о
со
Од 00
2. Тренажер по п.1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что блок управлени темпом тренировки содержит последовательно включенные третий генератор, первый триггер, третий счетчик дешифратор, первый формирователь одиночных импульсов, второй триггер, первый, элемент И, третий триггер, второй элемент И и четвертый триггер, последовательно соединенные второй формирователь одиночных импульсов, третий элемент И, пятый триггер, четвертый элемент И и шестой триггер последовательно включенные третий формирователь одиночных импульсов, пятый элемент И, седьмой триггер и первьй элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом пятого триггера, последовательно включенные шестой элемент И, восьмой тоиггер и второй элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом третьего триггера, третий элемент ИЛИ, первый, второй и третий входы которого соединены с первым, вторым И третьим выходами дешифратора соответственно, а выход - с вторым входом первого триггера, и последовательно включенные четвертый формирователь одиночных импульсов и чет6368
вертый элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом пятого триггера, а выход - с вторым входом второго триггера, второй выход которого подключен к второму входу третьего элемента И, вход четвертого формирователя одиночных импульсов является входом блока, а выход соединен с вторыми входами первого и второго элементов ИЛИ, входы второго итретьего формирователей одиночных импульсов подключены соответственно к второму и третьему выходам дешифратора, выход второго формирователя одиночных импульсов соединен с вторым входом первого элемента И, первые входы пятого и шестого элементов И подключены к вторым выходам пятого и третьего триггеров соответственно, вторые входы второго, четвертого, пятого и шестого элементов И соединены с выходом третьего формирователя одиночных импульсов, вторые выходы третьего и пятого триггеров и выходы четвертого, шестого и седьмого триггеров являются первым выходом блока, а четвертый выход дешифратора - вторьЕм выходом блока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиооператора | 1985 |
|
SU1249570A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1236536A2 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1169006A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1180957A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1111194A1 |
Устройство для контроля профессиональных навыков радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1320837A1 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1564679A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1986 |
|
SU1434481A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1251155A2 |
1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера за счет оптимального выбора начальной скорости работы.
На фиг,1 представ:1ена структура тренажера; на фиг.2 - схема блока управления; на фиг.З - схема формирователя импульсов.
Тренажер радиооператора содержит формирователь 1 кодов (автоматический датчик кода Морзе, например АДКМ-Ш), электроакустический преобразоиртель 2 (головные телефоны), счетчик (адреса записи), формирователь 4 (импульсов Тире), блок 5
памяти, счетчик 6 (адреса считывания), блок 7 ввода ответных действий оператора, формирователь 8 (импульсов Тире, сумматор 9 (по модулю два), интегратор 10, генератор 11 (линейноиэменяющегося напряжения), индикатор 12 (ошибок), блок 13 управления темпом тренировки, генератор 14 (перестраиваемый дискретно по первым входам и плавно, в поддиапазоне, по второму входу).
Блок 13 содержит генератор 15 (временных интервалов работы), соединенный с трип-ером 16, счетчик 17, дешифратор 18, формирователи 19-22 одиночных импульсов, элементы ИПИ 2326, элементы И 27-32, RS-триггеры 33-39.
Формиров-гтели 4 и 8 содержат последовательно соединенные интег-ратор
40, генератор 41, элемент И 42 и счетчик 43,
Тренажер работает следующим образом.
Обучаемый прослушивает поступающие 5 в электроакустический преобразователь 2 сигналы (знаки с формирователя 1 кодов) и с той же скоростью передает их на ключе блока 7. Скорость предъявления сигналов знаков плавно уве- 10 личивается, что, в свою очередь, вызывает увеличение у обучаемого скорости передачи на ключе. .
Если обучаемый делает при передаче ошибки, то нарастание скорости 15 замедляется, и при достижении частоты ошибок установленного уровня на табло засветится индикатор 12, предписывающий обучаемому прекратить передачу на ключе, сосредоточиться, 20 а затем согласно инструкции через определенный промежуток времени приступить к работе снова.
Кроме того, в начале каждой тренировки обеспечивается выбор опти- 25 мальной скорости предъявления знаков по одному из методов стратегии активного поиска -. методу дихотомии (способ половинчатого деления).
Суть метода заключается в после- 0 довательности шагов по поиску нужного значения на заданном интервале путем разбиения интервала в каждом шаге К-на,половинчатые отрезки и выбора половинчатого отрезка, содержащего истинное значение.
Выбор оптимальной скорости обеспечивается работой блока 13, который управляет дискретной перестройкой генератора 14.
