращению диска 8.
На участке в-г-а кольцевого пути расстояние между катушкой 5 и изолируемой поверхностью сокращается, поэтому сила натяжения со стороны ленты, создающая крутящий момент на катушке 5, исчезает. Следовательно, ее вращение вместе с каркасом 15 вокруг своей оси прекращается. Одновременно прекращается и вращение кинематически связанного с ними диска 8.
. В момент останова указанных звеньев диск 7, получающий вращение от шкива 13, увлекает за собой диск 8 в направлении, противоположном первоначальному его вращению, в результате чего катушка 5 с каркасом 15 закручивается в обратную сторону, наматьтая на себя избыток ленты
Усилие натяжения ленты в фазе ее обратной намотки на катушку 5 та же, как и при смотке, определяется
0
5
Q
5
5
0
0
0
5
величиной тормозного момента на диске 8. Причем в данном случае этот диск выполняет уже функцию ведущего звена, крутящий момент которого равен его тормозному моменту. При дальнейшем вращении шпули, в начале участка пути а-б, когда расстояние от катушки 5 до изолируемой поверхности начинает снова увеличиваться, под действием сил натяжения ленты на участке 31 катушка 5 вновь начинает вращаться в сторону размотки ленты, преодолевая сопротивление, оказываемое диском 8,
В этот момент диск 8 начинает вращаться навстречу вращению диска 7, Затем после выхода шкива 13 из зоны взаимодействия с кольцевым элементом 11, шкив 13 и кинематически связанный с ним диск 7 прекращает свое вращение, становясь тормозом для диска 8„
Формула изобретения
Обмотчик лентоизолировочного станка, содержащий корпус, разъемную шпулю, связанную с приводом ее вращения, на которой размещен узел установки катушки с изоляционной лентой, включающий вал, кинематически связанный с натяжным механизмом, включакицим дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения качества изолирования и расширения технологических возможностей за счет исключения возможности провисания ленты, компенсатор провисания ленты выполнен в виде фрикционного кольцевого элемента, установленного на корпусе обмотчика соосно шпуле с возможностью перемещения в аксиальном направлении, и шкива, выполненного в виде конического диска, установленного на свободном конце вала узла установки катушки с изоляцией, кинематически связанного с натяжным механизмом, выполненным в виде тормозных дисков, установленных на одной оси с возможностью вращения друг относительно Друга.
26
/
ZJ 19
8
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изолирования жестких обмоток и сосредоточенных катушек и может быть использовано в электротехнической промышленности. Цель изобретения - повьш1ение качества изолирования и расширение технологических возможностей за счет исключения возможности провисания изоляционной ленты. Обмотчик содержит разъемную шпулю 2, установленную на корпусе 1 и связанную с приводом 3 ее вращения, на которой размешен узел установки катушки 29 с изоляцией, и кинематически связанное с ним натяжное устройство, включающее дисковый тормоз и компенсатор провисания ленты. Компенсатор провисания ленты представляет собой механизм обратной намотки ленты, содержащий фрикционный кольцевой элемент 11, установленный на корпусе обмотчика соосно шпуле, и взаимодей- ствую1ций с ним шкив 13, кинематически связанный с дисковым тормозом натяжного устройства, содержащим два подпружиненных тормозных диска, установленных на одной оси с возможностью вращения относительно друг друга. 4 ил о (Л
Фиг. 2
в ид 6
.З
ф1/г.
Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин | 1975 |
|
SU591988A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1988-03-07—Публикация
1986-06-16—Подача