1
(21)4209170/25-28
(22)16.03.87
(46) 30.06.89, Бюл. № 24
(71)Запорожский машиностроительный институт им. В.Я.Чубаря
(72)Н.Н.Сытныков, Л.К.Ермоленко,
С.Л.Миличенко, Е.В.Гавров и И.В.Кри- венко
(53)620.179.4(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 914971, кл. G 01 N 19/04, 1979.
Катц Н.В. Металлизация распылением. - М.: Машиностроение, 1966, с. 197.
(54)ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВОЙ
(57)Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основой и позволяет повысить информативность при обеспечеИзобретение относится к испытательной технике, а именно к образцам для определения прочности сцепления покрытий с основами.
Целью изобретения является повышение информативности путем обеспечения определения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, снижение материалоемкости и трудоемкости при изготовлении образца.
На фиг. 1 показана схема образца с покрытием на наружной поверхности, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - образец с понии прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, а также снизить материалоемкость и трудоемкость при изготовлении образца. Внутри втулки 1 с радиальными отверстиями устанавливают без зазора соответственно внутри и снаружи съемные кольцевые обоймы 2 с радиальными отверстиями таким образом, чтобы их отверстия СОВ11.1ЛИ с отверстиями во втулке. Пальцевые штифты 4 размещают в радиальных отверстиях втулки 1 и обойм 2, заподлицо с последними и наносят покрытие 5 на торцы штифтов 4 и свободные поверхности обойм 2, Использование съемных обойм 2 обеспечивает возможность испытания покрытия 5 на внутренних и наружных поверхностях, предусматривает изготовление после проведения испытаний только отдельных элементов образца. 4 ил.
крытием на внутренней поверхности; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг, 3,
Образец выполнен в виде втулки 1 с радиальными отверстиями, двух съемных кольцевых обойм 2 и 3 с радиальными отверстиями, установленными без зазора соответственно внутри и снаружи втулки 1 таким образом, что отверстия в них совпадают с отверстиями во втулке 1, кольцевых штифтов 4, установленных в отверстиях втулки 1 и обойм 2 и 3 заподлицо с последними, и покрытия 5, нанесенного на свободные поверхности обоим 2,3 и торцы штифтов 4.
(Л
;р
о
СП
сл
Во втулке выполнены резьбовые отверстия, в которых установлены винты 6 для фикс1фования штифтов 4 при нанесении покрытия 5.
Образец изготавливают и испытывают следующим образом.
Устанавливают во втулке 1 съемные обоймы 2,3 и пальцевые штифты 4, изготовленные из того материала, с которым необходимо определить прочность сцепления напыляемого покрытия При определении прочности сцепления покрытий, напыляемых на наружную поверхность вращения, пальцевые штифты 4 устанавливают таким образом, чтобы их напыляемые торцы располагались заподлицо с напьшяемой поверхностью наружной обоймы 3 (фиг. 1). При определении прочности сцепления покрытий, напыляемых на внутреннюю поверхность вращения, пальцевые штифты 4 устанавливают так, чтобы их напыляемые торцы располагались заподлицо с напыляемой внутренней поверхностью обоймы 2 (фиг. 3). После установки штифтов 4 они фиксируются стопорными винтами 6. Собранный таки образом блок подготавливают к напылению и напыляют покрытие 5 одним из известных способов. Покрытие 5 обра- батьшают требуемым способом. После обработки ослабляют стопорные винты 6 и определяют прочность сцепления напыленного покрытия 5 с напыляемой поверхйостью. Лля этого образец устанавливают в разрывную машину (не показана) и к пальцевым штифтам 4 прикладывают отрывающее усилие.
