Изобретение относится К области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для тренировки операторов, и может быть использовано в различных отраслях промышленности при обучении операторов отысканию неисправностей аппаратуры.
Известно устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащее тренажер, выполненный в виде модулей, датчики неисправностей и наличия модулей, блок памяти, счетчики, блок управления, блок оценки, пульт тренера и времязадающий блок .). Известное устройство позволяет отрабатывать навыки оператора по отысканию неисправных модулей. При этом оператор заменяет в процессе поиска предполагаемые неисправнь1е модули на заведомо исправные.
Однако В известном устройстве оценка навыков оператора по поиску неисправностей производится по числу замененных им В процессе поиска фактически исправных и неисправных модулей без учета того, охватываются указанные модули функциональными признаков неисправности или нет, при
этом оценка знании оператора снижается при замене исправных модулей на исправные. Указанный критерий оценки в известН01Й устройстве не учитывает конструктивное решение функциональных узлов аппаратуры
как в одном, так и в нескольких модулях, и вследствие этого не учитывает возможность охвата совокупности исправных и неисправных модулей одним, функциональным признаком неиспр-авности. Это препятствует усвоению оператором взаимосвязимежду функциональными узлами аппаратуры и их конструктивным исполнением, затрудняет поиск неисправностей и снижает эффективность обучения оператора. Кроме того, известное устройство достаточно сложно из-за содержащихся в нем динамичесгких элементов-счетчиков, блока управления счетчиками.
Наиболее близким техническим решением кпредлагаемому изобретению является устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащее пульт преподавателя, соединенный с блоком оценки, блоком задания -времени и пультом оператора, и блок задания программы 2.
Однако данное устройство имеет ограничёнйуюТбчность контроля деятельности оператора, что снижает эффективность его использования.
Цель изобретения - повышение точности обучения.
Указанная цель достигается тем, что устройство содержит регистр контроля, элементь1 И, ИЛИ и задержки, причем выходы регистра контроля подключены непосредственно к блоку оценки, через первые элементы задержки - к первым входам первых элементов И и через вторые элементы задержки-к перБым входам вторых и третьих элементов И, вторые входы первых и вторых элементов И соединены с выходами сигнал(3в 6тветов пульта оператора, вторые входы третьих элементов И соединены с блоком задания программы, подключенным к выходам кодирования неисправностей пульта оператора, нулевые входы регистра контроля .соединены с выходами первых элементов И, единичньте входы регистра контроля подключены через элементы ИЛИ к соответствующим выходам вторых и третьих элементов И.. - Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры схематически изображено на чертеже. Оно содержит пульт 1 оператора, состоящий из сменнь1Х модулей 2, подключенных к датчикам 3 кодирования неисправностей и датчикам 4 ввода ответов, пульт 5 преподавателя, соединенный с блоком 6 оценки, блоком 7 задания времени и пультом 1 оператора, и блок 8 задания программы, регистр контроля 9, выходы которого подключены непосредственно к блоку оценки 6, через первые элементы задержки 10 - к первым входампервых элементов И 11 ич6рёз вторые элементы задержки 12 - к первым входам вторых 13 и третьих 14. элементов И, вторые входы первых 11 и вторых 13 элементов И соединены с выходами соответствующих д,атчиков ввода ответов 4, вторые входьт третьих элементов И 14 соединены с бло кгбм задания программы 8, подключенным к датчикам 3 кодирования неисправностей, нулевые входы регистра контроля 9 соединены с выходами первых элементов И 1 Г, едйничнь1е входы регистра контроля 9 подключены через элементы ИЛИ 15 к соответствующим выходам вторых 13 и третьих 14 элементов И.
Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аапаратуры работает ёЛедующим образом. Перед началом работы тренер вводит в устройство неисправности, включает устройство и обнуляет с пульта 5 регистр контроля 9, высокие потенциалы с нулевых выходов которого через элементы задержки 12 подаются на первые входы элементов И 13 и 14, подготавливая их к открыванию. Далее тренер выдает задание обучаемому оператору, запускает времязадающий блок 7 и УПбдаеТ сигнал разрешения на тренажер I с пульта 5. Времязадающий блок 7отсчйтьШаёг коггтрольное время поиска неисправности, учитываемое при оценке действий оператора. По разретцения с датчика 3 нёйсправнотб мадуля выдается сигнал на соответствующий вход программного блока 8. При возбуждении данного вхо- да блок 8 выдаёт программу поиска введенной HeHcrrpaBFTucT в виде импульсов на выходах, сббтветствующих модулям зоны поиска неисправности. Эти импульсы с указанных выходов блока 8 через соответствующие элементы 14 и 15 поступают на единичные входы регистра контроля 9. При этом в регистре 9 устанавливается программа поиска введенной тренером неисправности, соответствующая модулям, которые оператор должен заменить в процессе поиска этой неисправности. С единичных выходов регистра 9 высокие потенциалы через элементы задержки 10 подаются на первые входы соответствующих элементов И 11, причем соответствующие им элементы И 13 и 14 закрываются низкими потенциалами нулевых выходов ретистра 9..
В процессе вьшолнения задания на тренажере 1 оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, введенной тренером, например, по функциональной индикации тренажера, и определяет совокупность модулей, которые необходимо заменить для устранения этой неисправности. При замене модуля (его изъятии из тренажера), соответствующего зоне поиска, его
датчик 4 формирует сигнал, который поступает на входы соответствующего закрытого элемента 13 и подготовленного к открыванию элемента 11. Последний открывается и сбрасывает соответствующий триггер регистра 9 в нуль. Таким образом, если оператор правильно определяет совокупность модулей зоны поиска неисправности и заменяет их, то все триггеры регистра контроля 9 будут находиться в нулевом состоянии. С нулевых выходов регистра 9 высокие потенциалы поступают в блок оценки 6. Если оператор заменит модуль, не входящий в зону поиска неисправности, то в этом случае сигнал с его датчика 4 поступит на вход элемента И 11, закрытого низким потенциалом с единичного выхода соответствующего триггера
регистра 9, и на вход элемента И 13, подготовленного к открыванию. Последний открывается,исигнал с его выхода через соответствующий элемент ИЛИ 15 поступает на единичнЬтй вход регистра 9 и записывает в него единицу.
Аналогично, если Оператор не заменит модуль, входящий в зону поиска, то соответствующий ему триггер регистра контроля 9 остается в единичном состоянии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры | 1984 |
|
SU1164766A1 |
Устройство для обучения операторов систем управления | 1978 |
|
SU744713A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1988 |
|
SU1524084A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Устройство для обучения операторов систем управления | 1985 |
|
SU1254526A2 |
Устройство для обучения | 1985 |
|
SU1262559A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1709372A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1357994A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439654A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1683051A1 |
Авторы
Даты
1979-01-25—Публикация
1977-02-01—Подача