(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения | 1985 |
|
SU1262559A1 |
Устройство для обучения операторов систем управления | 1985 |
|
SU1254526A2 |
Устройство для обучения операторов систем управления электроприводом постоянного тока | 1987 |
|
SU1441443A1 |
Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры | 1977 |
|
SU643955A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1988 |
|
SU1524084A1 |
Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры | 1984 |
|
SU1164766A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU955170A1 |
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1983 |
|
SU1121694A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1585818A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в устройствах для обучения и тренировки оператдров навыкам по ремонту радиоэлектронной аппаратуры.
Известны устройства для обучения операторов, содержащие тренажеры, блоки управления, оценки, сравнения (1) и (2J.
Однако этиустройства не обеспечивают возможности отработки навыков операторов по отысканию и устранению неисправностей в аппаратуре модульной конструкции и не осуществляют оценки знаний операторов.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является уст|ройство, содержащее пульт преподавателя, блок оценки, блок задания времени, блок задания программы, регистр контроля, элементы И, ИЛИ, задержки 3.
В известном устройстве обеспечивается Контроль и оценка знаний оператора по замене группы предполагаемых неисправных модулей, соответствующих функциональным признакам неисправности, заданной преподавателем.
Однако в этих устройствах не учитывается последовательность замены модулей, входящих в группу. Как известно, оптимальная последовательность замены модулей, соответствующих функциональному признаку неисправности, позволяет существенно сократить время отыскания неисправного модуля, а выд)аботка соответствующих навыков у оператора обеспечивает сокращение времени восстановления аппаратуры. Однако, в известном устройстве не обеспечивается воз10 можиость контроля навыков оператора по определению оптимальной последовательности замены модулей при поиске неисправносте,й, что снижает качество и точность обучения.
Цель изобретения - повыщение точности
обучения.
Цель до тигается тем, что устройство, содержащее пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки и пультом оператора, поДключеннь1м к блоку задаиия программы, элементы И, ИЛИ и задержки, содержит кольцевые сдвигающие регистры и дешифратор, причем блок задания программы непосредственно и через последовательно включенные кольцевые сдвигающие регистры, дешифратор и элементы И соединен с блоком, оценки, пульт оператора непосредственно подключен к элементам И и через последовательно включенные элементы ИЛИ и задержки соединен с блоком оценки и кольцевыми сдвигающими регистрами.
На чертеже изображена схема устройства.
Пульт I преподавателя соединен с пультом 2 бператора, состоящим из сменных модулей 3, каждый из которых имеет вы ход 4 кодирования неисправности и выход 5 сигнала ответного действия оператора. Выходы 4 кодирования неисправностей подключены к входам блока 6 задания программы. Группы кодовых выходов блока 6 задания программы соединены с информационными входами одноименных разрядов 7, 8 и 9 кольцевых сдвигающих регистров 10. Кроме того, одна группа выходов блока 6 задания программы соединена с блоком 11 оценки, выход которого подключен к пульту I преподавателя. Выходы регистров 10 соединены с дешифратором 12, выходы которого подключены ко вторым входам элементов И 13. Выходы 5 сигналов ответов пульта 2 оператора соединены соответственно с первыми входами элементов И 13 и связаны через последовательно включенные элементы ИЛИ14 и задержки 15 со сдвигающими входами регистров 10.
Устройство для обучения операторов систем управления работает следущим образом.
Перед началом работы преподаватель вводит в состав пульта 2 оператора неисправный модуль. Затем, по сигналу с пульта I преподавателя с выхода 4 , неисправного модуля выдается сигнал кодирования неисправности на соответствующий вход блока 6 задания программы. При возбуждении указанного входа блок б задания программы формирует параллельные коды признаков (например номеров) модулей, которые охватываются функциональным признаком неисправного модуля и которые должны быть заменены оператором в процессе поиска неисправности. Эти коды через группы выходов блока 6 поступают на входы одноименных разрядов 7, 8 и 9 кольцевых сдвигающих регистров 10. Каждая совокупность одноименных разрядов регистров 10 образует регистр, который хранит кол. одного модуля, а размещение кодов модулей в разрядах 7, 8 и 9 соответствует оптимальной последовательности их замены при поиске неисправности. При этом, в последних разрядах 9 размещается код модуля, который должен заменяться первым, а в первых разрядах 7 - код модуля, который должен заменяться последним. С выходов последних разрядов 9 код модуля, За меняемого первым, поступает на дещифратор 12. При этом на соответствующем выходе дешифратора 12 формируется сигнал, поступающий на один из входов соответствующего элемента И 13. Одновременно блок 6 выдает в блок 11 от1енки код числа, соответствующего оптимальному чисЛу модулей, подлежащих замене при определении неис правного модуля.