На первом шаге генератор 14 настраивается на среднюю частоту диапазона, и в зависимости от правильности работы обучаемого на тренажере принимается решение блоком 13 о пе- ., рестройке генератора 14 во втором шаге на среднюю частоту половинчатого диапазона, лежащего либо выше средней частоты, либо ниже средней
частоты первого шага.50
Перестройка генератора 14 в третьем шаге на среднюю частоту подовинчатого диапазона осуществляется так же, как и во втором шаге, только относительно уже выбранной средней jj частоты второго шага.
При включении питания устанавливаются в исходное положение блок
5 памяти, блок 13,. счетчики 3 и 6.
Первый сигнал, сформированный на одном из первых вьЬсодов блока 13 управления, запускает генератор14, который генерирует частоту 0,5 f, где f - его максимальная частота работы, и управляет частото формирования телеграфных знаков в формирователе 1 кодов,
С формирователя .1 через электроакустический преобразователь 2 обучаемому начинают предъявляться Teheграфные знаки. Одновременно эти знаки поступают в счетчик 3, где формируется код адреса для записи в блок 5 памяти, В блоке 5 логический нуль соответствует Точке, логическая единица - Тире, Распознает элементы телеграфных знаков формирователь 4, импульс на выходе которого является разрешакщим для записи логической единицы в блок 5 памяти.
Принимаемые телеграфные знаки обучае1 и 1Й распознает и сразу же . передает на ключе блока 7,рмируetvibie обучаемым знаки поступают в формирователь 8 импульса Тире и в счетчик 6 адреса считывания. По управляющему коду, формируемому на выходах счетчика 6, из блока 5 памяти считываются последовательно записанные туда из формирователя I элементы знаков, т,е, считываются импульсы, соответствующие элементу Тире, и поступают на сумматор 9 (по модулю два), на другой вход которого поступают импульсы из фор.мирователя 8 (импульсов Тире), сформированные обучаемым на ключе блока 7; Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7 принимаемые сигналы без ошибок, то на выходе сумматора 9 импульсов не будет, если допускает ошибки, то на выходе сумматора 9 появляются импульсы, которые поступают в интегратор 10, на выходе которого появляется постоянная составляющая, пропорциональная частоте ошибок. При превышении напряжения на выходе интегратора 10 некоторого порогового значения, загорается индикатор 12, блок 13 выключает генератор 14, и формирователь 1 прекращает . предьявлять телеграфные знаки. Второй сигнал, сформированный на выходах блока 13, пе естраивает генератор 14 на частоту генерирования 0,75f, если обучаемый на первом шаг поиска оптимальной частоты в своей работе допустил ошибки, превышающие установленный порог,либо на чистоту 0,25f, если обучаемый не допустил ошибки. Аналогично третий сигнал, сформированный на. выходах блока 13 перестраивает генератор 14 на другу фиксированную частоту в зависимости от результатов работы обучаемого на втором шаге поиска, и если, напр мер на втором шаге частота генерато ра 14 была 0,75f, то в зависимости от наличия или отсутствия ошибок навтором шаге частота генератора 14 на третьем шаге будет либо 0,625 либо 0,875f соответственно. По окончанию выбора оптимальной начальной частоты работы сигналом со второго выхода блока 13 запускается генератор 11, который своим выходным напряжением плавно управляет частотой генератора 14, ее ростом, скорость-нарастания задаетс предварительно выбором параметров генератора 11, Если обучаемый в ход тренировки допускает ошибки, то напряжение на выходе интегратора 10 поступая на вход генератора 11, меняет его параметры и изменяет скорость нарастания напряжения на выходе генератора, 11 тем самым регулируется скорость передачи знаков с выхода формирователя 1, При пре-. вьшгении напряжения на выходе интегратора 0, в ходе тренировки некоторого порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой) загорается индикатор 12 Ошибка, В зтом случае обучаемый прекращает передачу на ключе и через необходимый перерыв вновь приступает к обучению. Блок 13 работает следующим образом. При включении питания запускаетс генератор 15, устанавливаются в исходное положение счетчик 17 и триггеры 16,33-39 (цепи установки на схеме не показаны), Первый импульс с выхода генератора 15 переключает триггер 16 в состояние, при котором на его выходе, соединенном со входом счетчика 17, появляется высокий потенциал и, соответственно, на выходе дешифратора 18 появляется высокий потенциал, который через элемент 23 устанавливает триггер 16 в исходное состояние и поступает в формирователь 20, Импульс с выхода формирбвателя 20 переводит триггер 33 в состояние, при котором на его выходе, являющемся выходом блока 13, появляется высокий потенциал. Этот потенциал запускает.