Изобретение относится к машиностроению и касается деталей машин, а именно резьбовых соединений деталей.
Цель изобретения - повьш1ение надежности и расширение функциональных возможностей путем обеспечения визуального контроля усилия затяжки.
На фиг.1 изображено резьбовое соединение деталей, общий вид, совмещенный с продольным размером; на фиг,2 - то же, вид сверху.
Соединение содержит резьбовой стержень 1, навинченную на него гайку 2 с наружным резьбовым участком
и выступами 3 под ключ. На наружной резьбе с натягом установлена с возможностью осевого перемещения вдоль корпуса гайки втулка 4 с буртиком, в которой диаметрально установлены оси 5 из упругодеформируемого материала. На осях 5 консольно расположены с возможностью вращения зубчатые шестерни 6.
На втулке 4 с возможностью вращения с упором в буртик втулки установлено зубчатое колесо 7 с торцовыми зубьями, взаимодействукяцими с зуб чатыми шестернями 6. На колесе 7 жестко закреплен защитный кожух 8,
СП
00 о 00
Од 00
на котором возможно выполнение рифлений .
Сборка сбединений происходит следующим образом.
Резьбовой стержень 1 пропускается через соосные отверстия соединяемых деталей 9 и 10, а затем навертывается гайка 2 с предварительно уста новленной на ней втулкой 4, смонтиро ванными осями 5 с шестернями 6, колесом 7 и кожухом В. При затягивании резьбового соединения в определенный момент нижние части шестерен 6 начинают контактировать с поверхностью верхней соединяемой детали 9. При зтом осуществляется их поворот относительно горизонтальных осей 5, и колесо 7 вместе с защитным кожухом 8 начинает поворачиваться в направлении поворота гайки 2. При дальнейшем затягивании сосдиненения гайка 2 перемещается вдоль осп резьбового стержня 1 BHVI3 до тех пор, пока своим опорным торцом не начинает взаимодействовать с верхней поверхностью детали 9. При этом происходит упругая деформация oceii 5 и заклинивание зубчатого зацеплеппя шестерен 6 и колеса 7.
Колесо 7 и кожух 8 теряют возможность поворота отпосительно оси стержня 1, что визуально отмечается как окончание процесса затягивания соединения и достижение заданного усилия затяжки.
Кожух 8 служит и для защиты поверхности на дета.пи 9 от случайного попадания посторонних предметов при затягивании соединения. Резьбовое соединение с натягом втулки 4 и накидной гайкой 2 препятствует случайному осевому перемещению втулки Д, После затягивания соединения на поверхность детали 9 оказьп1ают даапе- ние нижние участки зубчатых шестерен 6, осуществляя стопорение соединения ,
Установочное осевое перемещение втулки вниз приводит к уменьшению
задаваемого усилия затяжки, так как зазор в зубчатом зацеплении в этом случае выбирается при повороте накид,. ной гайки на меньший угол ,Проверку достижения требуемого усилия затяжки можно осуществить и при сборке вслепую, убедившись в потере возможности про- ворота колеса и кожуха вручную. Удобство предварительного задания требуемого усилия затяжки повышается при нанесении на торце втулки соответствующих меток.
Формула изобретения
1,Резьбовое соединение деталей, содержащее резьбовой стержень и уста - новленную на нем гайку со средством контроля усилия затяжки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей путем обеспечения визуального контроля усилия затяжки, гайка выполнена с наружным резьбовым участком, а средство контроля усилия затяжки - в виде втулки
с буртиком на неопорном торце и внутренней резьбой, колеса с торцовыми зубьями, установленного на втулке с упором в буртик и с возможностью вращения относительно оси резьбового соединения, и шестерней, консоль- но установленных на радиально укрепленных на втулке осях, втулка навинчена на резьбовой участок гайки, оси выполнены из упругодеформируемого материала, шестерни размещены с наружной стороны втулки в контакте с торцовыми зубьями колеса и поверхностью соединяемой детали с возможностью вращения.
2,Соединение по п,1, о тли чающее с я тем, что, с целью регулирования контролируемого усилия затяжки, втулка установлена на гайке с возможностью осевого перемещения,
3,Соединение по п,1, о т л и ч ю щ е е с я тем, что зубчатое колесо снабжено неподвижно закрепленным на нем кожухом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стопорное резьбовое соединение, в том числе для групповых соединений | 2024 |
|
RU2820745C1 |
Способ сборки и разборки групп крупных резьбовых узлов фланцевых соединений и устройство для его осуществления | 1987 |
|
SU1521585A1 |
Силовой ключ | 1990 |
|
SU1776553A1 |
МЕХАНИЗМ ЗАГРУЗКИ КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ | 2013 |
|
RU2548204C2 |
СВЕРЛИЛЬНАЯ ГОЛОВКА | 1991 |
|
RU2024365C1 |
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА | 1996 |
|
RU2096309C1 |
ГАЙКОВЕРТ | 2011 |
|
RU2473417C1 |
Способ образования резьбы на полой детали и устройство для его осуществления (его варианты) | 1983 |
|
SU1292889A1 |
Закрепительное устройство (его варианты) и закрепительный инструмент | 1989 |
|
SU1718732A3 |
Электромеханический привод зажимного устройства | 1983 |
|
SU1235664A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к резьбовым соединениям деталей. Цель изобретения - повышение надежности и расширение функциональных возможностей путем обеспечения визуального контроля усилия затяжки. Резьбовое соединение деталей содержит резьбовой стержень, навинченную на него гайку с наружным резьбовым участком и средство контроля усилия затяжки. Средство контроля выполнено в виде втулки с буртиком и внутренней резьбой, колеса с торцовыми зубьями и шестерней на осях, укрепленных радиально на втулке. Колесо установлено на втулке с упором в буртик и с возможностью вращения относительно оси резьбового соединения. Шестерни консольно размещены на осях с наружной стороны втулки в контакте с торцовыми зубьями колеса и поверхностью соединяемой детали с возможностью вращения. При затяжке гайки колесо теряет возможность поворота, что визуально отмечается как окончание процесса затягивания соединения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Носилевич Г.Б | |||
и др | |||
Затяжка и стопорение резьбовых соединений | |||
- М.: Машиностроение, 1971, с | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1989-12-23—Публикация
1987-12-08—Подача