Электрическая машина Советский патент 1989 года по МПК H02K15/14 

Описание патента на изобретение SU1525828A1

I

(21)4177604724-07

(22)06.OJ .87

(46) 30.11.89. Бюл. № 44

(71)Новокаховский электромашиностроительный завод им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и Новокаховское отделение Всесоюзного научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института взрывозащищенно- го и рудничного электрооборудования

(72)М.М.Яковлев и В.Н.Бондарев

(53)621.3J8.44 (088.8)

(56)Маршак Е.Л. и Уманцев Р.Б. Ремонт электрических машин общепромьш - ленного применения. М.: Энергия, 1972, с. 157.

Авторское свидетельство СССР № 1403245, кл. Н 02 К 15/14, 1986.

(54)ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

(57)Изобретение относится к электротехнике и касается изготовления и эксплуатации электрических машин. Целью изобретения является упрощение эксплуатации и повышение технологичности электрической машины. Электри17 и У2

ческая машина содержит статор 1, подшипниковые щиты 2, 3 и ротор на валу 4, установленный в рабочих подшипниках 6, 9, наружные обоймы которых сопрягаются с внутренней поверхностью букс 7 и 10 соответственно. Между подшипниковым щитом 2 и рабочим подшипником 6 на валу 4 установлен дополнительный подшипник 5, наружная обойма которого может сопрягаться с внутренней поверхностью буксы 7 путем перемещения последней вдоль вала 4 с помощью устройств для ее перемещения, выполненных, например, в виде винтов 15, установленных в отверстиях J6 подшипниково1 о щита 2 и сопряженных своими резьбовыми частями с буксой 7. Данное вьшолнение электрической машины позволяет осуществлять заме1гу рабочих подшипников в процессе эксплуатации, не разбирая электрическую мащину и даже без остановки приводного электродвигателя, что значительно повышает технолопяность электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

9 10 « J

с

в

сл

СП ГчЭ СП

оо ю

00

Мзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при изготовлении электрических машин.

Целью изобретения является упрощение эксплуатации и повышение технологичности электрической машины.

На чертеже изображена электрическая машина, продольный разрез.

Электрическая машина содержит корпус 1, подшипниковые щиты 2 и 3, ротор на валу 4, дополнительный и пер- вьй рабочий подшипники 5 и 6 качения одш1акового наружного диаметра, соцо 8, второй рабочий подшипник 9 ка- ченшс, смонтированный в буксе 10. При этом обе буксы смонтированы в подшипниковых щитах подвижно в осевом на- правлении (вдоль вала), т.е. плаваю- цими.

Внутренние обоймы подшипников 5,6 и 9 жестко закреплены на валу А, а наружные обоймы жестко закрепляются в буксах 7 и 10. Между наружной по- перхностыо буксы и поверхностью внутренней полости подшипникового щита концентрично оси вращения ротора (валу 4) расположены шарики И, установленные с возможностью вращения и разделенные сепаратором 12. Между внутренней торцово поверхностью подшипникового щита 3 и торцом буксы 10 расположен упругий элемент 13. Вращение этой буксы предотвращается болтами 14. Внутренний диаметр подшипни- коБого иита.2 под шарики 11 выполнен длино больше двух длин буксы 7. Длина измеряется между центрами крайних r.iapiiKoB. Для перемещения буксь 7 вдоль вала 4 служат винты 15, установленные в отверстиях 16, выполненных в нодипшниковом щите 2, при этом их резьбовые части сопряжены с буксой 7 путем установки в отверстиях 17, расположенных на одинаковом расстоянии от вала равномерно по окружности. Для фиксирования винтов 15 и буксы 7 в определенном положении по длине служат эластичные прокладки 18 и пробки 19, которые ввернуты в резьбовые отверстия 20 подшипникового щита 2.

Замена подшипников качения в электрической машине осуществляется еле- дующим образом.

Во время сборки электрической машины на Вал ротора устанавливают до

0

5

n

5

5

5

0

5

0

полнительный подшипник 5, наружная обойма которого не сопряжена с внутренней поверхностью буксы 7. После износа рабочего подшипника 6 вывора- чивают пробки 19, вынимают прокладки 18 и вращают (заворачивают) винты J5 одновременно или последовательно, поворачивая на небольшой угол каждый винт. Таким образом перемещают буксу 7 вдоль вала 4. Сначала рассоединяют внутреннюю поверхность буксы 7 с наружной о боймой подшипника 6, а затем сопрягают внутреннюю поверхность буксы 7 с наружной обоймой дополнительного подшипника 5. Заворачивают все винты 15 полностью до упора буксы 7 в щит 2, затем отворачивают одинаково все винты на определенный угол для обеспечения буксе 7 плавающего положения, вставляют прокладки J8 в отверстия 20 и заворачивают пробки J9. Ввиду того, что рабочий подшипник 6 со стороны свободного конца вала 4 нагружен значительно больше рабочего подшипника 9, который находится с другой стороны вала 4, и моторесурс рабочего подшипника 6 примерно в два раза меньше моторесурса подшипника 9, менять рабочий подшипник целесообразно только со стороны свободного конца вала 4, что обеспечит работу электрической машины еще на один период до следующей замены рабочего подшипника или до капитального ремонта. При необходимости таким образом можно менять рабочие подшипники с обеих сторон вала.

