(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННОЙ ЛЕНТЫ НА ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Такое устройство позволяет исключить непосредственный контакт натяжного устройства с изоляционной лентой и применяется как для Сухих, так и для пропитанных липких лент. Данное устройство является наиболе близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком его является большая ширина обмотчика, вызванная размещени ем в общем корпусе на одном валу устройства для натяжения и каркаса. Шири на обмотчика данной конструкции не об спечивает качественной изолировки полюсных катушек прямоугольной формы. Целью изобретения является уменьшение габаритов и обеспечение универсальности устройства. Указанная цель достигается тем, что каждое натяжное устройство содержит две шестерни, находящиеся в зацеплении одна с другой. Одна шестер-. ня установлена соосно с каркасом и жестко с ним соединена, а другая соосно с тормозным диском и связана с ним через спиральную пружину. На фиг.1 показано предлагаемое уст ройство, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б фиг ьа фиг.4 - разрез В-В фиг.З; на фиг. разрез Г-Г фиг.1. Устройство содержит разъемную шестерню 1, состоящую из двух частей, соединенных между собой фиксаторами 2 С помощью полукольца 3 и опорных роли ков 4 шестерня установлена в верхнем вертикально подвижном корпусе 5 и ниж нем неподвижном корпусе 6. Опорный ролик 7 является приводом и имеет зубчатое зацепление с шестерней обмотчика. На шестерне обмотчика установле каркас 8 для размещения ка тушек с запасом из9ляционной ленты и натяжное устройство 9 для устранения провисания наматываемой ленты. Катушка 10с изоляционной лентой устанавливается на каркасе и удерживеется от смещения крышкой 11. Шестер ня 12 установлена с возможностью вращения на оси 13, закрепленной на шестерне 1. Внутри корпуса 14 (фиг.-3) устройства для натяжения наматываемой ленты на опорах качения установлен ва лик 15 с шестерней -16, находящейся в зацеплении с-шестерней 12,. и тормозным диском 17, имекхцим упоры 18 и 19 На шестерне 1б выполнен выступ 20, с которым соединен конец спиральной пружины 21. Другой конец спиральной пружины соединен с тормозным диском. Тормозный диск поджат гайкой 22 через фрикционные вставки 23 и пружины 24. Работает устройство следующим образом. В исходном положении катушка с изоляционной лентой закреплена на каркасе 8. Тормозной диск 17 устройства для натяжения -наматываемой ленты поджат с необходимым усилием. Под действием усилия предварительно напряженной (во время сборки и монтажа механизма) пружины 21 шестерня 16 повернута до контакта выступа 20 с упором 18 тормозного диска 17. При первоначальной сборке устройства усилие пружины 21 регулируется таким образом, что при повороте шестерни 16 в сторону увеличения натяжения пружины на угол, равный углу между выступами 18 и 19 тормозного диска 17, крутящий момент, создаваемый пружиной 21, был бы немного меньше тормозного момента диска 17. После установки изолируемой катушки в зону обмотки и соединения изоляционной ленты с поверхностью катушки включается.привод шестерни 1. В начальный момент вращения шестерни 1 изоляционная лента, сматываясь с рулона, поворачивает каркас 8. Шестерня 12 находится в зацеплении с шестерней 16.npHjповороте шестерни 16 прог исходит дополнительный натяг спиральной пружины 21 при неподвижном относительно корпуса 14 тормозном диске 17. При повороте шестерни 16 выступ 20 отходит от упора 18 и наталкивается на упор 19 тормозного диска 17, после чего рулон изоляционной ленты (при сматывании ее) вращается вместе с каркасом 8, шестерней 12, -шестерней 16 и тормозным диском 17-, пре одолевая тормозной момент. При провисании ленты, в Момент несовпадения центра сечения стрежня изолируемой катушки с центром вращеиия шестерни 1, спиральная пружина 21 поворачивает шестерню 16, шестерню 12, а вместе с ними и каркас с катушкой с изоляционной лентой на некоторый угол в сторону упора 18, устраняя провисание ленты. Настоящее изобретение позволяет механизировать процесс наложения ленточной изоляции одновременно несколькими лентами на прямоульные полюсные катушки электрических машин. Конструкция устройства улучшает качество намотки, повышает производительность труда на данной операции и позволяет использовать для намотки как сухие, так и липкие, пропитанные в лаках изоляционные.ленты. Формула изобретения Устройство для наложения изоляционной ленты на полюсные катушки электрических машин, содержащее разъемную шпулю с зубчатым венцом, связанную, с приводом ее вращения, на которюй свободно на оси установлены каркасы для размещения катушек с запасом изоляционной ленты, каждый каркас связан с натяжным устройством, включающим тормозной диск и спиральную пру-; жину, отличающееся тем, что, с уменьшения габаритов :И обеспеченияуниверсальности/ каждое натяжное устройство содержит . две шестерни, находящиеся в зацеплении одна с ДРУГОЙ, одна шестерня установлена соосно с каркасом и жестко с ним соединена, а другая - соосно
с тормозным диском и связана с ним через спиральную пружину.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР 141222, кл, Н 01 Р 41/12, 19бГ.
2,Авторское свидетельство СССР № 1764550, кл. Н 02 К 15/04, 1972.
СА
l/f.f
б-В
fuf 3
Vui 2
в-в
го
18
ipuz. ft
Авторы
Даты
1978-02-05—Публикация
1975-12-15—Подача