генератор 14 с частотой 0,5f,.. Если на входе блока 13 появляется потенциал (ошибки в работе), достаточный для формирования импульса формирователя 19, этот импульс через элемент ИЛИ 24 переключает триггер 33 в положение, при котором высокий потенциал появляется на выходе, соединенном с элементом И 28, Генератор 14 выключается. Второй импульс с выхода генератора 15 переключает триггер 16 в состояние, при котором на его выходе, соединенном со входом счетчика 17, появляется высокий потенциал и уже на втором выходе дешифратора 18 появляется высокий потенциал, которь1й через элемент 23 устанавливает триггер 16 висходное состояние и поступает на вход формирователя 21, Импульс с выхода формирователя 21 поступает через открытый элемент 28 на вход триггера 35 и переводит его в состояние, при котором на его выходе, являющемся выходом блока 13, появляется высокий потенциал, который запускает генератор 14 с частотой 0,25f, Если в первом интервале работы (первый шаг поиска оптимальной частоты) ошибок в работе обучаемого не было, то триггер 33 остается в состоянии, при котором его выход с высоким потенциалом подключен к элементу И 27, и по приходу импульса с формирователя 21 триггер 34 переключается в состояние, при котором высокий потенциал появляется на выходе, являющемся выходом блока 13, и запускает генератор 14 с частотой 0,75f, а также устанавливает в исходное состояние через элемент ИЛИ 24 триггер 33, Третий импульс с выхода генератора 15 вызывает появление потенциала, на третьем выходе дешифратора 18, который, в свою очередь, устанавливает в исходное состояние триггер 16 и вызывает появление импульса на выходе формирователя 22, который через элемент 29 переключает триггер 36 из исходного состояния. Высокий потенциал на выходе триггера 36 переключает триггер 34 через элемент ИЛИ 25 и исходное состояние и запускает генератор 14 с частотой 0,875-f, при условии, что не было ошибок в работе в пер вом и втором интервалах (шагах).
Если во втором интервале ошибок в работе был триггер-34, импульсом с выхода формирователя 19 через элемент 25 этот триггер 34 переводится в исходное положение, при котором его высокий потенциал поступает на вход элемента 30, и по приходу импул са с формирователя 22 триггер 37 переключается в состояние, при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который запускает генератор 14 с частотой 0,625f.
Если в работе обучаемого ошибки были только на первом шаге, то с приходом импульса с формирователя 22 триггер 38 переключается в состояние при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который устанавливает в исходное состояние триггер 35 через элемент 26 и запускает генератор 14 с частотой 0,375f.
Если же ошибки были на первом и втором шагах, то триггер 35 (с появлением ошибок - импульса с формирователя 19 через элемент ИЛИ 26) переключается в исходное состояние, его высокий потенциал на выходе открывает элемент И 32 и с приходом импульса с формирователя 22 триггер 39 переключается и высокий потенциал на его выходе запускает генератор14 с частотой 0,125f.
Четвертый импульс с выхода генератора 15 переключает триггер 16 в состояние, в котором он находится до окончания тренажа, счетчик 17 фиксирует четвертый импульс; на четвертом выходе дешифратора 18, который является вторым выходом блока 13, .появляется высокий потенциал для запуска генератора II.
На одном из выходов блока 13 сохраняется высокий потенциал, который обеспечивает работу генератора 14 с выбранной оптимальной начальной частотой.
Формирователи 4 и 8 работают следующим образом.
Сигнал, соответствующий знаку код Морзе, поступает в интегратор 40, на выходе которого выделяется постоянная составляющая. Это напряжение управляет частотой генерирования импульсов генератора 41, которая таким образом оказывается пропорциональной скорости передачи знаков кода Морзе, Импульсы с генератора 41 поступают на первый вход элемента И 42, на второй вход которого поступают импульсы соответствующие элементам знаков код Морзе, Выход элемента И 42 соединенсо счетчиком 43, где подсчитывается число импульсов, поступивших с генератора 41 за время, р.авное длительности текущего элемента знака кода Морзе, При переполнении счетчика 43 на его выходе появляется и myльc переполнения, указывающий на наличие в знаке кода Морзе тире. Счетчик 43 устанавливается в исходное состояние задним фронтом каждого элемента кода Морзе.
Использование изобретения позволяет повысить эффективность обучения за счет реализации выбора начальной скорости работы по одному из методов стратегии активного поиска - метода дихотомии (способ половинчатого, деления), позвол ившего за три шага поиска получить оптимальную начальную скорость предъявления знаков, учитывающую индивидуально-личностные свойства испытуемого на момент проведения тренировки, уменьшить время на подготовительные операции в тренаже и тем самым сократить сроки обучения радиооператора.
Фиг. г
Адаптивное устройство для обучения радиотелеграфистов | 1975 |
|
SU612276A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторское свидетельство СССР № 974904, кл, G 09 В 19/26, 1980. |
Авторы
Даты
1985-08-30—Публикация
1984-03-14—Подача