« 1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе и является усовершенствованием тренажера по авт.св. № 1176368.
Цель изобретения - увеличе ние дидактических возможностей тренажера за счет оптимального выбора скорости тренировки.
На фиг.1 представлена структура тренажера на фиг. 2 - схема блока управления темпом тренировки.
Тренажер радиооператора содержит формирователь 1 кодов (автоматический датчик кода Морзе, например ), электроакустический пре- , образователь 2 (головные те,лефоны). счетчик 3 адреса записи, формирователь 4 импульсов тире блок 5 памяти, счетчик 6 адреса считывания, блок 7 ввода ответных действий оператора, формирователь 8 импульсов тире, сумматор 9 по модулю два, интегратор 10, генератор 11 линейно изменяющегося напряжения, блок 12 управления темпом тренировки, генератор 13, перестраиваемый дискретно по первым входам и плавно в поддиапазоне по второму входу, и индикатор 14 ошибок.
Блок 12 управления темпом тренировки содержит формирователь 15 одиночного импульса, элемент 16 коммутации элемент ИЛИ 17, триггер IS, генератор 19 временных интервалов работы, триггер 20, счетчик 21, деошфратор 22, формирователи 23-25 одиночных импульсов, элементы ИЛИ 26-29, элементы И 30-35 и триггеры
36-42. 1
Тренажер работает следующим образом.
Обучаемый прослушивает поступающие в электроакустический преобразователь 2 сигналы (знаки) с формирователя 1 кодов и с той же скоростью передает их на ключе. Скорость предъявления сигналов в поддиапазоне плавно увеличивается5 что, в свою очередь, вызывает увеличение у обучаемого скорости передачи на К1Еоче.
В начале каждой тренировки обеспечивается выбор оптимального поддиапазона предъявления знаков по методу стратегии активного поиска 2495702
методу дихотомии работой блока 12 управления, который управляет дис- кретнор перестройкой генератора 13. Па первом шаге генератор 13 настраи5 вается на среднюю частоту диапазона, ив зависимости от правильности работы обучаемого на тренажере принимается решение блоком 12 управления о перестройке задающего
10 генератора 13, во втором шаге - на среднюю частоту половинчатого диапазона, лежащего средней частоты первого шага. Перестройка задающего генератора 13 в третьем шаге на
15 среднюю частоту половинчатого диапазона такая же, как и во втором шаге, только относительно уже выбранной средней частоты второго шага, I
20 В ходе тренировки, если обучаемый устанавливает, что скорость работы для него не оптимальна, он на- яа-мает кнопку 16 Оптимальный ре- швд. По этому сигналу блок 12 уп25 равления темпом тренировки начина- е опять выбор оптимального поддиапазона работы. Если у обучаемого в ходе тренажа частота ошибок превышает допустимый уровень, то предъjrj явление знаков прекращается, а блок 12 приступает снова к выбору .оптимального поддиапазона работы.
При включении питания устанавливаются в исходное положение блок 5 памяти, блок 12 управления, счетчи ки 3 и 6, ив рабочее положение - триггер 18, Первый сигнал, сформированный на одном из первых выходов блока 12 управления, запускает генератор 13, который генерирует частоту 0,5 f, где f - его максимальная частота работы, и управляет частотой формирования-, телеграфных знаков в формирователе 1 кодов.
40
С формирователя Г через электроакустический преобразователь 2 обучаемому начинают предъявляться телеграфные знаки. Одновременно эти знаки поступают в счетчик 3, где
50 формирз ется код адреса для записи в блок 5 памяти, В блоке 5 логический нуль соответствует точке, логическая единица - тире. Распознает элементы телеграфных знаков фор55 мирователь 4, импульс на выходе которого является разрешающим для записи логической единицы в блок 5 памяти.
3 ,.
Принимаемые телеграфные знаки обучаемьй распознает и сразу же передает, на ключе блока 7. Формируемые обучаемым знаки поступают в формирователь 8 импульса тире и счетчик 6 адреса считывания. По управляющему коду, формируемому на вькодах счетчика 6, из блока 5 памяти считываются последовательно записанные туда из формирователя 1 элементы знаков, т.е. считываются импульсы, соответствующие элементу тире, и поступают на сумматор 9 по модулю два, на другой вход которого поступают импульсы из фор- мирователя 8 импульсов тире, сфомированные обучаемым из ключа бло- ка 7. Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7 принимаемые сигна лы без ошибок, то на выходе сумма- тора 9 импульсов не будет, если допускает ошибки, то на выходе сумматора 9 по модулю два появляются импульсы,- которые поступают в интегратор 10, на выходе которого появляется постоянная составляющая пропорциональная частоте ошибок.