S в процессе выполнения задания оператор на пульте 2 обнаруживает функциональные признаки неисправности, введенной преподавателем, определяет совокупность модулей, подлежащих замене, и оптимальную очередность их замены. При замене первого
из модулей 3 формируется соответствующий сигнал на выходе 5 ответных действий пульта 2 оператора. Этот сигнал поступает на вход соответствующего элемента И 13. В случае, если оператор верно определил последовательность замены модулей и замененный им первый модуль соответствует модулю, заменяемому первым при оптимальном поиске неисправности, то на входах элемента И 13 совпадают сигналы с выхода дешифратора 12 и с выхода 5 пульта 2 оператора. При этом указанный элемент И 13 открывается и выдает сиг,нал совпадения в блок 11 оценки. В случае, если замененный модуль не соответствует модулю, заменяемому первым, совпадения сигналов на соj ответствукэщем элементе И 13 не происходит, и в блок I1 оценки сигнал совпадения не поступает. Одновременно, сигнал с выхода 5 пульта 2 оператора через элемент ИЛИ 14 и элемент 15 задержки поступает в блок II оценки, в котором производится подсчет
O числа замененных оператором модулей, и на сдвигающие входы регистров 10. При этом коды модулей, записанных в одноименных разрядах регистров 10, сдвигаются в последующие разряды, например, из разрядов 7 в разряды 8 и т. д., причем из последних разрядов 9 - в первые разряды 7 что обеспечивает сохранение программы поиска неисправности. После первого сдвига, соответствующего первой замене, в разрядах 9 находится код модуля, который должен заменяться вторым. Этот код также дешифрируотся в дешифраторе 12 и подготавлив1ает к открыванию соответствующий элемент И 13. При замене оператором очередного модуля процесс, описанный выше, повторяется. В процессе поиска кеисправ ности в блок I1 оценки поступают сигналы числа замененных оператором модулей с выхода элемента 15 задержки, сигналы совпадений очередности замены модулей с выходов элементов И 13 и код оптимального
O числа заменяемых модулей с группы выходов блока 6 задания программы. Указанные сигналы анализируются в блоке II оценки по установленным критериям, и соответствующая оценка выдается в пульт 1 преподавателя.
Введение в устройство для обучения оператора систем управления кольцевых сдвигающих регистров и дешифратора дает предлагаемому устройству по сравнению с известными ранее, те преимущества, что позволяет отрабатывать навыки оператора по определению оптимальной последовательности поиска неисправных модулей, что, в свою очередь, способствует сокращению времени отыскания неисправностей и сокращению времени восстановления аппаратуры. Наличие непрерывного автоматического контроля за действиями оператора и сравнение предложенной оператором последовательности с требуемой оптимальной позволяет оператору оценивать на каждом шаге правильность своего рещения поставленной задачи поиска неисправности, корректировать это рещение в зависимости от результата, т. е. отрабатывать и закреплять навыки поиска неисправностей, что повышает качество и точность его обучения.
Формула изобретения
Устройство для обучения операторов систем управления, содержащее пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки и пультом оператора, подключенным к блоку задания программы, элементы И, ИЛИ и задержки, отличающееся тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержит кольцевые сдвигающие регистры и дешифратор, причем блок задания программы непосредственно и через последовательно включенные кольцевые сдвнгак)щие регистры, дешифратор и элементы И соединен с блоком оценки, пульт оператора непосредственно подключен к элементам И и через послед6вательн6 включённые элементы ИЛИ и задержки соединенс блоком оценки и кольцевыми сдвигающими регистрами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Авторское свидетельство СССР № 408366, кл. G 09 В 19/00, 1973.
(прототип).
744713
Авторы
Даты
1980-06-30—Публикация
1978-04-24—Подача