(46) 07.12.90. Бгол. № 45
(21)4408255/31-11
(22)11.04.88
(71)Красноярский политехнический институт
(72)В.Г.Анопченко
(53)629.113.012(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 1280824, кл. В 60 В 19/00, 1986.
(54)ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Изобретение относится к движителям высокой проходимости. Цель - повышение надежности. Движитель содержит обод, составленный из шарнирно соединенных звеньев 1,2,3,4, два из которых своими серединами шарнирно связаны с водилом 7, жестко прикрепленным к концу приводного вала. На во- диле 7 установлен по крайней мере один кривошип 15, который тягой }7 соединен со звеном 3. На валу кривошипа жестко установлена шестерня, зацепленная с центральной шестерней подвижно в осевом направлении, установленной в корпусе с возможностью жесткого соединения с водилом 7 или с корпусом при помощи возвратно-поступательного привода. При сцеплении центральной шестерни с корпусом качения движителя сопровождается изменением формы обода и постоянным радиусом качения. При сцеплении центральной шестерни с водилом форма обода не изменяется. 3 ил.
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
SU1624878A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2121093C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU650877A1 |
Движитель транспортного средства Анопченко В.Г. | 1990 |
|
SU1790936A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЛАСТИНЧАТЫЙ ГИДРОМОТОР ШАШКИНА | 1996 |
|
RU2111380C1 |
УСТРОЙСТВО ТРАНСЛЯЦИИ МУСКУЛЬНЫХ УСИЛИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ОБОД ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2739642C1 |
ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА | 1992 |
|
RU2073804C1 |
ПРИВОД КОЛЕСА ВЕЛОСИПЕДА | 2015 |
|
RU2622734C2 |
БЕЗИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА | 1992 |
|
RU2073805C1 |
Изобретение относится к движителям транспортных средств высокой проходимости.
Цель изобретения - повышение надежности.
На фиг. 1 представлен вид движителя сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 в увеличенном масштабе, на фиг. 3 - схема движителя в шести- звенном варианте исполнения.
Движитель транспортного средства (фиг. 1, 2) содержит четырехэвенный обод, образованный сегментообразными звеньями 1,2,3,4, связанными концами шарнирами 5, причем звенья 1 и 3 связаны средней частью шарнирами 6 с лучами водила 7, закрепленного на валу 8, размещенном в балке 9 корпуса. К концу вала 8 жестко прикреплено любым известным способом водило 7f
а на цилиндрической части вала 8 поворотно и подвижно в осевом направлении установлена центральная 10 шестер ня с торцовыми шлицами 11 и 12 на ее концах, которые пепеременно сцепляются соответственно с балкой 9 и водилом 7.
Шестерня 10 входит в зацепление с шестернями 13, закреплеными на валах 14 кривошипов 15, 16 связанных соответственно со звеньями 3 и 1 тягами 17, 18 и шарнирами 19, причем число зубьев шестерни 10 вдвое больше числа зубьев шестерни 13, т.е. передаточное число зубчатой передачи равно половине числа звеньев движителя. Управление шестерней 10 осуществляют зубчатой муфтой 20 с рычагом 21, связанным с силовым приводом (на фиг. не показан) поворота, а также
сд
кЈь 41 tsD
Ј.
с пильчатым рычагом 2, угтяноплен- ным в кольцевой проточке шестерни | 10, подвижным в осевом направлении (относительно балки 9. Хорды звеньев с 1,2,3,4 выполнены равной длины и образуют шарнирный квадрат, в центре которого расположена шестерня 10, оси шарниров 6 и 19 звеньев 1 и 3 совмещены с их хордами, причем шарниры ю 19 - в месте пересечения отрезка, перпендикулярного хорде и проходящего через центр вала 14 в том случае, когПри необходимости движения с неизменяемой формой колеса, например на болоте, шестерню 10 вильчатым рычагом 22 перемещают в крайнее правое положение, в котором она шлицами 12 соединена с водилом 7, что делает неподвижным шестерни 13, которые фиксируда хорды образуют квадрат, а кривошипы 15, 16 совпадают с отрезками 15 ют форму об°Да Установленную предва- прямой, проходящей через центры ва- лов 8 и 14. Радиус кривошипов 15, 16 установлен равным радиусу делительной окружности шестерни 13, максимальный
рительно положением рычага 21.
ормула изобретения
Движитель транспортного средства, прогиб звеньев 1,2,3,4 примерно вдвое 20 содержащий обод в виде шарнирно свяменьше прогиба дуги окружности, проходящей через шарниры 5. Профиль звена определен геометрическим построением из условия обеспечения постоян- (ного клиренса при качении движителя. На фиг. 3 показан тестиэвенный движитель, звенья которого выполнены по дуге окружности, а число зубьев шестерни 10 в три раза превышает число
зубьев шестерни 13, т.е. передаточное зо выполнен в виде шарнирно соединенночисло равно половине числа звеньев обода.
Движитель работает следующим образом.
Для реализации движения без вертикальных колебаний оси шестерню 10 устанавливают в крайнее левое положение, при этом она шлицами 11 связана с муфтой 20, которая удерживает шестерню 10 от вращения. При этом от приводного вала 8 водило 7 приводитс во вращение и шестерни 13, обкатываясь по неподвижной шестерне 10, вращают кривошипы 15, 16, которые тягами 17 и 18 поворачивают звенья 1 и 3
отиосительно водила, обеспечивал постоянный радиус качения.
При повороте рычагом 21 муфты 20, я следовательно, и шестерни 10 изменяется внешняя форма обола, которая из квадратной становится ромбовидной.
При необходимости движения с неизменяемой формой колеса, например на болоте, шестерню 10 вильчатым рычагом 22 перемещают в крайнее правое положение, в котором она шлицами 12 соединена с водилом 7, что делает неподвижным шестерни 13, которые фиксируют форму об°Да Установленную предва-
ют форму об°Да Установленную п
рительно положением рычага 21.
форму об°Да Установленную предва-
ормула изобретения
з-1 иных между собой выпуклых в сторону опорной поверхности звеньев, средней частью соединенных с концами многолучевого водила, жестко связанного с установленным в корпусе приводным валом, и механизм изменения формы обода, отличающийся тем, что„ с целью повышения надежности, механизм изменения формы обода
го тягой с одним из звеньев обода, по крайней мере, одного кривошипа, вал которого смонтирован в водиле параллельно приводному валу и жестко
соединен с шестерней, зацепленной с центральной шестерней, шарнирно установленной на корпусе и соединенной с приводом ее осевого перемещения для попеременного сцепления с водилом
и шарнирно укрепленной на корпусе муфтой, связанной с приводом ее фиксированного поворота, причем передаточ- ное число от центральной шестерни к шестерне кривошипа равно половине числа звеньев.
21
r)A720A
Фиг. 1
Фиг. 2
/3
Редактор В.Ахрем
Составитель Ю.Шурупов
Техред А.Кравчук Корректор Т.Палий
Заказ 4339
Тираж 416
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-тдательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Фиг.З
Подписное
Авторы
Даты
1990-12-07—Публикация
1988-04-11—Подача