При превышении напряжения на выходе интегратора 10 некоторого порогового значения загорается инди- катор 14, и на выходе формирователя 15 появляется импульс, которьй через элемент ИЛИ 17 поступает в блок .12 управления темпом тренировки, неся информацию об ошибках в работе обучаемого. Второй сигнал, сформированный на первых выходах блока 12 управления, перестраивает задающий генератор 13 на частоту .генерирования 0,75 f, если обучаемы на первом шаге поиска оптимальной частоты в своей работе не допустил ошибки, превьш1ающие установленньй порог, либо на частоту 0,25 f, если обучаемый допустил ошибки. .
Аналогично третий сигнал, сформированный на первых выходах блока
12управления, перестраивает задающий генератор 13 на другую фиксированную частоту в зависимости от ре- зультатов обучаемого на втором шаге поиска и если, например, на втором шаге частота задающего генератора
130,75 f, то в зависимости от наличия или отсутствия ошибок на вто- ром шаге частота генератора 13 на третьем шаге будет либо 0,625 f
либо 0,875 f соответственно.
70
По окончании выбора оптимальной начальной частоты работы сигналом второго выхода блока 12 управления запускается генератор 11, который своим выходным напряжением плавно управляет частотой задающего генератора 13, ее ростом, скорость нарастания задается предварительно выбором параметров генератора 11. Если обучаемьш в ходе тренировки допускает ошибки, то напряжение на выходе интегратора 10, поступая на вход генератора 11, меняет его параметры и изменяет скорость нарас тания напряжения на выходе генератора 11, тем самым регулируя скорость передачи знаков с выхода формирователя 1 кодов.
В случае, если обучаемый в ходе тренировки установит, что скоробть работы для него не оптимальна,, он нажимает кнопку Оптимальный элемента 16 коммутации. Импуль с с выхода кнопки .через элемент ИЛИ 1 7 устанавливает блок 12 управления темпом тренировки в исходное состояние и переводит триггер 18 в состояние, при котором сигнал с его выхода запускает блок 12 управления для поиска оптимальной частоты. По окончании поиска оптимальной частот сигнал с второго выхода блока 12 управления устанавливает триггер 18 в исходное состояние.
Если в ходе тренировки у обучаемого частота появления ошибок стала недопустимо большой, и напрялсение на выходе интегратора превышает установленный порог, то на выходе формирователя 15 импульса появляется ,( импульс, которьш через элемент ИЛИ 1 устанавливает-в исходное состояние блок 12 управления темпом тренировки и перек.11ючает триггер 18, сигнал с выхода которого вк.шочает генератор 19 временных интервалов, и начинается поиск оптимальной частоты. Далее работа тренажера повторяется.
Блок 12 управления темпом тренировки работает следующг м образом.
При включении питания запускается генератор 19 временных интервалов, устанавливаются в исходное положение счетчик 21 и триггеры 20 и 36-42. Первый импульс с выхода генератора 1 9 переключает триггер 20, на его выходе, соединенном с входом счетчика 21, появляется высокий потенциал, и соответственно на первом выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал, который через элемент ЕПИ 26 устанавливает триггер 20 в исходное состояние и поступает в формирователь 23. Импульс с выхода формирователя 23 переводит триггер 36 в состояние, при .котором на его выходе, являющемся выходом блока, появляется высокго: потенциал. Этот потенциал запускает задающий генератор 13 с .частотой 0,5 f.
Если на первом входе блока 12 управления появляется импульс (ошибка в работе), то он через элемент ИЛИ 27 переключает триггер 36 в по- ложение при котором высокий потенциал появляется на выходе, соединенном с элементом И 31. Задающий гене- ратор 19 выключается.
Второй импульс с выходг генератора 19 временньк интервалов опять переключает триггер 29 в состояние, при котором на его выходе, соеди-° ненном с входом счетчика 21, появляется высокий потенциал и на втором выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал, который через элемент ИЛИ 26 устанавливает триггер 20 в исходное состояние и поступает на вход формирователя 24 одиночного импульса. Импульс с выхода последнего поступает черезоткрытый элемент И 31 -на вход, триггера 38 и переводит его в состояние при котором на его выходе, яватающемся выходом блока, появляется высокий потенциал, который запускает задающий генератор 13 с частотой 0,25 f.
Если в первом интервале работы. (первьш шаг поиска оптимальной частоты) ошибок в работе обучаемого не было, то триггер 36 остается в состоянии, при котором его выход с высоким потенциалом подключен к элементу И 30, и по приходу Iiмпyльca с формирователя 24 триггер 37 переключается в состояние, при котором высокий потенциал появляется на выходе, являющемся выходом блока, и запускает задающий генератор 13 с частотой 0,75 f, а также устанавливает в исходное состояние через элемент ИЛИ 27 триггер 36.
