Тренажер радиотелеграфиста Советский патент 1989 года по МПК G09B19/26 

Описание патента на изобретение SU1494028A2

(6П 947904

(21) 3975047/24-24

(22) (46) (72)

12.11.85

15.07.89. Бюл. № 26

В.Б. Кудрявцев, А.Т. Серобабин, А.К. Соколенке и А.Ю. Чижов (53) 681 .3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 947904, кл. G 09 В 19/26, 1983. (54)(57) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА по авт. св. - 947904, о т л и ч а rout и и с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены первый и второй индикаторы поэлементной ошибки и блок определения характера ошибок, содержащий два элемента И, два триггера и формирователь импульсов, выход которого соединен с R-входами триггеров, а вход - с выходом сумматора, подключенного к первьм входам первого и второго элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами блока памяти и второго формирователя импульсов, выходы - с S-входами соответственно первого и второго триггеров, выходы которых подключены к входам первого и второго индик аторов поэлементной ошибки соответственно.

i

Похожие патенты SU1494028A2

название год авторы номер документа
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Серобабин Анатолий Тихонович
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1167640A2
Тренажер радиотелеграфиста 1985
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Серобабин Анатолий Тихонович
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1251155A2
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1236536A2
Тренажер радиотелеграфистов 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Котов Дмитрий Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
SU1111194A1
Тренажер радиотелеграфиста 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
SU1117682A1
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU947904A1
Тренажер радиооператора 1984
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1176368A1
Тренажер радиотелеграфиста 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
  • Киселев Алексей Борисович
SU1124369A1
Тренажер радиооператора 1985
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1249570A2
Тренажер радиотелеграфиста 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Котов Дмитрий Иванович
SU1111195A1

Реферат патента 1989 года Тренажер радиотелеграфиста

Тренажер радиотелеграфиста пас 947904, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены первый и второй индикаторы поэлементной ошибки и блок определения характера ошибок, содержащий два элемента И, два триггера и формирователь импульсов, выход которого соединен с R-входами триггеров, а вход - с выходом сумматора, подключенного к первым входам первого и второго элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами блока памяти и второго формирователя импульсов, выходы - с S-входами соответственно первого и второго триггеров, выходы которых подключены к входам первого и второго индикаторов поэлементной ошибки соответственно.

Формула изобретения SU 1 494 028 A2

Иэобретение относится к автоматике и вычислительной технике, и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе и является дополнительным к авт. св. № 947904.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повьш1ением точности тренажа за счет распознавания характера ошибок, неверно передаваемых знаков кода Морзе.

Ка фиг. 1 представлена структурная схема тренажера; на фиг. 2 - схема формирователя импульсов.

Тренажер радиотелеграфиста содержит формирователь 1 кодов (автоматический датчик кода Морзе - АДКМ), электроакустический преобразователь 2 (головные телефоны), счетчик 3 (адреса записи), формирователь 4 импульсов (тире), блок 5 памяти, счетчик 6 (адреса считЕ тания) , блок 7 ввода ответных действий оператора (ключ телеграфный), формирователь 8 импульсов (тире), сумматор 9 (по модулю два), интегратор 10, генератор 11 (линейно изменяющегося напряжения), индикатор 12 (ошибок), блок 13 определения характера ошибок, содержащий два элемента И 14 и 15, два триггера 16 и 17, формирователь 18 импульса (формирует короткий импульс по переднему фронту), индикатор 19 поэлементной ошибки Стипа укорочения знака , индикатор 20 поэлементной ошибки (типа удлинения знака).

Формирователь 4(8) импульсов содержит последовательно соединенные интегратор 21, генератор 22, элемент И 23 и счетчик 24.

Обучаемый прослушивает поступающие в электроакустический преобраСХ)

N)

зователь 2 сигналы (знаки) с формирователя 1 и с той же скоростью передает их на ключе. Скорость предъявления сигналов (знаков) плавно увеличивается (расчет по заданному нейному закону),что вызывает увелич ние и у обучаемого скорости передач на ключ е.

Если обучаемый делает при передаче ошибки, то нарастание скорости замедляется, а при достижении частоты ошибок установленного уровни на табло засветится индикатор 12, предписьшающий обучаемому прекра- тить передачу на ключе, сосредоточиться, а затем (согласно инструкции) через определенный промежуток времени приступить к работе снова.

Характер ошибок отображается индикаторами 19 и 20 на табло в ходе тренировки. Если обучаемый при передаче в знаке вместо тире сформирует точку, то засветится индикатор 19 поэлементной ошибки (типа укорочения знака), а если сформирует тире вместо точки, то засветится индикатор 20 поэлементной ошибки (типа удлинения знака).

Устройство работает следующим образом.

