315024
между рабочигп положе}1ипми иклю- ченпя лысшего и низшего диапазонов силовым ЦШ1ИНДРОМ 38 двойного действия, и рычаг ручного управления. г Ползун 36 включения ступеней в основной коробке передач, перемещаемый только на низшем диапазоне дополнительной коробки передач, снабжен упором 43, взаимодействующим с ю ползуном 37 переключения диапазонов
124
дополнительной коробки передач, перемещающим его в положение включения низшего диапазона при перемещении первого указанного ползуна из нейтрального положения и свободным в нейтральном положении первого указанного ползуна от взаимодействия с вторым указанным ползуном,во всех положениях последнего. 1 з.Пп ф-лы, 8 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
Планетарная коробка передач | 1986 |
|
SU1442756A1 |
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ДВУХДИАПАЗОННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2424927C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1342757A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2094678C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1997 |
|
RU2183295C2 |
Коробка передач | 1987 |
|
SU1516673A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2017034C1 |
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в устройствах управления трансмиссиями транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения возможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач. Устройство содержит ползуны 34-36 включения ступеней в основной коробке передач, в том числе по меньшей мере один ползун 36, перемещаемый в рабочее положение только на нижнем диапазоне дополнительной коробки передач, ползун 37 переключения диапазонов дополнительной коробки передач, перемещаемый между рабочими положениями включения высшего и низшего диапазонов силовым цилиндром 38 двойного действия, и рычаг ручного управления. Ползун 36 включения ступеней в основной коробке передач, перемещаемый только на низшем диапазоне дополнительной коробки передач, снабжен упором 43, взаимодействующим с ползуном 37 переключения диапазонов дополнительной коробки передач, перемещающим его в положение включения низшего диапазона при перемещении первого указанного ползуна из нейтрального положения и свободным в нейтральном положении первого указанного ползуна от взаимодействия со вторым указанным ползуном во всех положениях последнего. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в устройствах управления транс- миссия№1 транспортных средств,преимущественно грузовых автомобилей.
Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения возможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач.
На фиг.1 показана кинематическая схема основной ступенчатой реверсивной коробки передачи и дополнительной двухдиапазонной коробки передачj на фиг,2 - основная ступенчатая реверсивная коробка передачи и дополнительная двухдиапазонная коробка передач с устройством управления,разрез; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2 (нейтральное положение основной коробки передачи на низшем диапазоне дополнительной коробки передач); на фиг,4 - то же, на высшем диапазоне дополнительной коробки передач; на фиг.5 - то же, в положении принудительного включения низшего диапазона дополнительной коробки передач; на фиг.6 - то же, в положении принудительного включения нейтрали в дополнительной коробке передач; на фиг.7 - то же, другой вариант; на фиг.8 - схема положений головки рычага управления переключения передач.
Основная ступенчатая реверсип - ная коробка 1 передач и дополнительная двухдиапазонная коробка 2 передач имеют общий Картер 3, с которым соединен дополнительный картер А (фиг.2). В картерах установлены вращающиеся ведущий вал 5, про межуточтп.1й вал 6 основной коробки передач, ведомый вал 7 основной коробки передач, являющийся ведущим
валом дополнительной коробки передач, и расположенньй соосно с валом 5, и ведомый вал 8 дополнительной коробки передач, расположенный соос0 но с валом 7. Валы 5 и 6 связаны шестернями 9 и 10 постоянного зацепления. На промежуточном валу 6 закреплены шестерни 11-14,
На ведомом валу 7 установлены шес25 терни 15-19. Шестерни 15-18 находятся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями 11-14 вала 6. Шестерня 19 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 20, которая, в
30 свою очередь, находится в зацеплений с шестерней 14 вала 6. На валу 7 ус- . тановлены переключаювще муфты 21-г23, предназначенные для соединения с валом 7 вала 5 и шестерен 15-19,- На
35 конце вала 7 закреплена солнечная ведущая шестерня 24 дополнительной двухдиапазонной коробки 2 передач. С шестерней 24 находятся в зацеплении сателлиты 25, установленные на води- 40 ле 26, которое жестко Соединено с
ведомым валом 8, С сателлитами 25 находится в зацеплении коронная шестерня 27. Дополнительная коробка 2 передач снабжена переключаклцей муф45 той 28, предназначенной для соединения коронной шестерни 27 с валом 8 или проставкой 29, которая жестко соединена с картерами 3 и 4, С пе- реключакидими муфтами 21, 22, 23 и 28 связаны вилки 30-33.