Использование изобретения позволяет уменьшить трудоемкость замены изношенных рабочих подшипников приб- ,лизительно в 10 раз за счет того, что для замены поДшипника не нужно разбирать почти всю электрическую машину, если она герметическая, то не нужно заново герметизировать. Возможна замена подшипников без отсоединения электродвигателя от привода. Все указанное позволяет значительно повысить техн ологичность электрической машины и упростить ее эксплуатацию.

Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая статор, ротор, подшипниковые щиты и установленный .на валу рабочий

51

подшипник качения, наружная обойма которого сопряжена с внутренней поверхностью буксы, наружная поверхность которой установлена во внутренней полости подшипникового щита, отличающаяся тем, что, с целью упрощения эксплуатации и повышения технологичности, электрическая машина ;набжена дополнительным подшипником качения, распорным кольцом и элементами для перемещения буксы, дополнительный подшипник качения установлен между подшипниковьм щитом и рабочим подшипником качения, распорное кольцо размещено между рабочим и дополнительными подшипниками

25828

качения, букса установлена с возможностью перемещения вдоль вала в направлении дополнительного подшипника до сопряжения с его наружной обоймой.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что подшипниковый щит, во внутренней полости которого установлена букса, выполнен с отверстиями по окружности, центры которых расположены на одинаковых расстояниях от вала, а элементы перемещения буксы выполнены в виде установленных в указанных отверстиях винтов, резьбовые части которых сопряжены с буксой.

10

15

Похожие патенты SU1525828A1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел электрической машины 1986
  • Яковлев Михаил Михайлович
  • Повстяной Юрий Петрович
  • Бондарев Виктор Николаевич
  • Песюков Вадим Николаевич
  • Орлов Владимир Иванович
SU1403245A1
ИНДУКТОРНЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР 2014
  • Каледин Алесандр Александрович
  • Пахомов Дмитрий Михайлович
  • Попов Сергей Викторович
  • Семёнов Олег Степанович
RU2579754C1
Способ предотвращения пластического деформирования подшипников качения электродвигателя при его транспортировке и устройство для его осуществления 1985
  • Бондарев Виктор Николаевич
  • Филатов Виктор Павлович
SU1413319A1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2004
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2262175C1
Подшипниковый узел 2016
  • Иванщиков Юрий Васильевич
  • Доброхотов Юрий Николаевич
RU2638881C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Тупица Вячеслав Федорович[Ua]
  • Мигаль Василий Дмитриевич[Ua]
  • Животовский Михаил Алексеевич[Ua]
RU2024160C1
Подшипниковый узел электрической машины 1988
  • Бабин Юрий Владимирович
  • Малыхин Евгений Иванович
  • Лапцевич Феликс Феликсович
  • Иевлев Сергей Валентинович
  • Ильчакова Ольга Ефимовна
  • Харламова Галина Петровна
SU1644305A1
Щеточный узел коллекторного электродвигателя малой мощности 1989
  • Гурвичюс Эдуардас Изаакович
  • Каралюнас Бронюс Станиславович
  • Лесникаускас Витаутас Витауто
  • Чесонис Витаутас Ионович
SU1658254A1
Бесконтактная электрическая машина 1980
  • Орлов Борис Петрович
  • Иняшкин Владимир Иванович
  • Ивченко Юрий Григорьевич
  • Леонов Николай Иванович
  • Костюшин Александр Александрович
  • Евграфов Борис Иванович
  • Купеев Юрий Александрович
  • Еремин Анатолий Александрович
SU936227A1
Подшипниковый узел электрической машины 1983
  • Макагон Вячеслав Антонович
SU1185500A1

Реферат патента 1989 года Электрическая машина

Изобретение относится к электротехнике и касается изготовления и эксплуатации электрических машин. Целью изобретения является упрощение эксплуатации и повышение технологичности электрической машины. Электрическая машина содержит статор 1, подшипниковые щиты 2,3 и ротор на валу 4, установленный в рабочих подшипниках 6, 9, наружные обоймы которых сопрягаются с внутренней поверхностью букс 7 и 10 соответственно. Между подшипниковым щитом 2 и рабочим подшипником 6 на валу 4 установлен дополнительный подшипник 5, наружная обойма которого может сопрягаться с внутренней поверхностью буксы 7 путем перемещения последней вдоль вала 4 с помощью устройств для ее перемещения, выполненых, например, в виде винтов 15, установленных в отверстиях 16 подшипникового щита 2 и сопряженных своими резьбовыми частями с буксой 7. Данное выполнение электрической машины позволяет осуществлять замену рабочих подшипников в процессе эксплуатации, не разбирая электрическую машину и даже без остановки приводного электродвигателя, что значительно повышает технологичность электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 525 828 A1

SU 1 525 828 A1

Авторы

Яковлев Михаил Михайлович

Бондарев Виктор Николаевич

Даты

1989-11-30Публикация

1987-01-06Подача