Колесно-шагающий движитель Советский патент 1979 года по МПК B62D57/02 

Описание патента на изобретение SU650877A1

Изобретение относится к цвижителям транспортных средств высокой проходимос ти. Известен колес но-шагающий движитель который содержит два шарнирно-сочлененных рычага, первый из которых своим свободным концом поворотно соединен с корпусом транспортного средства, а второй - со ступицей колеса, приводы вра-. щения ходового колеса и рычагов, и механизм их блокировки. Привод вращения колеса выполнен в виде размещенного во втором рычаге гидромотора, привод вращения рычагов выполнен в виде гидроцилиндров, связывающих первый рычаг с ко пусом и со вторым рычагом, а блокирую- щий механизм размещен в приводных элементах l J. Удовлетворяя в целом требованиям высокой проходимости, этот движитель имеет существенные недостатки, заключающиеся в сложности конструкции и труднос ти управления транспортным средством из-за большого количества приводов (по три на каждое колесо, двенадцать на всю машину). Известен и другой движитель, состоящий из колеса, ось которого расположена эксцентрично относительно его обода и соеданена с выходным валом редуктора, размещенным в рычаге подвески. Входной вал редуктора установлен соосно с шарниром подвески в корпусе и соединен с управляемым диском двусторонней муфты, одна полумуфта которой жестко связана с корпусом транспортного сред- . ства, а другая - с рычагом подвески 2J. Этот движитель конструктивно прост, привод в колесном и щагаюшем осуществляется от одного двигателя, переход с щагающего режима на колес1а 1Й и обратно осуществляется переключением двухпозиционной муфты. Однако цв {житель имеет существенный недостаток, Заключающийся в том, что переход с одного режи- ма на возможен только в двух по ложениях колеса за полный его оборот. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату являет-ся кш1есно -шагающий движитель, который содержит два шарнирноСоединенных рычага, первый из которых своим свободным концом шарнирно связан с корпусом транспортного средства, второй со ступицей колеса, тяговый редуктор, размещенный в обоих рычагах поцвески, и блокирующий механизм, состоящий из червячной пары, снабженной коман дным электродвигателем, при этом червячная шестерня связана со ступицей первого рычага, а червяк с корпусом з. Колесный режим осуществляется включением только тягового двигателя, а колеснр шагающий режим - включением тяго вого и .командного электродвигателей. Недостатком этого движителя является наличие дифференциальной связи между рычагами и колесом на этапе выноса корпуса транспортного средства. Такая связь предполагает, что перемещение корпуса может быть осуществлено только при определенном соотношении внеш них сил, действующих на колесо и корпус транспортного средства, и внутренних потерь привода и блокирующего устройства. При Неблагоприятном соотнощении возможен откат колеса назад, в результате чего корпус транспортного средства может не перемещаться вперед. Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства путем исключения дифференциальной связи колеса и рычагов на этапе выноса корпуса. Это достигается тем, что движитель снабжен планетарным редуктором, расположенным между блокирующим механизмом и тяговым редуктором, блокирующий механизм состоит из трехзвенного планетарного механизма, солнечная шестерня кото рого соединена с валом двигателя, водило с входным валом тягового редуктора, а эпицикл посредством планетарного редуктора - с первым рычагом, при этом водило и эпицикл снабжень управляемыми тормозами, неповоротно связанными с корпусом транспортного средства, Кинематическая схема движителя изображена на чертеже. Движитель достоит из двух пустотелых шарнирно-соединенных рычагов 1 и 2, Первый рычаг 1 свободным концом установлен на стакане 3, конструктивно объе диненным с корпусом тягового двигателя 4, который установлен неподвижно на корпусе 5 транспортного средства. Второй рычаг 2 связан со ступицей колеса 6. ычаги движителя расположены в плоскости вращения колеса и кинематически связаны друг с другом с помощью редуктора привода вращения рычагов 7, Выходной вал двигателя 4 соединен с солнечной щестерней 8 блокирующего меанизма. Эпицикл 9 блокирующего механизма снабжен электромагнитным тормозом 1О и соединен через планетарный редуктор 11с первым рычагом 1, а водило 12 этого редуктора снабжено тормозом 13 и соединено с входнь м валом 14 тягового редуктора. Тяговый редуктор состоит из планетарной передачи 15 и цилиндричесской пары 16, встроенных в первом рычаге, и ступени ITj встроенной во втором рычаге, Вал л.4 тягового редуктора расположен соосно стулнце рычага 1 и двигателя 4. промежуто- ный вал 18 COOCHD оси сочленения рычагов 1 и 2, выходной вал 19 -- соосно ступице колеса 6, Редуктор 11 расположен ьлежду блокирующим механизмом (эвеьшя 8, Ю, 12 и 13) и передачей 15 тягового редуктора, причем таК) что его соднечные щестерни 20 охватывают вал 14 тягового редуктора, а эпицикл 21 послецкего выполнен заодно с рычагом 1. Колесно-щагающий движитель работает следующим образом. При включении тормоза 1О эпицикл 9 соединяется с корпусом двигателя 4, В этом случае вся мощность двигателя 4 через планетарный ряд блокирующего механизма и тяговый редуктор передается колесу. Движитель работает в колесном режиме. Тормоз 13 при этом выключен. Для выноса колеса при работе движителя в колесно-шагающем режиме выключаются .оба тормоза 1О и 13, Между эпициклом 9 и водилом 12 блокирующего механизма и, следовательно, между соединенными с этими звеньями рычагом 1 и колесом 6 устанавливается дифференциальная связь так, что вращается и первый рычаг, и колесо. Колесо перемещается как ведущее от момента на колесе и толкаемое от силы на конце второго рычага, причем, чем больше сила сопротивления качению, тем больше момент на колесе и тем больше толкающая сила. При вращении рычага 1 благодаря кинематическим связям редуктора привода вращения рычагов и благодаря тому, что плечи этих рычагов равны, ось колеса совершает прямолинейные перемещейия относительно корпуса транспортного сред ства. Для выноса корпуса при работе движи теля в коресно-шагающеК режиме тормо 10 выключается, а тормоз 13 включает™ ся. Водило 12 блокирующего механизма и, следовательно, вал 14 тягового редуктора оказывается соединенным с корпусом двигателя 4, т. е, оказывается неподвижным. Вся мощность двигателя 4 через блокирующий механизм и планетарный редуктор передается на вращение , что вызывает перемещение кор пуса 5 транспортного средства относител JHO оси колеса 6.Ввиду того,что звенья тяго- вого редуктора при вращении рычагов совер- шалот планетарные перемещения,условие неподвижности колеса - отсутствие вращения, необходимого для реализации опти-,. мальных тяговых свойств колеса, может быть получено из основного уравнения кинематических связей звеньев движителя i JUKS- 2 p 4V24 -«). где Ш - угловая скорость вращения вхоД кого ьала тягового редуктора; (jy - угловая скорость вращения первого рычага; угловая скорость вращения коле 1 1 - передаточное отнощение частей тягового редуктора, встроенных, соотверственно, в первом и втором рычагах. На этапе выноса корпуса входной вал тягового редуктора неподвижен, т. е. ОУ О. Тогда для неподвижности колеса 6, т. е. Ш; О, из указанного уравне ния с учетом,, что аи р , следует 12-2i 0 или12 2--;р-При достаточно больщом i считать, что -f-i. 2Торможение колесно-шагающего движителя осуществляется одновременно включе нием тормозов 10 и 13. Таким образом предлагаемый движитель имеет следующие преимущества: не6776 подвижность колеса обеспечивается жес1 кой кинематической связью aneviefiTOB привода; блокирующий механизм обеспечивает весьма простое и эффективное управление сменой режихюв движения; значительно уменьшаются потери э 1ергии в блокирующем механизме и уменьшается передаточное число тягового и планетарного редукторов, так как часть их передаточного -числа реализуется планетарным рядом блокирующего механизма. Формула изобретения Колесно-шагающий движитель, содержащий два щарнирно сочлененных рычага, первый из которых своим свободным концом щарнирно соединен с корпусом траН спортного средства, а другой - со ступн.цей колеса, двигатель, тяговый редуктор, размещенный в обоих рычагах, и блоки- рующий механизм, о т л, и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения прохс димости транспортного средства путем исключения дифференциальной связи колеса и рычагов на этапе выноса корпуса, он снабжен планетарным редуктором, рас положенным между блокирующим механ 5змом к тяговым редуктором, блокирующий механизм состоит из трехзвенного плане-тарного механизма, солнечная шестерня которого соединена с валом двигателя, водило - с входным валом тягового редуктора, а эпицикл посредством планетарного редуктора - с первым рычагом,. прп этом водило и эпицикл снабжены управляемыми тормозами, iTenoBopOTUD связанными с корпусом транспортного средства, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3842926,: кл. 18О-81, 1974. 2.Авторское свидетельство СССР МЬ 534386, кл. е 62 D 57/02. 3.Заявка № 2112271/11, 05.03.75 , по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.