Третий импульс с выхода генератора 19 вызывает появление потенциала на третьем выходе дешифратора 22, который, в свою очередь, устанавливает в исходное состояние триггер 20 и вызывает появление импульса на .выходе формирователя 25, который через элемент И 32 переключает триггер 39. Высокий потенциал ; на выходе триггера 39 переключает триггер 37 через элемент ИЛИ 28 в исходное состояние и запускает дающий генератор 13 с частотой 0,875 f при условии, что не было ошибок в работе на первом и втором интерв41ле (шаге).
Если на ртором интервале ошибки
5 н работе бьши, то триггер 37 импульсом, поступившим на вход блока, через элемент ИЛИ 28 переходит в исходное положение, при котором его высокий потенциал поступает на вход
2Q элемента И 33. 1-1мпульсом с формирователя 25 переключается также триггер 40 в состояние, при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который запускает задаю25 щий генератор 13 с частотой 0,625 f.
Если в работе обучаемого ошибки были только на первом шаге, то с приходом импульса с формирователя 25 переключается триггер 41 в состоя2Q ние, при котором на его выходе появляется высокий потенциал, который устанавливает . в исходное состояние триггер ,38 через элемент 29 и запускает задаюпщй ге- нератор с частотой.О,375 f.
35
40
45
50
55
Если же ошибки были на первом и втором шаге, то триггер 38 с появлением ошибок - импульса, поступившего на вход блока через элемент РШИ 29, переключается в исходное состояние, его высокий потенциал на выходе открывает элемент И 25, с приходом импульса с формирователя
.25 триггер 42 переключается, и высокий потенциал на его выходе запускает задающий генератор 13 с частотой 0,125 f.
Четвертый импульс с выхода генератора 19 переключает триггер 20 в состояние, в котором он будет находиться до окончания тренажа, счет чик 21 фиксирует четвертый импульс, на. четвертом выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал для запуска генератора 11.
На одном из выходов блока 12 управления сохраняется высокий потенциал, который обеспечивает работу
Если же ошибки были на первом и втором шаге, то триггер 38 с появлением ошибок - импульса, поступившего на вход блока через элемент РШИ 29, переключается в исходное состояние, его высокий потенциал на выходе открывает элемент И 25, с приходом импульса с формирователя
.25 триггер 42 переключается, и высокий потенциал на его выходе запускает задающий генератор 13 с частотой 0,125 f.
Четвертый импульс с выхода генератора 19 переключает триггер 20 в состояние, в котором он будет находиться до окончания тренажа, счет чик 21 фиксирует четвертый импульс, на. четвертом выходе дешифратора 22 появляется высокий потенциал для запуска генератора 11.
На одном из выходов блока 12 управления сохраняется высокий потенциал, который обеспечивает работу
генератора с выбранной оптимальной начальной частотой.
Формула изобретения
Тренажер радиооператора по авт.св. № 1176368, о т л и ч а rani и и с я тем, что, с целью увеличения его дидактических возможнос- т.ей, в блок управления темпом тренировки введены девятьй триггер и
последовательно соединенные элемент коммутации и пятьй элемент 1ШП,второй вход которого соединен с выходом четвертого формирователя одиночных импульсов, а выход подключен к вторым входам, первого и второго элементов ИЛИ, первому входу четвертого элемента 1-ШИ и первому
входу девятого триггера, выход которого соединен с входом третьего генератора, а второй вход соединен с. четвертым выходом дешифратора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиооператора | 1984 |
|
SU1176368A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1236536A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1111194A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1494028A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1987 |
|
SU1456987A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1430979A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Обучающее устройство | 1986 |
|
SU1328836A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием изобретения по авт.св. № 1176368 и может быть использовано при обучении радистов приему на слух и передаче на ключе. Цель изобретения - увеличение дидактических возможностей за счет оптимального выбора скорости работы. Тренажер содержит блок ввода ответных действий, два счетчика, блок памяти, формирователь кодов, электроакустический преобразователь, два,формирователя импуль- cd, сумматор, интегратор, блок управления темпом тренировки, задающий дискретно-перестраиваемый генератор. Введение в блок управления темпом тренировки триггера, элемента коммутации и элемента ИЛИ позволяет оптимизировать скорость тренировки в течение всего процесса обучения. 2 ил. с 5S 4 QD Сд -4
фиг. г
Редактор Н. Яцола
Составитель О. Болдырев
Техред М.Ходанич Корректор М- Шароши
Заказ 4330/52 Тираж 455Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113935, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое,предприятие,.г. Ужгород, ул. Проектная,4,
Авторское свидетельство СССР № 974904, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиооператора | 1984 |
|
SU1176368A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-08-07—Публикация
1985-01-23—Подача