Изобретение относится к подшипникам скольжения, преимущественно к радиальным подшипникам гидротурбоагрегатов.
Цель изобретения - повышение грузоподъемности .
На фиг.1 изображен подшипник, продольное сечение в вертикальной осевой плоскости; на фиг.2 - то же, поперечное селение; на фиг.З - подшипник, в аксонометрии; на фиг.4 - развертка рабочей поверхности подшипника.
Подшипник скольжения состоит из жесткого корпуса 1 и эластичного вкладыша 2. На рабочей поверхности вкладыша 2, обращенной к направлению действия нагрузки выполнены торцовые проточки 3 переменной ширины b и переменной глубины $ в поперечном сечении, симметрично в поперечном сечении относительно линии действия нагрузки, с максимальной глубиной и шириной в вертикальном осевом сечении и плавно уменьшающейся глубиной и шириной до нуля в горизонтальном осевом сечении.
Под действием внешней нагрузки W и при вращении вала с угловой скоростью СО в смазочном слое пары трения развиваются гидродинамические давления Р , под действием которых эластичная поверхность трения вкладыша деформируется. Деформации пропорциональны гидродинамическим давлениям в смазочном слое, т.е. на торцах и в местах начала и обрыва смазочного слоя деформации будут отсутствовать, а в месте максимума давления деформации будут максимальные.
Для того, чтобы компенсировать деформации поверхности трения, избежать износ, обеспечить режим жидкостного трения и минимальные торцовые утечки, в нагруженной части подшипника выполнены упомянутые выше торцо- вые проточки криволинейной формы. Переменные ширина b и глубина & торцовых проточек обусловлена различной деформацией поверхностного трения в различных точках по дуге окружности.
Наиболее эффективно применение предложенной конструкции для эластичных подшипников с высокой податливостью материала вкладыша Ср 6- 15 мкм/МПа, (ер - коэффициент пропорциональности между деформацией поверхности и давлением на нее). У подшипников с высокой податливостью материала вкладыша на высоких нагруз- ках или смазке маловязкими жидкостями деформации поверхности трения значи
5
5
0
тельно больше толщины смазочного слоя .
Подшипник с торцовыми проточками переменной ширины и глубины в поперечном сечении имеет меньшие торцовые утечки, следовательно, и большую грузоподъемность.
Формула изобретения
Подшипник скольжения, содержащий корпус с эластичным вкладышем, на рабочей поверхности которого выполнены торцовые проточки, криволинейной формы, отличающийся тем, что, с целью повышения грузоподъемности, торцовые проточки на рабочей поверхности вкладыша, обращенной к направлению действия нагрузки, выполнены с переменными шириной и глубиной, симметрично относительно линии действия нагрузки, с максимальными глубиной и шириной в вертикальном осевом сечении и плавно уменьшающимися глубиной и шириной до нуля в горизонтальном осевом сечении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437004C1 |
Подшипниковый узел сателлита | 1981 |
|
SU1090941A1 |
УПЛОТНЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ВАЛОВ И ОСЕЙ | 2007 |
|
RU2357140C2 |
Опорный подшипник скольжения | 1990 |
|
SU1739098A1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2252344C2 |
Торцовое уплотнение вращающегося вала с гидравлическим затвором | 2016 |
|
RU2620621C1 |
ОПОРА ПРОКАТНОГО ВАЛКА | 2000 |
|
RU2172654C1 |
Вкладыш подшипника скольжения | 1983 |
|
SU1141239A1 |
Подшипниковый узел (варианты) | 2013 |
|
RU2677435C2 |
СКОРОСТНАЯ КАМНЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ОСЕЙ ПРИБОРОВ | 1996 |
|
RU2112267C1 |
Изобретение относится к подшипникам скольжения гидротурбоагрегатов. Цель изобретения - повышение грузоподъемности. Подшипник скольжения состоит из жесткого корпуса и эластичного вкладыша. Под действием внешней нагрузки и при вращении вала с угловой скоростью в смазочном слое пары трения развиваются гидродинамические давления, под действием которых эластичная поверхность трения вкладыша деформируется. Чтобы компенсировать деформации поверхности трения, избежать износ, обеспечить режим жидкостного трения и максимальные торцовые утечки, в рабочей части подшипника выполнены торцовые проточки переменной ширины и глубины. Это позволяет получить плавно сопряженную поверхность трения и обеспечить жидкостный режим трения на всей несущей поверхности подшипника. 4 ил.
.3
1
1
-
А Фиг 1.
3 Фи-г..,
Фи$.г
Фщ.Ч
Воронков Б.Д | |||
Подшипники сухого трения | |||
Л.: Машиностроение, 1979, с | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1989-12-30—Публикация
1987-05-11—Подача