При включении устанавливаются в исходное положение блок 5, счетчики 3 и 6. Путем нажатия кнопки (не схеме не показана) запускается генератор 1I (линейно изменяющегося напряжения) , а с формирователя I через электроакустический преобразователь 2 обучаемому начнут предъявляться телеграфные знаки. Одновременно эти знаки поступят в счетчик 3, где формируется код адреса для записи в блок 5. В блоке 5 логический О соответствует точке, логическая I - тире. Распознает элементы телеграфных знаков формирователь 4, импульс на выходе которого является разрешающим для записи логической 1 в блок 5.

Принимаемые телеграфные знаки обучаемый сразу передает на ключе блока 7. Формируемые обучаемьм знаки поступают в формирователь 8 и в счетчик 6. Счетчик 6 обеспечивает последовательное считьтание из блока 5, также последовательно записанные туд из формирователя 1 элементы знаков, т.е. считьшаются импульсы, соответствующие элементу тире , и поступают на сумматор 9 для выявления ошибок передачи. На другой вход сумматора 9 поступают импульсы, соответствующие элементу тире, из формирователя 8, сформированные обучаемым на ключе блока 7. Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7

0 принимаемые сигналы без ошибок, то на выходе сумматора 9 импульсов не будет.

Генератор 11 подключен к формирователю I и управляет изменением скоро5 сти передачи с него знаков, которая плавно нарастает. Скорость нарастания в начале работы задается предварительно путем выбора параметров генератора 1 1 .

0 Если обучаемый допустил ошибку, то на выходе сумматора 9 появится импульс, который поступает в интегратор (фильтр нижних частот) 10, на выходе которого появится постоянная

5 составляющая, пропорциональная частоте ошибок. Величина этой постоянной составляющей, воздействуя на вход генератора 11, изменяет его параметры, тем самым регулирует (уменьшает) ско0 рость нарастания передачи знаков с формирователя i . При лревьш1ении напряжения на выходе интегратора 10 заданного порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой) загорается индикатор 1 2 об окончании тренажа. В этом случае обучаемый прекращает передачу на ключе и через необходимый перерыв (по инструкции) вновь приступает к

40 обучению.

Одновременно осуществляется распи- знавание и индикация характера ошибок, Если обучаемый делает ошибку, то импульс с выхода сумматора 9 поступает

45 На одни входы элементов И 14 и 15. И если на другой вход элемента И 14 поступает логическая 1 с выхода блока 57, то она открьюает элемент И 14, затем переключается триггер 16

50 и засвечивается индикатор 19 (т.е. обучаемый вместо элемента тире в знаке кода Морзе сформировал точку ).

В случае появления логической I на другом входе элемента И 15 с фор55 мирователя 8, элемент И 15 открьшается, триггер 17 переключается и , засвечивается индикатор 20 (т.е. обучаемый вместо точки в знаке кода Морзе сформировал элемент тире).

35

Отображение ошибки прекращается появлением очередной ошибки. При этом на выходе формирователя 18 формируется короткий импульс по переднему фронту от поступающего на его вход импульса, устанавливают триггеры 16 и 17 в исходное состояние. Далее работа тренажеру повторяется.

печивает выделение элементов знака следующим образом.

тире

Сигнал, соответствутощин знаку кода

Формирователь 4(8) импульсов обес- ю ливается в исходное состояние задним

фронтом каждого передаваемого элемеи- та знака.

Использование изобретения повышает эффективность тренажа за счет Морзе, поступает в интегратор 21, на .15 распознавания характера ошибок У невыходе которого выделяется постоянная верно передаваемых знаков и отображения их в процессе работы обучаемому, что позволяет ему зрительно увидеть характер ошибок, учитывать то в 20

составляющая. Это напряжение управляет частотой генерирования генератора 22, которая пропорциональна скорости передачи знаков кода Морзе. Импульсы с генератора 22 поступают на один вход элемента 23, на другой вход которого поступают передаваемые импульсы кода Морзе. Выход элемента

ходе тренировки. Таким образом, учи- тьюание процессов саморегуляции обучаемого в его сенсомоторной деятельности позволяет устранить систематические ошибки и сократить время обуче23 соединен со счетчиком 24, где под- 25 ния.

286

считывается число импульсов, поступивших с генератора 22 за время, равное длительности элемента передаваемого знака кода Морзе. При переполнении счетчика 2Д на его выходе появится импульс переполнения, указьшающий на наличие в передавармом знаке кода Морзе тире. Счетчик 24 устанавИспользование изобретения повышает эффективность тренажа за счет распознавания характера ошибок У неверно передаваемых знаков и отображения их в процессе работы обучаемому, что позволяет ему зрительно увидеть характер ошибок, учитывать то в

ходе тренировки. Таким образом, учи- тьюание процессов саморегуляции обучаемого в его сенсомоторной деятельности позволяет устранить систематические ошибки и сократить время обуче

SU 1 494 028 A2

Авторы

Кудрявцев Виктор Борисович

Серобабин Анатолий Тихонович

Соколенко Анатолий Константинович

Чижов Александр Юрьевич

Даты

1989-07-15Публикация

1985-11-12Подача