Изобретение относится к электротехни ке, в частности к электротехническим устройствам, обеспечивающим разъемное соединение шин. предназначенных для пропускания больших токов.
Целью изобретения является сокращение потерь электрической энергии путем уменьшения полного контактного электросопротивления.
На фиг. 1 показан соединитель в рабочем положении, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1.
Электрический соединитель содержит разъемные частей (шины) 1 -3. Часть 3 выполнена в виде корпуса 4 с полостью 5, с прямоугольнымиотверстиями6, выполненными в дне корпуса 4 и прямоугольными отверстиями 7, выполненными в верхней части корпуса 4 Полость 5 имеет форму сегмента цилиндра, продольная ось указанного цилиндра перпендикулярна оси
симм(-|И1и корпуса 4 Корпус 4 тншолнен сварным из сглли. На пару+.11011 погерхио- сти корпуса А шины 1 при помощи пиитов 8 закреплен фиксатор 9. выполненный в виде 3..щелок, входящих п он1 ргтчч 10, выполненные н шинах 1 и 2. Ил юн гак гнои стороне ,,г.уса 4 шин 1 и 2, прилгыищил к прямо/гольным отверстиям б жео ко укреплена on if гичные прокладки 11 прпмоуголь- нои формы. Прямоугольные отверстия 6 BHyipn корпуса 4 закрыты клапанами 12, выполненными в виде клинообразных тел с двумя контактными поверхностями 13 около выступа 14, выполненными из ме алличе- ской сетки. Каждый клапан подпружинен устройством 15, закрепляемым вне корпуса 4 и состоящим из втулки 16, штока 17, способного свободно перемещаться внутри втулки 16 пружины 13 крышек 19 и скобы 20, закрепляемой, на штоке 17 и связанной с клапаном 12 винтами 21 Полость 5 и внутренняя поверхность клапана 12 заполнены
Ё
О
4
Јь
ю
N
|Ю
ю
жидким металлом 22, посредством которого осуществляется электрический контакт, например ртутью, галлием или его сплавами.
Так как жидкий металл 22, используемый в электрическом соединителе, является агрессивным к другим металлам, то при необходимости поверхности клапана 12, штоки 17, скобы 20, винтов 21, полости 5 могут быть покрыты защитным гальваническим слоем. Корпус 4 может быть снабжен двумя прокладками 23 из эластичного электроизоляционного материала, установленными внутри корпуса 4 в отверстиях 7 на штоках 17, причем внутренние стенки корпуса 4 и прокладки 23 выполнены такой формы, что вместе образуют в корпусе полость 5, в виде сегмента цилиндра.
Центральный участок 24 дна корпуса 4, расположенный в рабочем положении между шинами 1 и 2, изогнут так, что имеет форму сегмента цилиндрической поверхности, причем его образующая параллельна образующей цилиндра, сегмент которого представляет собой указанную полость 5 корпуса 4.
Устройство работает следующим образом.
В процессе соединения шины 3 с шинами 1 и 2 концы фиксаторов 9 с защелками вставляются в отверстия 10 шин 1 и 2 и при последующем нажатии закрепляются на Зтих шинах. При этом эластичные прокладки 11 сжимаются, обеспечивая жесткость и герметичность соединения, а клапаны 12, упираясь выступами 14 в поверхность шин 1 и 2 и преодолевая сопротивление пружины 18, поднимаются вверх.
Через открывшиеся прямоугольные отверстия 6 жидкий металл 22 выливается из полости 5 корпуса 4 на определенную поверхность шин 1 и 2, ограниченную внутренней поверхностью эластичных прокладок 23, обеспечивая надежное контактное соединение. Электрический контакт обеспечивается жидким металлом 22 в зазоре клиновая поверхность клапана 12 поверхность прямоугольного отверстия б, я также посредством ячеек металлической сетки,
смоченной жидким металлом 22 снаружи и изнутри.
В процессе разьединения концы фиксаторов 9 раздеигаются. разжимаются эластичные прокладки 11. при этом клапаны 12 под действием пружин 18 закрывают прямоугольные отверстия 6. что препятствует выливанию жидкого металла 22 наружу. Дополнительная герметичность обеспечивается плотным прилеганием эластичных прокладок 11 к короткой стороне (ширине) клапанов 12. Металлическая сетка подбирается экспериментально в зависимости от применяемого жидкого металла и препятствует вытеканию жидкого металла 22.
При многократной сборке-разборке соединения электрический соединитель может быть снабжен сменным резервуаром переменного объема с жидким металлом.
Формула изобретения
1.Электрический соединитель по авт. св. № 1525766. отличающийся тем, что, с целью сокращения потерь электрической энергии путем уменьшения контактного сопротивления, полость в корпусе выполнена в форме сегмента цилиндра, продольная ось которого перпендикулярна поперечной оси симметрии корпуса, а втулки и подпружиненные части штоков, установленные во
втулках с возможностью перемещения, расположены вне указанного корпуса.
2.Соединитель по п. 1. о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что корпус снабжен двумя прокладками из эластичного электроизоляционного материала, установленными внутри корпуса на штоках, причем стенки корпуса и указанные прокладки выполнены такой формы. что вместе образуют в корпусе указанную полость в форме сегмента цилиндра.
3.Соединитель по п. 1 или п. 2, о т л и- чающийся тем, что центральный участок дна корпуса, расположенный в рабочем положении между шинами, изогнут так, что
имеет форму сегмента цилиндрической поверхности, причем его образующая параллельна образуюШей цилиндра, сегмент которого представляет собой указанную полость корпуса.
t tnti
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрический соединитель | 1987 |
|
SU1525766A1 |
Электрический соединитель | 1976 |
|
SU585568A1 |
Электрический соединитель | 1984 |
|
SU1325608A1 |
Жидкометаллический коммутационный узел | 1989 |
|
SU1688296A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ СИЛОВОГО ВЫСОКОВОЛЬТНОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2148280C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО НАГРЕВАНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА | 2011 |
|
RU2465479C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ГАЗА, ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ ДЛЯ БЫТОВОГО ПРИБОРА | 2019 |
|
RU2776908C2 |
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР ИЛИ НАСОС И СИСТЕМА ПРИВОДА ПЕРЕНОСНОГО ИНСТРУМЕНТА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2451834C2 |
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРИСТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2019 |
|
RU2724995C1 |
КРИСТАЛЛИЗАТОР ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЛИТЬЯ АЛЮМИНИЕВЫХ СЛИТКОВ | 2019 |
|
RU2742553C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим устройствам, обеспечивающим разъемное соединение шин, предназначенных для пропускания больших токов. В качестве контактной среды в устройстве используется жидкий металл /ЖМ/ 24, заключенный в полость 5 корпуса 3, который крепится на шинах /Ш/ 1 и 2 с помощью фиксаторов 9. ЖМ 24 при соединении разъемных частей через прямоугольные отверстия 6 в корпусе при открывании клапанов 13, выполненных в виде подпружиненных клинообразных шин, выливается на поверхность Ш 1 и 2, ограниченную эластичными прокладками 11, обеспечивая надежное контактное соединение. 2 з.п. 4 ил.
r- ITi l
(- L - ) 22 U
r
;/
D.. J
Ч
U
f/
f w i ; Y
.jt
- - УТЗ-ЧТч - - у
---I/
r
r-a
r
HI : i
IL-J-ilJl
-I
Vt
фиг.3
Электрический соединитель | 1987 |
|
SU1525766A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-08-30—Публикация
1989-03-13—Подача