Устройство управления основной реверсивной коробкой передач и полнительной двухдиапазонной коробкой передач содержит ползуны 34-36
-с включения ступеней в основной коробке 1 передач, связанные с вилками 30-32,и ползун 37 переключения диа- пазо1гов в дополнительной коробке 2 передач, связанный с вилкой 33 сило50
51
вой цилиндр 38 двойхого действия, имеющш поршень 39, соединеиньй с ползуном 37 и приводимый давлением рабочей среды, подаваемой через уп- равляю1дий клапан АО, и управляющий элемент 41, переме1цаем1 1й вдоль оси 42, пpoxoдяг eй поперек ползунов ЗА- 36 (перпендикулярно плоскости чертежа) и поворачиваемый вокруг оси 42 управляющим рьгчагом (не показан) . Ползуны 34-36 установлены рядом один с другим. Ползун 36, производящий включение низшей ступени переднего хода и ступени заднего хода, снабжен упором 43, взаимодействуюи;им с ползуном 37. В варианте, показанном на фиг.3-6, ползуны 36 и 37 расположены соосно. В другом варианте (фиг.7) между упором 43 ползуна 36 и ползуном 37 установлен механизм односторонней передачи усилий и перемещений, выполненньп в виде коромысла 44, поворачивающегося на оси 45.
Устройство работает следуюиц м образом.
Для выбора и включения передач водитель транспортного средства перемещает головку управляющего рычага по схеме, показанной на фиг.8. В исходном положении в дополнительной коробке 2 передач включен низщий диапазон. При поперечном перемещении головки управляющего рьмага (фиг.8) происходит перемещение управляющего элемента 41 поперек ползунов 34-36 и выбор ступени, а также переключение клапана 40. При продольном перемещении головки управляющего рычага происходит продольное перемещение ползунов 34-36 управляющим элементом 41 из нейтрального в рабочие положения и включение выбранных ступеней При установке головки управляющего рычага в положения 1-4 (фиг.8) происходит включение четьфех основных низших передач, получаюиу хся в результате сочетания четырех ступеней )сновной коробки 1 передач и низшего диапазона дополнительной коробки 2 передач. При поперечном перемещении головки управляющего рычага из поожения низших передач и в положение высших передач (фиг.8) сначала в результате срабатьшания клапана 40 и перемещения ползуна 37 поршнем 39 силового цилиндра 38 происходит перемещение ryфты 28 дополнительной
024126
коробки 2 передач и переключение с низшего на высший диапазон, а затем л результате перемещения ползунов 34 и 35 - включение четырех высших передач, получаюпи1хся в результате сочетания четырех ступеней основ1гой коробки 1 передач и высшего диапазона дополнительной коробки 2 передач.
(О Для включения заднего хода К и дополнительной низшей передачи переднего хода С водитель перемещает головку управляющего рьпага в соответствующие положения (фиг.8). При этом
15 он воздействует на ползун 36, перемещаемый из eйтpaльнo o в рабочие- положения только на низшем диапазоне коробки 2 передач, и происходит включение указанных передач, полу20 чаюпи1хся в результате сочетания соответствующих ступеней основной когг робки передач и низшего диапазона дополнительной коробки передач. При нормальной работе силового цилинд25 ра 38 ползун 37 свободен от взаимодействия с упором 43 ползуна 36.
В случае выхода из строя -силового цилиндра 38 дополнительная коробка передач может оказаться в положе3Q НИИ включения высшего диапазона, на котором невозможно трогание транспортного средства с места. Для принудительного включения низшего диапазона в дополнительной коробке 2 передач водитель перемещает головку управляющего рычага в положение С для варианта устройства, показанного на фиг.3-6, или в положение R для варианта устройства, показанного на фиг.7. При этом упор 43 ползуна 36 непосредственно или через коромысло 44 перемещает ползун 36 в положение включения низшего диапазона. После этого водитель возвращает головку управляющего рычага в нейтральное
35
40
45
50
55
положение, а ползун 37 остается в по- ложе1гии включения низшего диапазона, и появляется возможность движения транспортного средства с использованием низших передач.
В ряде случаев, например при буксировке поврежденного транспортного средства, целесообразно включать нейтраль в дополнительной коробке 2 передач. Для этого водитель должен отключить силовой цилиндр 38. Затем он перемещает головку управляющего рычага в положение N (фиг.8). При этом упор 43 рычага 36 перемешает
ползун 37 в положение нейтрали, показанное на фиг,6. Аналогично может быть включена нейтраль D варианте устройства (фиг.7) путем пере- мещения головки управляющего рычага в положение, не доходящее до положения R.
После устранения дефекта нет необходимости производить дополнитель- ные операции для восстановления нормальной работы устройства управления.
Формула изобретен и я
и высшего диапазонов в дополиитель-- ной коробке передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения возможности принудительного ручного включения низшего диапазона в дополнительной коробке передач, устройство снабжено установленным «между ползуном включения ступени заднего хода в основной коробке передач и ползуном включения низшего и высшего диапазонов в дополнительной коробке передач передаточным механизмом одностороннего действия, включающим в себя выполненный на первом указанном ползуне упор и выполненный на втором указанном ползуне элемент, установленный с возможностью взаимодействия с упором при перемещении первого указанного ползуна из нейтрального в рабочее положение.
)9 25 .гз,п
Фие.1
го
ЬО
QO
12 /-/ .
V///////////.
у///////////.
36
у///////////.
Б:
/
35 3
V///////////.
36
Фие.6
i
4) (ff Св.
.8
Устройство для управления коробкой передач и делителем транспортного средства | 1973 |
|
SU727485A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1989-08-23—Публикация
1985-12-13—Подача