Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим устройствам, обеспечиваю- разъемное соединение шин, предназначенных для пропускания больших токов.
Целью изобретения является сокращение потерь электрической энергии путем уменьшения переходного контактного электросопротивления
На фиг.1 показан соединитель в разомкнутом положении; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - вид Б на фиг.З клапан и эластичная псокладка); на фиг.5 - соединитель в начальный момент соединения; на фиг,6 - соединитель в положении Со-, единено ; на фиг.7 - разрез В-В на фиг.6.
Электрический соединитель состоит из разъемных частей (шин) 1, 2 и 3 и содержит корпус 4, в котором имеются полость 5 и прямоугольные отверстия 6. Корпус 4 выполнен сварным из стаяи. На наружной поверхности корпуса 4 шины 1 болтами 7 и шайбами 8 закреплен фиксатор 9, выполненный в виде П-образной скобы, имеющей защелки, входящие в отверстия 10, выполненел
to
СП
1
|ные в шинах 2 и 3. На контактной сто- ipoHe корпуса 4 шины 1, прилегающей |к прямоугольным отверстиям 6, жестко укреплены эластичные прО1шадки 1 1 Прямоугольной формы. Прямоугольные |отверстия 6 закрыты изнутри клапанам 112, выполненными в виде клинообразных :тел с двумя контактными поверхностями :13 около выступа 14, образованными : I металлической сеткой. Каждый клапан 12 подпрулсинен устройством 15, при- крепляемым к корпусу 4 и состоящим из втулки 16, штока 17, способного свободно перемещаться внутри втулки 16; пружины 18, крышки 19 и скобы 20 закрепляемой на штоКе 17 и связанной с клапаном 12 винтами 21. Полость 5 и внутренняя поверхность клапана 12 заполнены жидким металлом 22, через который осуществляется электрический контакт, например ртутью, галлием или его сплавами.
Так как жидкий меташл 22, исполь- зуемьш в электрическом соединителе, является агрессивным к другим металлам, то наружные поверхности втулки 16, штока 17, крьпаки 19, скобы 20, винтов 21, поверхности клапана 12 и полости 5 могут быть покрыты защитным гальваническим слоем, например гафнием, осмием и др.
Важнейшим параметром электрического соединителя, который определяет все конструктивные размеры, связывая их с габаритами соединяемых шин, и характеризует фактическую площадь электрического контакта, является дпина клапана рассчитывается по формуле
- 2
12 6(фиг,3), которая
IK
В
(
/Сч х)
D
- SV
2
,
|1 кХ„/1
- ГЦ
К)(п---)
Hn-nl
.0
max
де в - ширина шинопровода;
,5-1 - коэффициент типоразмера,
зависящий от ширины шинопровода;К
45
i
Т ( )
, пГ(2 + 2) FO + I)
табличное значение гамма- 50 функции;
параметр, характеризующий распределение материала в шероховатом слое, V 2
t - относительная опорная длина профиля на уровне средней линии;
- ми х и ,
10
15
20
25
30
35
40
--)
nl
.0,5ax
о45
50
5
ина
Rn К„ b К2т -
наибольшая высота неровностей профиля над средней линией; среднее арифметическое отклонение профиля; параметр опорной кривой;
2i- .г- 2 + 1 Е
(За модуль упругости материала прокладки;
предел упругости материала прокладки;
Np - величина критической нагрузки на прокладку;
Ч - коэффициент вязкости материала прокладки;
г - средний радиус выступов профиля поверхности прокладки; Н максимальная высота неровностей над средней линией. Устройство работает следующим образом.
В процессе соединения шины 1 с шинами 2, 3, концы скобы фиксатора
9с защепками вставляются в отверстия
10шин 2, 3 и при последующем нажатии закрепляются на шинах. При этом эластичные прокладки 11 сжимаются, обеспечивая жесткость и герметичность соединения, а клапаны 12, упираясь . выступами 14 в поверхность шин 2, 3 и преодолевая сопротивление пружины
18, поднимаются. Через открьшшиеся прямоугольные отверстия жидкий металл 22 вьшивается из полости 5 корпуса 4 на определенную поверхность шин 2 и 3, ограниченную внутренней поверхностью эластичных прокладок 11, обеспечивая , надежное контактное соединение. Электрический контакт обеспечивается жидким металлом 22 в зазоре клиновидная поверхность 12 - поверхность прямоугольного отверстия 6, а также посредством ячеек металлической сетки 13, смоченной жидким металлом 22 снаружи и изнутри.
В Процессе соединения концы скобы фиксатора 9 раздвигаются, разжимаются эластичные прокладки 11, при этом клапаны 12 под действием пружин 18 закрывают прямоугольные отверстия 6, что препятствует вьшиваниш. жидкого металла 22 наружу. Дополнительная герметичность обеспечивается плотным прилеганием эластичных прокладок 11 к короткой стороне (ширина) клапанов 12. Металлическая сетка 14 подбипя - 0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрический соединитель | 1989 |
|
SU1674279A2 |
Электрический соединитель | 1976 |
|
SU585568A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ДЕПО МЕТРОПОЛИТЕНА | 1990 |
|
RU2011564C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ЭЛАСТИЧНОГО ВСТАВНОГО ЗАЖИМА ДЛЯ ОТВЕТВИТЕЛЬНОЙ КОРОБКИ И ВСТАВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ СБОРНЫХ ШИН | 2020 |
|
RU2776354C1 |
Жидкометаллический коммутационный узел | 1989 |
|
SU1688296A1 |
НИЗКОВОЛЬТНАЯ ЭЛЕКТРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СХЕМА | 2003 |
|
RU2316090C2 |
Устройство для подвода тока к изделию при размерной электрохимической обработке | 1983 |
|
SU1127736A1 |
Электрический соединитель | 1981 |
|
SU1029285A1 |
Электрический соединитель | 1984 |
|
SU1325608A1 |
МНОГОПУАНСОННАЯ УСТАНОВКА ШАРОВОГО ТИПА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР | 1994 |
|
RU2077375C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим устройствам, обеспечивающим разъемное соединение шин, предназначенных для пропускания больших токов. Целью изобретения является сокращение потерь электроэнергии путем уменьшения переходного контактного сопротивления. В процессе соединения шины 1 с шинами 2, 3 концы скобы фиксатора 9 вставляются в отверстия 10 шин 2, 3 и при натяжении закрепляются на шинах. При этом эластичные прокладки 11 сжимаются, обеспечивая жесткость и герметичность соединения, а клапаны 12, упираясь выступами 14 в поверхность шин 2, 3 и преодолевая сопротивление пружины, поджимаются вверх. Через открывшиеся прямоугольные отверстия жидкий металл выливается из полости 5 корпуса 4 на определенную поверхность шин 2 и 3, ограниченную внутренней поверхностью эластичных прокладок 11, обеспечивая надежное контактное соединение. Электрический контакт обеспечивается жидким металлом в зазоре поверхность клапана 12 - поверхность прямоугольного отверстия 6, а также посредством ячеек металлической сетки, смоченной жидким металлом снаружи и изнутри. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
10
СИ
Y777
10
0uz.S
сэ
V
Патент США № 3503034, кл.339-61, 1970 | |||
Электрический соединитель | 1976 |
|
SU585568A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1989-11-30—Публикация
1987-07-01—Подача