Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей.
На фиг. 1 изображен болт после закручивания стержня на угол ц ; на фиг. 2 - резьбовое соединение после затяжки.
Способ осуществляется следующим
образом.
Сначала производят закручивание цилиндрического стержня 1 болта на угол if 130 - 215 в пределах его пластической деформации, прикладывая крутящий момент М,, направленный в сторону, противоположную направлению крутящего момента Мгат при затяжке резьбового соединения. Затем на скрученном стержне 1 нарезают резьбу, болт устанавливают в резьбовое соединение деталей 2 и 3 и осуществляют его затяжку в глухом отверстии 4
приложением к головке 5 болта крутящего момента MiclT . При этом скрученный стержень раскручивается на величину углаМ упругой деформации. Если момент Кр в резьбе меньше момента Кг на торце головки болта, то при действии вибрационных нагрузок, когда , периодические колебания нагрузки вызывают соответствующие колебания осевой упругой деформации стержня, происходит ослабление резьбового соединения за счет изменения трения покоя до величины трения движения, что вызывает микросмещения несущих поверхностей резьбовых деталей относительно друг друга в сторону закручивания без специального инструмента (направление действия Мэне )
Если момент Кр в резьбе больше момента Мт на торце головки болта, то при действии тех же вибрационных нагрузок и изменении величины трения
ел
Јь
4
СО 00
покоя до величины трения движения, относительное микросмещение деталей в сторону отвинчивания (направление действия момента , ) исключается, так как раскрученный стержень до величины угла Ч1 0 надежно удерживается осевой силой от поворота.
Величина момента затяжки болта определяется по показаниям динамо- метрического ключа, а величина момента раскручивания стержня в пределах упругих деформаций - с помощью тензометрирования.
Пример. В глухих отверстиях для завинчивания болтов М10 х 1,5 длиной 40 мм из стали 38ХА допускаемый момент затяжки составляет 220 кг/см. Допускаемая осевая нагрузка при затяжке составляет 1500 кг. Углы плас- тического скручивания цилиндрическог стержня для болтов Ml 0«1,1 длиной 40 мм и (эв 85 кг/мм1 составляет 130 - 215 .
Площадь контакта торцевой поверх- ности головки болта с деталью резь- бового соединения составляет
rt
Ft 124,3 мм , а площадь контакта поверхности резьбы стержня болта с другой деталью этого же соединения составляет Fp 165,87 мм .
В тех случаях, когда длина стандартного болта наименьшая, нужно закрутить его на угол 130, а. когда длина болта наибольшая, нужно закрутить на угол 215 . Промежуточные значения длин стандартных болтов, например 4 - 280 мм, нужно закрутить ira угол, равный номинальной величине из соотношения
- 4+- tlA-i6 ,
макс L6
Q
5
0
где - номинальная величина закручивания стержня болта; Ч - наименьшая величина угла закручивания стержня болта, например 130 ;
- наибольшая величина угла закручивания стержня, например,
L6 - наибольшая длина болта в переделах ГОСТа;
1Б - длина болта, стержень которого необходимо закрутить.
Реализация предлагаемого способа позволит получить надежное соедине- -ние, как при сборке деталей со сквозными резьбовыми отверстиями, так и с глухими, снизить трудоемкость и себестоимость сборки резьбовых соединений, уменьшить йотери на их дополнительный контроль и обслуживание.
Формула изобретения
Способ получения резьбового соединения, включающий следующие операции: установку болта в резьбовое отверстие, затяжку резьбового соединения приложением крутящего момента к болту и закручивание цилиндрического стержня болта на угол, пропорциональный моменту на головке болта, в сторону, противоположную направлению этого момента, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, закручивание цилиндрического стержня болта осуществляют до его установки в резьбовое отверстие перед выполнением на стержне резьбы, а крутящий момент прикладывают к головке болта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ затяжки резьбового соединения | 1982 |
|
SU1149069A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ В РЕЗЬБЕ | 2024 |
|
RU2818012C1 |
БОЛТ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ В ГЛУХОМ ОТВЕРСТИИ | 1998 |
|
RU2154203C1 |
СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ В РЕЗЬБЕ | 2024 |
|
RU2825541C1 |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ В РЕЗЬБЕ | 2024 |
|
RU2825542C1 |
Самоконтрящаяся гайка и способ ее установки | 1985 |
|
SU1295057A1 |
Самостопорящийся болт | 1980 |
|
SU962686A1 |
Способ затяжки резьбового соединения | 2015 |
|
RU2621749C2 |
Болт | 1988 |
|
SU1603085A1 |
ВЫСОКОНАГРУЖЕННОЕ ТЕРМОЗАТЯГИВАЕМОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2015 |
|
RU2602478C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам сборки крепежных резьбовых соединений и может быть использовано при сборке деталей как со сквозными, так и с глухими резьбовыми отверстиями. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. Закручивают стержень болта на угол 130...215Ъ в сторону, противоположную направлению крутящего момента при затяжке. Нарезают на нем резьбу. Затягивают соединение, прикладывая момент к головке болта. При этом скрученный стержень раскручивается на величину угла упругой деформации. Реализация способа позволит снизить трудоемкость и себестоимость сборки резьбовых соединений. 2 ил.
J №.2
Способ затяжки резьбового соединения | 1982 |
|
SU1149069A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-02-07—Публикация
1988-01-21—Подача