.V «
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано для обучения и контроля знаний операторов различных про- изводств, где необходимо соблюдать последовательность выполнения различных операций, предназначено для отработки последовательности выполнения этих операций и может использоваться для подготовки и контроля знаний операторов химической и нефтехимической промышленности.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей уст1 ройства с обеспечением отработки поС ледовательности выполнения операций, при которой выполнение каждой последующей операции возможно только тогда, когда выполнена предыдущая one- рация при самостоятельном обучении оператора.
На фиг„1 изображена схема устройства; на фиг.2 - блок-схема тренажера .
Устройство содержит блок 1 памяти элемента ответов, блок 2 сравнения, блок 3 памяти выполнения операции, блок 1 предъявления результата, входящие в состав узла 5 выполнения од- ной операции тренажераt содержащего также блок 6 генераторов, блоки 7 и 8 установки в исходное и конечное состояние, блок 9 звуковой сигнализации, блок 10 регистрации ошибок, блок 11 интерфейса, ЭВМ 12.
Тренажер с использованием данного устройства работает следующим образом.
При касании сенсора Е3блока 7 ус- тановки в исходное состояние на его выходе появляется импульс, который устанавливает схему в исходное состояние, т.е. элементы памяти всех узлов 5 устанавливаются в исходное состояние. При касании сенсора Е1 первого узла 5 ёмкость входа блока 1 увеличивается и импульсы на С-вход триггера блока 1 подаются с задержко относительно импульсов н D-входе. На прямом выходе триггера появляется 1, а на инверсном выходе - 0м, который поступает на шину сигнализации ввода. Запускается одновибратор блока 9, и отрабатывается звуковой сигнал, подтверждающий ввод операции С прямого выхода триггера блока 1 импульс поступает на С-вход триггера блока 3. Так как на D-вход этого
Q
5
триггера первоТо узла 5 постоянно подан высокий логический уровень, триггер принимает состояние 1 и происходит соответствующее переключение индикации. На блок 11 с прямого выхода первого узла 5 поступает высокий логический уровень. С блока 11 информации о выполнении первой операции поступает на ЭВМ 12.
При касании сенсора Е г второго узла 5 аналогично первому случаю отработается звуковой сигнал, подтверждающий ввод операции, С выхода блока 1 импульс поступает на С-вход триггера блока 3. Так как на D-вход этого триггера поступает высокий логический уровень с прямого выхода предыдущего узла 5, триггер изменяет свое состояние на 1м, при этом на вход блока 2 поступает низкий логический уровень с инверсного выхода предыдущего узла 5 блокирующий появление сигнала ошибки. Так же, как и при выполнении первой операции, происходит соответствующее переключение индикации и через блок 11 на ЭВМ 12 поступает информация о выполнении второй операции. Таким образом, не нарушая последовательности, можно перевести все триггеры блоков 3 в состояние 1, т.е. в конечное состояние,, Если же нарушить последовательность, например после установки устройства в исходное состояние коснуться сенсора не первого узла 5, а любого другого, то на D-входе триггера блока 3 соответствующего узла 5 появляется низкий логический уровень, поступающий с предыдущего узла 5, и по импульсу, поступающему на С-вход этого триггера, триггер своего состояния не изменяет, т.е. остается в состоянии О, переключения индикации не происходит. Кроме того, на входе блока 2 - высокий логический уровень, поступающий с инверсного выхода предыдущего узла 5, и в момент касания сенсора на другом входе блока 2 также появится 1, в результате чего на выходе блока 2 появляется уровень О1,1 который поступает на шину сигнала ошибки, запускается одновибратор блока 9 и отрабатывается соответствующий сигнал, оповещающий о допущенной ошибке. Сигнал низкого логического уровня также запускает одновибратор блока 10, и состояние дьоично-десятичных счетчиков изменяется на единицу.
515
Предлагаемое устройство обеспечивает отработку последовательности операций в режиме обучающего устройства, т.е. после выполнения очередной операции на экране дисплея ЭВМ отображается информация о последующей операции, которую необходимо выполнить. За счет применения сенсорного ввода повышается надежность, долговечность и удобство пользования устройством. В режиме контроля знаний оценивается степень подготовки обучающегося по количеству ошибок, допущенных при выполнении последовательных операций.
При допущенной ошибке звуковой сигнал обращает внимание обучающегося на ошибку, что делает невозможным дальнейшее прохождение последовательности операций, пока не будет введен правильный ответ, не позволяет обучающемуся пропустить ,в последовательности выполнения операций какую-либо операцию и заставляет его искать правильный вариант ввода операций, способствует лучшему усвоению последовательности выполнения операций.
Ф-о рмула изобретения
Устройство для контроля работы оператора, содержащее блок памяти элемента ответов, вход которого явля196
ется информационным входом устройства, а информационный выход соединен с первым входом блока сравнения, выход которого является информационным входом устройства, и блок предъявления результата, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введен блок памяти выполнения операции, первый и второй установочные входы которого являются соответствующими управляющими входами устройства, синхровход подключен к информационному выходу блока памяти элемента ответов, информационный вход является первым эталонным входом устройства, а выходы соединены с соответствующими входами блока предъявления результата и являются соответствующими информационными выходами группы устройства, второй вход блока сравнения, информационный вход блока памяти элемента ответов, первый и второй синхровходы блока памяти элемента ответов, синхровход блока памяти элемента ответов и выход блока сравнения являются соответственно вторым эталонным входом, первым и вторым входами синхронизации, выходом синхронизации и выходом результатов контроля устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1166166A2 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1709372A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1336082A1 |
Устройство для обучения основам вычислительной техники | 1990 |
|
SU1775728A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982063A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Устройство для обучения основам вычислительной техники | 1990 |
|
SU1781692A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU873263A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при обучении и контроле знаний операторов различных производств, где необходимо соблюдать последовательность выполнений операций. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства, которое содержит блок 1 памяти элемента ответов, блок 2 сравнения, блок 3 памяти выполнения операции и блок 4 предъявления результата. Перечисленные блоки образуют узел 5 выполнения одной операции тренажера. Число узлов 5 в тренажере соответствует числу операций в изучаемом процессе. Выходы каждого узла 5 соединены с соответствующими входами последующего аналогичного блока. Выходами узла 5 являются прямой и инверсный выходы блока 3. Инверсный вход узла 5 является входом блока 2. Прямой вход является входом блока 3. В тренажере также имеются блок счета ошибок и блок звуковой сигнализации. Эти блоки подсоединяются через шину к выходам блоков 5. Изобретение позволяет выполнять очередную операцию тренажа лишь после выполнения предыдущей операции. 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
( УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА |
Авторы
Даты
1990-01-30—Публикация
1986-12-08—Подача