/ /J 3 №

4 t /

/ / //

/ / I ij,

/ / / л

/ 7

a

// 2f fs /6 г

/ / V// /

Похожие патенты SU650877A1

название год авторы номер документа
Колесно-шагающий движитель транспортного средства 1981
  • Владыкин Сергей Алексеевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Переверзев Николай Алексеевич
  • Рыков Геннадий Иванович
SU1000336A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Переверзев Николай Алексеевич
  • Рыков Геннадий Иванович
SU908646A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Владыкин Сергей Алексеевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU874445A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Кажукало Иван Федорович
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Корепанов Георгий Николаевич
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU948742A2
Колесно-шагающий движитель 1977
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU679465A1
Колесно-шагающий движитель 1979
  • Гладцын Андрей Петрович
  • Кляцкин Давид Яковлевич
  • Матвеев Павел Николаевич
SU887340A2
Колесно-шагающий движитель 1979
  • Бечвай Николай Евгеньевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Егоров Алексей Иванович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU880852A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Сологуб Павел Степанович
SU921936A1
Устройство для обеспечения движения транспортного средства в колесно-шагающем режиме 1977
  • Кажукало Иван Федорович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU659446A1
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ 2017
  • Волов Валерий Анатольевич
  • Гусева Наталья Константиновна
  • Конколович Андрей Георгиевич
  • Маленков Михаил Иванович
RU2671661C1

Иллюстрации к изобретению SU 650 877 A1

Реферат патента 1979 года Колесно-шагающий движитель

Формула изобретения SU 650 877 A1

SU 650 877 A1

Авторы

Кажукало Иван Федорович

Гринев Вячеслав Владимирович

Комиссаров Виктор Иванович

Корепанов Георгий Николаевич

Маленко Михаил Иванович

Мицкевич Анатолий Владимирович

Рыков Геннадий Иванович

Даты

1979-03-05Публикация

1976-05-19Подача