Конструкция образца в виде втулки 1 со смешанными внутренней и наружной напыляемыми обоймами 2 и 3 позволяет при незначительной ширине образца (15-20 мм) установить ради- ичльно по толщине его стенки от 8 до 12 пальцевых штифтов 4, что значительно увеличивает воспроизводимость определения прочности сцепления, по- вьшая качество и точность измерений. Для вьшолнения измерения прочности сцепления нет необходимости частично разрушать покрытие 5, так как пальцевые штифты 4 фиксируют с ненапыляемой стороны и имеют свободный доступ дпя приложения к ним отрывающе
5
0
5
0
5
0
5
0
го усилия. Это снижает трудоемкость i и позволяет более точно и качественно определить истинную прочность сцепления напыляемого покрытия 5 с основой, так , как не нарушается характер распределения напряжений и деформаций в покрытии 5. Применение сменных обойм 2 и 3 позволяет значительно упростить процесс определения прочности сцепления покрытия 5 со штифтами 4, изготовленньми из различных материалов, так как нет необходимости изготавливать полностью все элементы устройства из исследуемого материала, а только лишь обоймы 2,3 и пальцевые штифты 4. Это экономит материалы, снижает трудоемкость изготовления образца и процесса определения прочности сцепления. Указанная конструкция образца позволяет определять прочность сцепления покрытий 5 с внутренними поверхностями вращения (цилиндрическими, коническими и т.д.), что обеспечивает повышение информативности. Измеряют величину отрывающего усилия, по которой с учетом площади торца штифта определяют прочность сцепления с основой по известной формуле.
Формула изобретения Образец для определения прочности сцепления покрытия с основой, выполненной в виде основания с отверстиями, установленных в них пальцевых штифтов и покрытия, нанесенного на торцы штифтов, отличающий- с я тем, что, с целью повышения информативности путем обеспечения определения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, снижения материалоемкости и трудоемкости, основание выполнено в виде втулки, образец снабжен двумя съемными кольцевыми обоймами с радиальными отверстиями, установленными без зазора соответственно внутри и снаружи втулки так, что отверстия в них совпадают с отверстиями во втулке, штифты размещены в отверстиях обойм заподлицо с ними, а покрытие нанесено на свободные поверхности обоймы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления образца для определения прочности сцепления напыленного покрытия с металлической подложкой | 1989 |
|
SU1733977A1 |
Способ определения прочности сцепления покрытия с основой | 1990 |
|
SU1783386A1 |
Образец для определения прочности сцепления напыленного покрытия с основным материалом | 1984 |
|
SU1208498A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДГЕЗИОННОЙ И КОГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ ГАЗОТЕРМИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ НА ОБРАЗЦАХ | 2010 |
|
RU2456577C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА СДВИГ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2548378C1 |
Образец для определения прочности сцепления покрытия с подложкой | 1990 |
|
SU1809370A1 |
Образец для определения адгезионной прочности на сдвиг и отрыв | 1989 |
|
SU1727038A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПЛАКИРУЮЩЕГО СЛОЯ С ОСНОВНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 1991 |
|
RU2073848C1 |
Образец для определения прочности сцепления покрытия с подложкой | 1990 |
|
SU1779983A1 |
Устройство для измерения адгезионной прочности тонкослойного покрытия | 1984 |
|
SU1254354A1 |
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основной и позволяет повысить информативность при обеспечении определения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, а также снизить материалоемкость и трудоемкость при изготовлении образца. Внутри втулки 1 с радиальными отверстиями устанавливают без зазора соответственно внутри и снаружи съемные кольцевые обоймы 2 с радиальными отверстиями таким образом, чтобы их отверстия совпали с отверстиями во втулке. Пальцевые штифты 4 размещают в радиальных отверстиях втулки 1 и обойм 2, заподлицо с последними и наносят покрытие 5 на торцы штифтов 4 и свободные поверхности обойм 2. Использование съемных обойм 2 обеспечивает возможность испытания покрытия 5 на внутренних и наружных поверхностях, предусматривает изготовление после проведения испытаний только отдельных элементов образца. 4 ил.
fi Фиг. 1
К-А
Фиг. 2
Составитель В. Свиридов Редактор Н. Горбат Техред м. Ходанич Корректор М.Шароши
Заказ 3746/49
Тираж 789
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издлтельский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
5-5
ФигЛ
Подписное
Авторы
Даты
1989-06-30—Публикация
1987-03-16—Подача