Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть использовано для устройства дорожных и аэродромных покрытий.
Целью изобретения является повышение прочности и водостойкости дооож- ного покрытия.
Способ осуществляют следующим образом.
Нефтяной гудрон, сланцевую зону, каменные материалы и смесь галито- еогс шлама с никель-хромовым капапизатором перемешивают при в течение 60 с .
Полученную смесь укладывают в дорожное полотно , затем его поливают смесью сланцевой золы, отхода произ- ЕГДСТВЗ капролактама из бензола, образующегося на стадии нейтрализации продуктов окисления циклогекса - на и воды, после чего уплотняют.
Для реализации способа используют следующие материалы: нефтяной гудрон вязкостью 70 с при 80 С, сланЈЛЈ 4 «
4ь
05
цевую золу с содержанием свободной окиси кальция 12%|каменные материалы - песок с модулем крупности 2,6} галитовый шлам - отход производства калийных солей. Состав шлама,%: хлористый калий ,5; хлористый4магний 0,3; сернокислый кальций 1,2; глинистые материалы 3,5; остальное - хлористый натрий.
Гранулометрический состав шлама приведен в табл. 1.
Отработанный никель - хромовый катализатор представляет собой смесь никеля и хромового окисла, объединенных связующим веществом, состава, %: никель 8, окись хрома 89, связующее 3. В качестве связующего используют эпоксидные и полиэфирные смолы.
Состав катализатора удовлетворяет существующим требованиям и представляет собой гранулы - цилиндры размером 0, см. Гранулы подвергают дроблению (гранулометрический состав в табл. 1).
Галитовый шлам и отработанный катализатор вводят только в смеси, что способствует лучшему распределению катализатора в объеме материала и интенсификации процесса окисления за счет увеличения удельной поверхности. Кроме того, галитовый шлам в результате наличия солей также способствует интенсификации окисления.
Основное назначение галитового шлама заключается в его гигроскопической способности (притяжении воды) благодаря чему вокруг части шлама образуется пленка воды, которая поступает перед уплотнением смеси, а также из паров воздуха, способствующая гидратации частиц сланцевой золы, а тем самым росту прочности и водостойкости.
Отход производства капролактама из бензола, образующийся на стадии нейтрализации продуктов окисления циклогексанола (органико-щелочной концентрат - ОЩК) представляет собой
5
водный раствор нитриевых солей моно- и дикарбоновых кислот (он соответствует существующим требованиям). Состав отхода: 37% указанных солей, 0,5% механических примесей, остальное - вода. Отход выполняет роль поверхностно-активного вещества.
Примеры выполнения способа и свойства получаемого дорожного покрытия приведены в табл. 2 и 3Как видно из приведенных в табл. 2 и 3 данных, предлагаемый способ обеспечивает получение дорожного покрытия с высокой прочностью и водостойкостью.
0
5
0
5
0
5
0
Формула изобретения
Способ устройства дорожного покрытия, включающий приготовление смеси путем смешения нефтяного вяжущего, минерального порошка, каменных материалов и добавки, укладку ее в дорожное полотно и уплотнение, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и водостойкости дорожного покрытия, в качестпе нефтяного вяжущего используют нефтяной гудрон, в качестве минерального порошка - сланцевую золу, а Б качестве добавки - смесь галитового шлама с отработанным никель-хромовым катализатором в соотношении 1:(0,05-0,1) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нефтяной гудронЦ-J
Сланцевая зола6-15
Указанная смесь0,1-0,5
Каменные материалы Остальное а перед уплотнением дорожное полотно поливают смесью, содержащей, мас.%: Сланцевая зола5 Ю
Отход производства капролактама из бензола, образующийся на стадии нейтрализации продуктов окисления циклогексанола0,1-1,0 Вода89-9,9
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2000 |
|
RU2204537C2 |
Способ получения вяжущего | 1981 |
|
SU1006476A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1992 |
|
RU2039858C1 |
Способ получения вяжущего для дорожных покрытий | 1980 |
|
SU896039A1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2011 |
|
RU2471737C1 |
СМЕСЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2057733C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2005 |
|
RU2303576C2 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1992 |
|
RU2095324C1 |
Способ приготовления смеси для дорожного строительства | 1987 |
|
SU1583384A1 |
Вяжущее для дорожного строительства | 1982 |
|
SU1096267A1 |
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства дорожных и аэродромных покрытий. Цель изобретения - повышение прочности и водостойкости дорожного покрытия. Способ устройства дорожного покрытия заключается в приготовлении смеси путем смешения 4-7 мас.% нефтяного гудрона, 6-15 мас.% сланцевой золы, 0,1-0,5 мас.% смеси галитового шлама с отработанным никель-хромовым катализатором при соотношении 1:0,05-0,1 и остального - каменных материалов, с последующей укладкой полученной смеси в дорожное полотно. Затем дорожное полотно поливают смесью, содержащей 5-10 мас.% сланцевой золы, 0,1-1,0 мас.% отхода производства капролактама из бензола, образующегося на стадии нейтрализации продуктов окисления циклогексанола и 89-94,9 мас.% воды. После этого дорожное полотно уплотняют. Прочность при сжатии при 20°С получаемого покрытия 5,1-7,9 МПа, при 50°С 2,1-3,4. Коэффициенты водостойкости 1,0, длительной водостойкости 0,86-0,90. 3 табл.
Компоненты
Гранулометрический состав,% при полном проходе через сита, мм 2,5 1,25 0,63 0,315 0,7 | 0,071
Галитовый шлам100
Отработанный никель-хромовыйкатализатор1,О
Состав смеси дорожного полотна, мае.%:
нефтяной гудрон
сланцевая зола
смесь галитово шлама с отработанным никель- хромовым каталзатором
каменные материалы
Соотношение галитового шлама и отработанного катализатора
Состав смеси для полива дорожного полотна,:
Предел прочности
при сжатии , МПа,
о при, С:
20
60
20
И
6,0
A3
ЗА
12
Таблица 2
А 6
5,5 7 10,5 15
0,1 89,9
0,3 0,5 83,7 77,5
1:0,05 1:0,08 1:0,1
7,0
7,9
2,А
W7468
i Продолжение табл.3.
О10,0
Водонасыщение,%3,8
Набухание,/о0,3
Коэффициент водостойкости1 ,0
Коэффициент длительной водостойкости0,86
3, 1М 1,8 0,32
1,0 0,88
2,0 12,0 1,54,5 0,5-1,5
0,7-0,9 0,6-0,85
Технические указания по применению нефтяных гудронов (ост томиих битумов) в дорпжном строительсгпе.- М | |||
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок | 1922 |
|
SU1975A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Руководство по строительству пожных асфальтобетонных покрытий, - М.: Транспорт, 1976, с | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1990-02-23—Публикация
1987-07-07—Подача